Re: Литература и психология (опрос). Результаты, стр. 5
Спасибо участникам за отзывы и обсуждение. Мне понятна ваша позиция, продолжать наш спор по поводу качества теста - не вижу смысла. Все-таки вы в нем увидели что-то совсем свое. Если кто-то хочет подискутировать по поводу искажений сюжетов, халтуры и т.д., милости просим ко мне в личку.
Хотя мне до сих пор искренне непонятно желание некоторых участников поскорее выискать в тесте ошибки абсолютно без знакомства с этой теорией и с тем, как она работает. Эти рассуждения о точности сюжетов... Если следовать вашей логике, то каждый читатель должен читать книги строго в пределах своих доминант и носа за эти рамки категорически не высовывать. Даже из любопытства. Под страхом не то расстрела, не то полного разочарования в литературе, надо полагать. А уже как книга написана... Качество книги не влияет на ее психологическую составляющую. Или доминанты проявляются только у классиков? Что, правда?
Keplian и Pion-piolun - в самую точку.
Еще пару реплик, пока не забыла. У Ахматовой и де Сада акцентуация совпадает, так что сходство и путаница не случайны.
Произведение, на которое Глория указала как на мало читаемое даже ее поколением, входит в один из вариантов современной школьной программы по литературе для 7-го класса. Сейчас, кстати, есть и его адаптированное для детей издание.
Перейдем к семантике. Желающие, кстати, ознакомившись со следующей частью, смогут и проверить мои выводы относительно себя, проанализировав любимые тексты (только учтите, что в число любимых текстов иногда могут попадать и психологически чуждые произведения - потому что читатель иногда усматривает в них нечто похожее на то, что ему нужно, поэтому не торопитесь с выводами... о сложных случаях я скажу отдельно).
Семантика
Веселый текст
Сила и эрудиция
В веселом тексте герои редко страдают и болеют. У них хорошее самочувствие, они "бодры, веселы", выносливы, деловиты, сильны, иногда подчеркивается их знакомство с приемами борьбы. (Если и случаются неприятности вроде раны на поле боя, это несерьезно и быстро проходит.) Для примера вспомним барона Мюнхгаузена, который и кареты под мышкой носил, и сам себя за волосы вместе с конем из болота вытащил.
Но кроме физической силы важна и умственная: герои интеллектуально развиты, обладают большими способностями, часто знают несколько языков, в том числе малораспространенные и забытые (первым на ум пришел Гэндальф - в книге несколько раз подчеркивается, что иные надписи только он и может прочесть). Речь Остапа Бендера пестрит самыми разными цитатами. Если требуется быстро овладеть новым навыком, герой с легкостью это делает (в к/ф "Приключения раввина Якова" главный герой отлично станцевал еврейский танец, хотя и делал это впервые в жизни).
Персонажи
Героев в веселом тексте много, они часто собираются в команду - мушкетеры, трое в лодке, три бандита из к/ф "Кавказская пленница", помощники барона Мюнхгаузена. Главному герою как будто самого себя мало.
Пространство
В веселом тексте оно обширно, но герои быстро преодолевают большие расстояния по горизонтали. Поэтому к веселым текстам относятся практически все приключенческие романы. Здесь примеров много: герои Жюля Верна, много путешествует барон Мюнхгаузен, герои Дюма, Ильфа и Петрова, трое в лодке у Джерома, едет на тройке Чичиков... Здесь находит отражение двигательная активность, характерная для гипоманиакального состояния.
Полет
Человек с веселой акцентуацией часто испытывает чувство легкости тела, полета... Поэтому в веселых текстах встречаются мотивы полета: Мюнхгаузен на ядре (ну и что с того, что во времена Распе не было авиации!), старик Хоттабыч на ковре-самолете, Карлсон. Много неба, самолетов и летчиков в аниме Хаяо Мияздаки.
Общительность
Герой веселого текста хочет общаться с людьми и говорить... Иногда, впрочем, он скорее болтлив, чем настроен на двусторонний контакт. Это состояние можно хорошо себе представить, если вспомнить монолог Хлестакова, когда он рассказывает о своей жизни в Петербурге.
Пение
От избытка жизненной энергии герою хочется петь: например, постоянно поет и сочиняет песни Винни-Пух. Обратите внимание, что экранизации веселых текстов (а иногда и к/ф сами по себе) - это нередко именно музыкальные фильмы: "Трое в лодке", "Три мушкетера", "В джазе только девушки", "Веселые ребята".
Аппетит
У героя хорошего текста всегда хороший аппетит (не путать с голодом!). Чичиков и герои Рабле не страдают отсутствием аппетита, равно как и мушкетеры (вспомним, сколько выпил и съел Портос, когда был вынужден остаться в гостинице), к ним добавим и откровенных обжор Винни-Пуха и Карлсона. Это легко понять: для гипоманиакальной личности, чтобы петь, прыгать, плясать, быстро решать задачи, нужны силы и энергия, а для этого надо хорошо питаться.
Мания величия
Герой веселого текста склонен переоценивтаь свои возможности: "лучший в мире рисовальщик петухов" (Карлсон), "трудно быть самым умным и красивым" (лирический герой Сергея Михалка из группы "Ляпис-Трубецкой").
Впрочем, окружающие нередко принимают герой за более значительное лицо: мелкого чиновника Хлестакова принимают за ревизора, Чичикова - за Наполеона. Ходят легенды и о герое романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус" .
Богатство
Герою либо везет в деньгах, либо он охотится за деньгами: "Двенадцать стульев", "Золотой теленок", к/ф "Операция "Святой Януарий". Впрочем, он легко с ними расстается.
Любовь и женщины
Нередко присутствует любовный мотив. Он может быть как в форме развитой сюжетной линии, так и в форме всего лишь присутствия дамы в сюжете, часто в команде: м/ф "Охотники за привидениями", мадам Грицацуева и Эллочка ("Двенадцать стульев"), фрекен Бок. Находит любовь Ходжа Насреддин (В. Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине"), араб из к/ф "Приключения раввина Якова" неравнодушен к рыжим девушкам, а в к/ф "Пятый элемент" любовь и является недостающим элементом. Так проявляет себя характерный для "веселого" состояния повышенный интерес к противоположному полу.
Животное
У четырех танкистов есть собака, у троих в лодке - тоже собака, есть собака и у изобретателя из к/ф "Назад в будущее", осел у Ходжи Насреддина, у охотников за привидениями есть монстрик Лизун, барон Мюнхгаузен постоянно охотится... Даже в к/ф "Бал" в одном из эпизодов есть кошка, которую с треском отрывают от платья хозяйки, чтобы зазвать последнюю на танцы. Мир в веселых текстах населен животными. Но это - загадка для психологов.
Враги
На самом деле они не враги, а... так, мелкие и легко преодолимые неприятности на жизненном пути. Обратите внимание, что в веселых текстах на образах врагов никогда не делается акцент как на воплощении сил зла. Зла как темного начала в веселых текстах нет, равно как и в печальных.
Печальные мотивы
Я уже говорила о закономерности сочетания доминант "печальный - веселый". В веселом тексте можно встретить такие грустные явление, как бедность (мушкетеры постоянно испытывают недостаток средств), одиночество (нищ и одинок Плюшкин). В финале иногда деньги вообще пропадают, в кино часто разлетаются по ветру на фоне титров или высыпаются из сумки в толпу: "Золотой теленок", к/ф "Операция "Святой Януарий". Ходжа Насреддин никак не может разбогатеть, т.к. раздает добытые деньги. В истории о Винни-Пухе печально все, что имеет отношение к ослику Иа-Иа: он несчастен, у него плохое настроение и мрачный вид.