Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5
Темный текст
Может, все за один раз и не успею. Сейчас я прошу вас, пока будете читать, вспомнить все фильмы ужасов, детективы и шпионские романы, которые вы когда-либо смотрели или читали.
Вынуждена, чтобы вам было проще понять, открыть еще одну карту: патологический аналог темной акцентуации - эпилепсия. Это нам понадобится, когда я буду говорить об образности темного текста.
Простой герой
Главный герой темного текста - простой обыватель, не отличающийся особыми талантами. Он может даже откровенно принижать самого себя, говорить, что он мал и ничтожен (Макар Девушкин в "Бедных людях" Достоевского). Он хорошо делает свое маленькое дело, но в то же время при необходимости может понять и сделать то, что нужно. Как правило, он занят физическим трудом, а не умственным.
Обычно он небольшого роста (Адсон из "Имени розы" Умберто Эко) и испытывает комплекс неполноценности, не любит, когда им пренебрегают, очень болезненно относится к неуважению со стороны других людей (Аркадий Долгорукий из "Подростка" Достоевского, а также главный герой "Записок из подполья").
В начале своего пути он может испытывать унижение, но мечтать впоследствии отплатить обидчикам, что часто и делает (Слоненок из одноименной сказки Киплинга). Цель его жизни - борьба против зла (на этом простроены детективы и многие книги, например, о пограничниках и других людях опасных профессий). Бороться со злом можно даже теми же методами, что используют сами злодеи.
Опасный умник
Это враг простого героя. Он способный, умный, хитрый. Часто высокого роста - так проявляется комплекс неполноценности, робость перед ним главного героя. Темные авторы часто очень подробно описывают таких злодеев, как будто смакуют зло.
Он знает что-то такое важное, чего не знает главный герой, часто сует нос в чужие дела, пытаясь что-то понять, - причем обязательно с целью принести вред человечеству. Отсюда возникает популярный образ сумасшедшего ученого - доктор Моро, человек-невидимка (Уэллс), инженер Гарин (А.Н. Толстой), математик доктор Мориарти (Конан-Дойл), страстный и внимательный читатель книг Хорхе Бургосский (Эко), профессор Преображенский ("Собачье сердце"), профессор Персиков ("Роковые яйца" Булгакова).
К ученым в темных текстах нередко откровенно пренебрежительное отношение: достаточно вспомнить хотя бы карикатуру на НИИ в "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. Обратите внимание, что у главного героя не получается колдовать - он по сути своей отличается от коллег-ученых, он простой герой. В книге Стругацких же "Пикник на обочине" сталкер мысленно подтрунивает над ученым Кириллом ("вот они все, ученые-очкарики, все-то им надо узнать, всему-то найти объяснение") - это при том, что он хорошо относится к Кириллу. В том же тексте (цитата неточная) - очень показательно: "Надо думать... Что значит думать? Это значит хитрить, изворачиваться..." (Т.е. думать - это априори плохо.)
В религии это образ дьявола. Дьявол (по крайней мере, в христианстве) всегда позиционируется как умный.
Особый тип злодея-умника - красавец-соблазнитель. Он красив, но развратен ("Портрет Дориана Грея" Уайльда).
Промежуточный персонаж, или манкурт
Белянин, автор теории доминант, называет этот тип промежуточным персонажем, но когда я изучала эту теорию, у меня как-то само пошло - манкурт, манкурт... Так что буду пользоваться этим термином.
Манкурты - герои "Буранного полустанка" Айтматова, существа, лишенные памяти и прошлого.
Манкуртов (в широком смысле) в темных текстах много: морлоки ("Машина времени" Уэллса), пролы ("1984" Оруэлла), йеху ("Путешествия Гулливера" Свифта), зверолюди ("Остров доктора Моро" Уэллса), деревянные солдаты Урфина Джуса (Волков). Обычно их много, это целые толпы существ, не имеющих прошлого, утративших человеческий облик и интерес к чему-либо, не уважающих других людей - тем они и страшны. Они несамостоятельны, это оболваненное стадо, марионетки в руках злодея-умника.
Изредка они индивидуализированы - это Шариков ("Собачье сердце"), библиотекарь Малахия ("Имя розы").
c.d.n.