Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5, 10

Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5

У нас в классе это было одно из любимейших произведений. Школа самая обычная, английская, т.е. в данном случае главное, что не литературная гимназия для будущих филологов. Да и в целом класс у нас был не очень читающий... И ничего - вполне себе переварили главы из хрестоматии, много смеялись, обсуждали на переменах и чуть ли не игры устраивали по мотивам книги.
Если следовать вашей логике, так и "Войну и мир" не все читают - и что?
Вы считаете, эти вещи вообще что-то меняют в акцентуации читателей?
 
Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5

Mrs. John написал(а):
У нас в классе это было одно из любимейших произведений. Школа самая обычная, английская, т.е. в данном случае главное, что не литературная гимназия для будущих филологов. Да и в целом класс у нас был не очень читающий... И ничего - вполне себе переварили главы из хрестоматии, много смеялись, обсуждали на переменах и чуть ли не игры устраивали по мотивам книги.
Если следовать вашей логике, так и "Войну и мир" не все читают - и что?
Вы считаете, эти вещи вообще что-то меняют в акцентуации читателей?

Я никогда не сомневалась, что у Вас и школьный класс был совершенно выдающийся :lol:
Вчера специально спросила у дочери (она чуть младше Вас и училась, кстати, во французской спец. школе). Дочь утверждает, что ни в обязательной программе, ни в программе для самостоятельного чтения этой книги не было. И что никто из одноклассников ее не читал в 7-ом классе, соб-но, там большинство вообще ничего, кроме комиксов не читало. И я склонна ей верить, потому что она читала все книги из обеих программ. Однако в любом случае - что Ваша, что моя выборка не репрезентативна :wink:

"Войну и мир" мало кто читает целиком, но у всех есть хоть какое-то представление об этом произведении.

В акцентуации читателей, возможно, эти вещи ничего не меняют. А вот почему важно правильно формулировать вопросы, уже написала lisa (и не только она), не считаю нужным начинать 155-ый круг.
 
Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5

Какая программа была у дочки? Есть построенные по спиральному принципу (в 7-м классе читаем "Тарас Бульба" Гоголя, в 9-ом - его же "Мертвые души", аналогично с остальными авторами), есть линейные (5-й класс - литература Древнего Востока и Античности, 6-й - Средневековая Европа, 7-й - эпоха Возрождения и т.д.). У меня был второй случай.
lisa, может, и хорошо объяснила, но она в данном случае неправа. Кстати, закономерности внутри ответа каждого отдельного участника показывают, что тест составлен правильно.
 
Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5

Темный текст

Может, все за один раз и не успею. Сейчас я прошу вас, пока будете читать, вспомнить все фильмы ужасов, детективы и шпионские романы, которые вы когда-либо смотрели или читали.
Вынуждена, чтобы вам было проще понять, открыть еще одну карту: патологический аналог темной акцентуации - эпилепсия. Это нам понадобится, когда я буду говорить об образности темного текста.

Простой герой
Главный герой темного текста - простой обыватель, не отличающийся особыми талантами. Он может даже откровенно принижать самого себя, говорить, что он мал и ничтожен (Макар Девушкин в "Бедных людях" Достоевского). Он хорошо делает свое маленькое дело, но в то же время при необходимости может понять и сделать то, что нужно. Как правило, он занят физическим трудом, а не умственным.
Обычно он небольшого роста (Адсон из "Имени розы" Умберто Эко) и испытывает комплекс неполноценности, не любит, когда им пренебрегают, очень болезненно относится к неуважению со стороны других людей (Аркадий Долгорукий из "Подростка" Достоевского, а также главный герой "Записок из подполья").
В начале своего пути он может испытывать унижение, но мечтать впоследствии отплатить обидчикам, что часто и делает (Слоненок из одноименной сказки Киплинга). Цель его жизни - борьба против зла (на этом простроены детективы и многие книги, например, о пограничниках и других людях опасных профессий). Бороться со злом можно даже теми же методами, что используют сами злодеи.

Опасный умник
Это враг простого героя. Он способный, умный, хитрый. Часто высокого роста - так проявляется комплекс неполноценности, робость перед ним главного героя. Темные авторы часто очень подробно описывают таких злодеев, как будто смакуют зло.
Он знает что-то такое важное, чего не знает главный герой, часто сует нос в чужие дела, пытаясь что-то понять, - причем обязательно с целью принести вред человечеству. Отсюда возникает популярный образ сумасшедшего ученого - доктор Моро, человек-невидимка (Уэллс), инженер Гарин (А.Н. Толстой), математик доктор Мориарти (Конан-Дойл), страстный и внимательный читатель книг Хорхе Бургосский (Эко), профессор Преображенский ("Собачье сердце"), профессор Персиков ("Роковые яйца" Булгакова).
К ученым в темных текстах нередко откровенно пренебрежительное отношение: достаточно вспомнить хотя бы карикатуру на НИИ в "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких. Обратите внимание, что у главного героя не получается колдовать - он по сути своей отличается от коллег-ученых, он простой герой. В книге Стругацких же "Пикник на обочине" сталкер мысленно подтрунивает над ученым Кириллом ("вот они все, ученые-очкарики, все-то им надо узнать, всему-то найти объяснение") - это при том, что он хорошо относится к Кириллу. В том же тексте (цитата неточная) - очень показательно: "Надо думать... Что значит думать? Это значит хитрить, изворачиваться..." (Т.е. думать - это априори плохо.)
В религии это образ дьявола. Дьявол (по крайней мере, в христианстве) всегда позиционируется как умный.
Особый тип злодея-умника - красавец-соблазнитель. Он красив, но развратен ("Портрет Дориана Грея" Уайльда).

Промежуточный персонаж, или манкурт
Белянин, автор теории доминант, называет этот тип промежуточным персонажем, но когда я изучала эту теорию, у меня как-то само пошло - манкурт, манкурт... Так что буду пользоваться этим термином.
Манкурты - герои "Буранного полустанка" Айтматова, существа, лишенные памяти и прошлого.
Манкуртов (в широком смысле) в темных текстах много: морлоки ("Машина времени" Уэллса), пролы ("1984" Оруэлла), йеху ("Путешествия Гулливера" Свифта), зверолюди ("Остров доктора Моро" Уэллса), деревянные солдаты Урфина Джуса (Волков). Обычно их много, это целые толпы существ, не имеющих прошлого, утративших человеческий облик и интерес к чему-либо, не уважающих других людей - тем они и страшны. Они несамостоятельны, это оболваненное стадо, марионетки в руках злодея-умника.
Изредка они индивидуализированы - это Шариков ("Собачье сердце"), библиотекарь Малахия ("Имя розы").

c.d.n.
 
Двойник
В темных текстах у главного героя часто есть двойник. Он может быть как помощником главного героя, так и его врагом. Пожалуй, второе встречается чаще.
Формы двойников различны - близнецы (Кальсонеры в "Дьяволиаде" Булгакова), внешние двойники (Голядкины в "Двойнике" Достоевского), манекены (восковая фигура Шерлока Холмса), портреты ("Портрет Дориана Грея"), внутреннее сходство (способность говорить на змеином языке у Гарри Поттера и Вольдеморта, а также одинаковое происхождение их волшебных палочек). В романе Дины Рубиной "На солнечной стороне улицы" Вера в детстве боится своей тени - на стене увеличившаяся тень по вечерам выделывает какие-то свои штучки.
Иногда речь идет не о двойнике в буквальном смысле слова, но о раздвоенности героя - как, например, в случае с альтистом Даниловым, получеловеком-полудемоном из повести В. Орлова.
Двойник либо помогает, либо полностью разрушает жизнь героя ("Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" Стивенсона).
Образ двойника проявляет прежде всего самоощущение человека темного типа. Его личность как бы разделена на две половины - "положительную" и "отрицательную". Эти половины по сути своей сменяющие друг друга фазы раздражительности, гнева и затем спокойствия. Человек с темной доминантой подсознательно оценивает этот процесс как борьбу своего "правильного" эго с "неправильным" альтер-эго.

c.d.n.
 
Сверху