Re: Лошади Скалистых Гор
А теперь мы подобрались к самому важному качеству Лошадей Скалистых Гор! Конечно это не только нрав и масть, а необычный аллюр. Так что для тех, кто дочитал до этого места и кому интересно знать больше, сегодня на десерт статья Веры Курской, прозаика, журналиста, ипполога, специалиста высокого класса, автора книги "Масти лошадей". А позже вернемся, уже подкованными знаниями, к нашим Биг Бену и Рокси )))
Расшифровка аллюра
Вера Курская
(статья опубликована в «Конном мире» №6, 2012)
Кто такие иноходцы? Лошади, идущие вместо рыси иноходью, скажете вы и будете правы — но лишь отчасти. Слово «иноходец» можно интерпретировать не только как «идущий иноходью», но и как «по-иному ходящий», то есть «не так, как все обычные лошади». И действительно, иноходь (двухтактный аллюр, при котором лошадь выносит вперед то обе правые, то обе левые ноги) — отнюдь не единственный из возможных способов «ходить по-иному», который можно наблюдать у лошадей.
Иногда у лошадей встречается так называемая хода — аллюр, который в самых общих чертах можно описать как нечто среднее между шагом и рысью. Хода четырехтактна, то есть во время движения отчетливо различимы четыре отдельных удара ног о землю. Это сближает ходу с шагом, но в то же время по скорости она приближается к рыси. У лошади, идущей ходой, отсутствует фаза подвисания, благодаря чему всадника меньше трясет в седле — в отличие от иноходи, при которой всадник ощущает нечто близкое к сильнй бортовой качке на корабле. Лошадей с ходой часто рекомендуют для езды людям, страдающим болезнями позвоночника и головного мозга, чего нельзя сказать об иноходцах в классическом понимании этого слова. Поэтому в англоязычных странах давно принято различать собственно иноходцев (pacers) и лошадей, умеющих двигаться ходой (amblers) — но всех их объединяют в группу так называемых аллюрных лошадей (gaited horses).
В США существует отдельное направление в коневодстве, производящее аллюрных лошадей самых разных экстерьерных типов и обладающих своими фирменными аллюрами, и целая индустрия специфических соревнований, проводимых именно для них. Конечно, развитие этого направления стало возможно благодаря тому, что тип аллюра, как и многие другие полезные задатки, определяются у лошади генетически — следовательно, получить потомство с нужными качествами не так уж сложно. Заводчики таких пород, как, например, пасо фино, отмечают, что даже недельные жеребята уже могут исполнять фирменную ходу, свойственную их родителям.
Долгое время ученые бились над загадкой наследования необычных аллюров. Основная проблема состояла именно в разнообразии типов ходы. Для изучения наследования какого-либо признака очень важно прежде всего выделить его, если так можно выразиться, в чистом виде. Это означает дать ему четкое определение и указать его допустимые варианты, отклонение от которых уже будет означать, что у той или иной особи этого признака нет. Что касается ходы, то все ее разновидности можно разделить на три типа:
- рассогласованная хода, при которой каждая нога лошади поднимается и опускается независимо от другой. Такой аллюр характерен для большинства интересующих нас лошадей — это тёльт исландской и фарёрской лошади, running walk теннессийцев, рэк американской верховой и рэкингхорса, хода лошади Скалистых гор, кентуккской верховой и американской верховой, специфические семенящие аллюры пасо фино;
- латеральная хода, при которой лошадь поднимает обе правые или обе левые ноги одновременно, но опускает их на землю по очереди. Это аллюр под названием stepping pace (досл. шагообразная иноходь) и собреандандо, характерный для перуанских пасо;
- диагональная хода, при которой лошадь поднимает диагональную пару ног одновременно, как на рыси, но ставит их на землю не в один темп, а в два. Это очень малочисленная группа аллюров, к которым относится тропота, или «лисья рысь», или фокстрот миссурийского фокстроттера, марша батида породы мангаларга маршадор и редкий аллюр троча у некоторых перуанских пасо.
Что считать искомым признаком при таком разнообразии вариантов? Если мы противопоставляем рыси ходу и иноходь, наверное, надо искать такое свойство, как неспособность лошади к рыси? Но тогда из сферы исследования выпадут исландские, фарёрские и американские верховые лошади. Они способны бежать как тёльтом (исландцы и фарёрцы) или ходой типа slow gait (американские верховые), так и иноходью (исландцы) и самой обычной рысью. А исключать этих лошадей из исследования явно неправильно. На основании этого команда ученых из США, Швеции и Исландии приняла за искомый признак способность к аллюру, отличающемуся от шага и рыси, в самом общем смысле.
В конце августа 2012 года в журнале Nature были опубликованы результаты исследование, направленного на поиск генов, отвечающих за необычные аллюры. В нем были задействованы лошади исландской породы, как четырех- (то есть способные к шагу, рыси, тёльту и галопу), так и пятиаллюрные (способные также к классической иноходи), а также представители американской верховой, шведской рысистой и американской стандартбредной и некоторых других пород. Ученые исследовали также и геном мышей.
Оказалось, что «заставляет» лошадь двигаться ходой или иноходью... всего одна мутация в гене DMRT3 (Doublesex and mab-3 related transcription factor). Ген DMRT3, расположенный в 23-й хромосоме, отвечает за синтез протеина, присутствующего в нейронах спинного мозга лошади. Выявленная мутация приводит к синтезу дефектной формы этого протеина, при которой передача нервных импульсов от мозга животного к конечностям нарушается, в результате чего лошадь начинает поднимать и опускать на землю ноги в ином порядке, чем следует. Лейф Андерссон (Уппсальский университет), один из руководителей проекта, был поражен результатами исследования: «Существуют сотни генов, отвечающих за рост человека, но каждый отдельно взятый из них дает весьма скромный эффект. По логике вещей, аллюр лошади — комплексный признак, следовательно, на него должны влиять множество разных генов». Впрочем, вряд ли стоит торопиться с выводами: другие гены могут определять конкретный тип нестандартного аллюра.
Исслезование показало, что все исландские лошади, способные к иноходи, были гомозиготными по мутантному аллелю DMRT3A. Он также довольно часто встречается у представителей других аллюрных пород, особенно у теннессийцев, кентуккских верховых и перуанских пасо. Что касается четырехаллюрных исландских лошадей, то среди них этот аллель был обнаружен по крайней мере у двух третей животных, а гомозиготными по нему оказался 31% особей. Все исследованные стандартбредные лошади-иноходцы и рысаки оказались гомозиготными. У шведских рысаков, испытавших на себе влияние американской стандартбредной породы, чаще встречался, однако, «дикий» аллель — возможно, благодаря прилитию крови французских рысаков. Мутация полностью отсутствовала у лошадей со стандартными аллюрами, таких как чистокровные верховые, шетлендские пони и лошадь Пржевальского.
Для чего же были задействованы в исследовании мыши? Дело в том, что за лошадьми из-за их довольно крупных размеров весьма проблематично вести лабораторные наблюдения — особенно когда речь идет о таком признаке, как аллюр, ведь для его демонстрации нужен манеж или дорожка длиной не менее 60 м. Ученые Мартин Лархаммар, Фатима Мемик и Ханна Вутц, отвечавшие за «мышиную» часть проекта, смогли выяснить, что протеин, кодируемый геном DMRT3, активен в особом классе нейронов в спинном мозге мышей в период эмбриогенеза и в детстве. Эти нейроны передают нервные импульсы мышцам-сгибателям и разгибателям, а также служат связующим звеном между правой и левой сторонами тела.
У мышей с мутантными формами гена DMRT3 нервные связи в спинном мозге не развиваются должным образом, что приводит к нарушению координации движений. Мышата почти не могут правильно двигать задними лапками. Взрослые мыши постепенно приспосабливаются к своему состоянию и учатся координировать движения, но это удается им только на шагу. Бегать они почти не могут. Исследование показало, что такие мыши, если им предоставить возможность выбора, меньше склонны купаться, чем их нормальные собратья, возможно, чувствуя опасность утонуть.
Вернемся к лошадям. Стоит вспомнить, что аллюрные лошади плохо и довольно неохотно скачут галопом. Если учитывать, что хода по своей механике в большинстве случаев — это очень ускоренный шаг, мы придем к выводу, что большинство аллюрных лошадей по сути владеют лишь одним способом передвижения. Видимо, у них возникают серьезные трудности при переходе на аллюр другого типа, чем шаг — то есть на галоп или на рысь. Примечательно, что иноходцы на ипподроме с трудом маневрируют, и если один из них упадет на дорожке во время забега, остальные не смогут его объехать. Обратите также внимание, что диагональная хода встречается в очень малом числе пород. По сути своей это уже не шаг, а рассогласованная рысь — нечто более далекое по механике от «нормальной» ходы.
Очевидно, что неспособность быстро убежать является существенным недостатком для животного, понижающим его жизнеспособность. В таком случае ничуть не удивительно, что мутация гена DMRT3 не встречается у диких лошадей: естественный отбор отбраковывал ее случайных носителей. Однако человек, увидев для себя пользу в необычных аллюрах, поддержал обнаруженный признак с помощью селекции. Такой пользой был прежде всего плавный ход, если речь идет о ходе, а также способность не сбиваться на галоп, что важно на беговой дорожке.
Таким образом, обнаруженная современными учеными мутация отвечает за иноходь и ходу одновременно и затрудняет переход с рыси или с иноходи в галоп. Но для того, чтобы ходить иноходью, нужно быть гомозиготным по этому аллелю, хотя и этого может быть недостаточно. Некоторые гомозиготные стандартбреды и исландцы, как ни странно, все-таки не могут ходить иноходью. Нет сомнений, что дело здесь не только в гене DMRT3, но в каких-то генах-модификаторах, которые и определяют тот или иной тип нестандартного аллюра. Будем надеяться, что в недалеком будущем ученым удастся обнаружить и эти гены.