А без проведения двух лет в табуне лошадь не может быть социализирована? И разве не добронравности и лояльности лошади к человеку добиваются люди, независимо от того, какой метод ее воспитания они практикуют? И ни это они понимают в первую очередь, когда говорят, что лошадь социализирована? Или целенаправлено убивающий двуногих, но вполне сносно уживающийся с другими лошадьми монстр тоже социализирован? Или боящаяся любого шороха и движения человека лошадь, но не боящаяся, сородичей, она тоже "социализирована"? А толку от такой социализации?
Тут, наверное, надо определиться с тем, что понимать под "отправкой в табун". Ибо, если под этим понимать практику отправки кобыл на выжеребку куда-нибудь на остров, наподобие Коневца (угу, отсюда и название), или во чисты поля, да на подножий корм, а потом отлавливать через год выживший молодняк для сверх быстрой обтяжки, заездки, испытаний, и опять на год, туда же, до выставления на продажу либо отправки в ремонт, то это одно. И нафиг ее, такую социализацию. Зачем это делается теми, кем делается, в принципе понятно: экономия и некая реализация, так сказать, "естественного отбора".
Но лошади, пришедшие из такого табуна, несмотря на свою социализацию среди сородичей, совершенно не "социализированы" по отношению к человеку: доминантных "альф" приходится ломать, "омег" же - приводить в чувство и отучать лезть на стены и падать в обморок от любого незнакомого им запаха, звука, и, не приведи бог, резкого движения.
Если же под "табуном" понимать на самом деле полутабунное содержание, когда лошади по возможности весь световой день гуляют небольшими тщательно подобранными человеком табунчиками в просторных левадах, а спят, едят, получают уход и ветобслуживание, учатся взаимодействовать с человеком в конюшне, то какой, простите, это табун?
И вот в последних условиях, как раз, лошадь получает все необходимые навыки взаимодействия как с сородичами, так и с людьми, если последние, конечно, не самоустранились от воспитания молодняка и умеют его воспитывать.
Природой не случайно устроено так, что периоды, наиболее благоприятные для обучения: бескритичное воспринимание и принимание всего нового (раз делается, значит, так надо), улучшенная память, повышенная психическая и эмоциональная пластичность, легкое формирование условных рефлексов, и т.п. заложены именно в детстве, как у людей, так и у животных. И если это время упустить, пустив все на самотек, то упускаются и многие возможности влияния на развитие (же)ребенка.
На счет проверки людей. Одних из самых воспитанных пони, пони, которые ходили за хозяйкой как собачки, без корды и чумбуров, которые позволяли человеку делать с собой все, что угодно, и даже в мыслях не смели укусить или ударить человека, которые слушались хозяйку беспрекословно и в то же время были абсолютно довольны вполне, кстати, полноценной жизнью, я видел на одной прокатной домашней конюшенке. Их хозяйка, если бы узнала, что я считаю ее методы воспитания лошадей очень высокопрофессиональными, сильно удивилась бы. Ведь она воспитывает и пони, и лошадей чисто интуитивно.
И только у нее я видел уже "полноразмерного" мерина, позвавшего меня на помощь своему другу - жеребцу, и этого самого жеребца, спокойно ждавшего помощи в ситуации, в которой моя кобыль, например, обязательно проявив самодеятельность, в лучшем случае, сильно покалечилась бы. А получившего помощь, ПОБЛАГОДАРИВШЕГО за нее, и продолжившего пастись дальше. (При всем моем желании не очеловечивать лошадей).