Нашла интересные казахские поверья
Если стоящий во дворе конь, завидев хозяина, задирает хвост и начинает громко пукать - к дороге.
Добрая примета, если конь зевает, широко разинув рот.
Если снаряженный в дорогу конь испражняется катышами - путь будет удачлив, поездка добычлива и возвращение озарится радостным событием.
Споткнувшегося коня не бьют; напротив, ездок правой рукой вытирает и прочищает ему глаза - затем, чтобы сбросить и прогнать чертей, любящих развлекаться, закрывая глаза коням. Путешественник не бьет и не стегает лошадь по крупу, потому что ему известно: святой Хизр, оберегающий и поддерживающий одинее завязывают узлом какую-нибудь сладость и, повязав на шею собаке, отпускают с ней прочь. Ребятишки обычно излавливают эту собаку и, достав сладкое, лакомятся, разделив поровну. Вновь добытую ребятами "собачью сорочку" впоследствии передают какой-нибудь бездетной женщине. Значение этого обряда - чтобы побольше было детей, доставляющих радость всему миру.
Гривы и хвосты ездовым лошадям обычно не подстригают, и это знак здоровья и невредимости их владельцев.
Когда умирает хозяин, его осиротевшему коню выстригают гриву и хвост и тем самым придают траурный вид. Обчекрыженная (т. е. потерявшая хозяина) лошадь вызывает у казахов ощущение скорби и веяние смерти, почему они и не стригут своих лошадей всуе.
Когда всадники движутся группой и лошадь одного из них остановилась, чтобы помочиться, этикет предписывает остальным также остановиться и подождать. Если кто-то продолжает движение - он плохой спутник. Ибо не подождавший в заурядной ситуации разве станет ждать в ситуации экстремальной? Такой не будет тебе другом, и о нем делают вывод как о человеке дурно воспитанном, нечистоплотном и вероломном. С такими обычно постепенно охлаждают отношения и стараются не иметь ничего общего.
Рядом стоящие на коновязи кони начинают чесать или покусывать друг друга - хорошая примета. Хозяева радуются: "Значит, суждено нам породниться, заключить друг друга в объятия и праздновать торжество".
Продавая кому-то или даря одному из родственников ездовую лошадь, казах оставляет у себя недоуздок и повод, ибо уверен: священный дар и доброе начало животного гнездятся в его голове, частицы ауры которых хранятся и на этих предметах. Отдать их вместе с конем - значит рисковать всем счастьем и благосостоянием дома, которые вполне могут перекочевать к другому хозяину. Поэтому оставленные повод и недоуздок подвешивают на стену справа от порога, регулярно мнут и смазывают и содержат в годности и порядке.
Мальчика, приехавшего верхом на жеребчике-подростке, чтобы пригласить на свой праздник обрезания :wink: , одаривают лакомством и, привязав к гриве его коня кусочек ткани, с пожеланием "Доброй дороги и счастливого праздника !" показывают, куда ему ехать дальше.
Выделяя кому-либо лошадь из своего табуна, хозяин-казах выдергивает из гривы животного волосок и, смазав его слюной той лошади, прячет на хранение себе в карман. Слекей срне - "дрожжи слюны" - оставляют себе затем, чтобы с той лошадью не ушла вся счастливая доля хозяина.
В случае выставления животного на продажу необходимо оставлять сбрую и держатели: недоуздок коня, повод верблюда коровы, колпачок-шлемик беркута или сокола, ошейник собаки. Животные часто становятся оборотнями и, в случае несоблюдения вышеописанного условия, ваши бывшие питомцы могут принять чужое обличье и потом досаждать вам, прося, чтобы вы разыскали и забрали себе нужную вещь :shock: .
Издревле существует запрет на привычные слова и выражения в условиях боевого похода или военной операции. Из необходимости обмануть смерть не говорят "сойди с коня", "привяжи коня", а употребляют иносказания "приземлись", "крепи", "войди". Выступая в поход, не поют песен и не плачут. Кружку называют "дружкой". Если под воином кобыла, он величает ее конем: дело в том, что у оседлавшего кобылу не бывает ратной удачи и к тому же кобыла - не военный транспорт, а жеребящийся, дойный скот.
Среди казахов издавна и широко распространены понятия "сглазить", "пронзить взглядом" (т. е. навести порчу), "достать языком (речью)". Некоторых людей опасаются как обладателей "дурного глаза" и "злого языка". Согласно верованиям, мишенью дурного глаза становится все самое хорошее и настоящее: хороший человек, милый ребеночек, отличный скакун, поимистый орел, красивая девушка, бесстрашный батыр, могучий борец... Вот почему, например, при большом скоплении народа и во время зрелищ хороших спортсменов и лучших лошадей держат скрытно, стараясь до поры никому не показывать - чтобы не навели порчу.