Самый лучший Тренер.
Если честно, то я не помню первой лекции с Константином Константиновичем. Я просто помню, что ждала каждой его лекции, как манны небесной и всё время, отведённое нам, слушала его, открыв рот =)
Я вообще не знаю, почему это имя вызывало во мне бурный восторг. Я толком о нём не знала. Я знала, что он преподаёт в Новополье, помнила встречи с ним в далёком детстве в "Райдере".. и только.
Это знаете.. Ну когда идёшь по своей программе жизни и чувствуешь, что тебе надо именно туда, или именно этот человек тебе нужен. Вот так вот я знала про Константина Константиновича. Мне не надо было знать его регалий, каких-то достижений.. Я просто чувствовала, что он даст именно то, чему я так хочу научиться.
Так и случилось.
Его теории на каждом занятии вызывали буйные обсуждения. Женщины, которые присутствовали на занятиях, очень часто начинали возмущаться, слушая про его нововведения. Начинали доказывать, что надо так, а не иначе. Ведь вон зарубежные всадники так едут, да и у них самих опыт ого-го-го... Константин Константинович только улыбался =) Улыбался и очень мягко, наводящими вопросами ставил всех наших "умных дам" в тупик) Кажется, ему это нравилось) Нет, не в тупик ставить, конечно... А просто вот так вот общаться, когда с ним спорят, когда есть "острые вопросы" и есть о чём поговорить. Он вообще любит общество милых дам =)
Да, его теории во многом противоречат тому, что принято в верховой езде веками. Но. Для меня разница была одна, но очень существенная. Константин Константинович очень чётко объяснял, почему лучше делать так, как предлагает он. Каждый факт был подкреплён довольно весомыми доводами. А у остальных - нет. Можно долго спорить прав он или нет по каким-то вопросам.. Но для меня важно одно - его теория полностью осознанна. Он понимает зачем так надо делать и к чему это приведёт.
У остальных доводы были одни "Потому что все так ездят уже много лет!" и "Потому что так во всех книжках написано!".
Стоит ли говорить, что такие доводы в моих глазах были бесполезны.
Что ж.. Немного о теории.
Самые яркие противоречия с тем "что написано в книжках":
1. Строевая рысь - это не "едем сидя, привставая на каждый темп", а "едем стоя, присаживаясь на каждый темп".
Вроде мелочь.. А позволяет совершенно по-другому посмотреть на своё равновесие в седле.
2. Повод не обязательно пропускать под безымянным пальцем, а кисть нужно держать раскрытой.
Мне, наверное, до сих пор достаётся за это от других тренеров. Я может, когда-нибудь поменяю своё мнение, потому что есть много недоработок. Но пока оно остаётся неизменным.
Когда я закрываю кисть, прижимая все пальцы к ладони - моя рука закрепощается. Я не могу мягко сопровождать лошадь, если сожму кулак слишком сильно.
В остальном..
В общем так. Когда я занималась у него, то мои кисти были не в положении "стаканчиков", а развёрнуты ладонью вниз. При этом пальцы были чуть раскрыты. Повод я держала в основном между большим и указательным пальцем, всё остальное - расслабленно. Это позволяло мне делать приём "растяжка" надавливая на повод мизинцем и безымянным пальцем. То есть, чтобы отдать команду лошади, немного подкорректировать её мне было достаточно воздействия пальцев.. и только.
Сейчас, когда я не применяю "растяжку" мои кисти вернулись в более вертикальное положение. Но качество руки я сохранила то самое.
3. При поворотах вес всадника воздействует на внешнюю сторону лошади.
Это противоречит общепринятому мнению, что мы для поворота должны "надавить" внутренней седалищной костью. Буду говорить грубо, чтобы было понятно: "вес внутрь". Да, на деле-то вес вообще не должен никуда смещаться, всё это малюсенькие движения в области таза - не более. Но это так для простоты написания.
Константин Константинович же утверждал, что наружу.
Это работало идеально. Он утверждал, что по биомеханике такой момент для лошади более понятен. Я не буду сейчас объяснять почему - я не смогу это сделать так, как он) Большее, что я могу - это только показать)
Так вот, это реально работает. И реально на всех лошадях. Даже на тех, кто ещё ничегошеньки не умеет. И это действительно естественный ответ лошади.. Если делать всё правильно =)
Я долго думала, как же так! Кто-то говорит внутрь - и у него это работает, Константин Константинович говорит - наружу - и это работает! В классике читаем "сидеть ровно" - и это работает..
Со временем мне удалось убрать эти противоречия для себя. Я не буду сейчас здесь это расписывать - хочу потом оформить это как статью на сайте. Слишком долго будет)
Но противоречий действительно не оказалось. Там вопрос в том, на чём конкретно вы сконцентрируетесь и не будете ли утрировать всё эти подходы. Ни один из них не предполагает завал корпуса в какую-либо сторону. Все эти воздействия в районе таза и.. их действительно можно назвать по-разному.
Но мне больше нравится "наружу". Когда лошадь поворачивает (плохо обученная), она так или иначе склонна валиться внутрь. Да и всадник, когда забывается - скорее внутрь засматривается. А когда ты едешь и думаешь о том, что тебе надо "наружу" - на деле это позволяет тебе остаться выпрямленным, ровным, не "завалить" лошадь и помочь ей немного перестроить свой баланс в повороте. Конечно, если вы не свесились наружу всем телом =) Повторюсь! Это всё минимально.. и даже скорее в голове!
Мне так проще. Что мне нужно? Чтобы лошадь прошла поворот ровненькая с лёгким постановлением. То есть мне нужно "перевесить её наружу" относительно её стремления "упасть внутрь". Так мне думать проще.
Надеюсь, не очень путано объяснила.
В общем, как-то так =)
4. Это уже не сосем противоречие. Но очень яркий показатель философии Константина Константиновича. От которого я была в восторге.
Все мы очень умные и все мы знаем, что лошадь надо собирать не руками, а ногами. Что это значит? Что как ты в баранку лошадь не скручивай, если зад не работает - не будет тебе счастья. Ну и когда скручиваешь в баранку - лошади физически очень трудно включить свой зад в работу.
Так вот. Константин Константинович делает колоссальный упор на работу зада. Его знаменитый "принцип Лоренцо": "Глаза смотрят - зад бежит" или "Чем активнее движется лошадь, тем проще ею управлять" (Пожалуйста, не надо воспринимать буквально! Я думаю, тут всем понятно, что речь не о подорвавшей скачущей без контроля лошади. Имеется в виду правильная активность, в первую очередь - зада).
И в отличии от 90% всадников и тренеров, которые тоже нечто подобное говорят, он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО использует это в своей работе.
Акцент на задние ноги колоссальный. Благодаря нему я действительно полностью изменила своё сознание. Одно дело знать, что надо продвигать задние ноги, что от них начинается сбор.. Другое дело слышать это на каждой тренировке по сотни раз, по сотни раз делать это. Я буквально сжилась с этой идеей.
5. ЛДР. (Long Deep Round)
Это основа работы. Эта та рамка, которая позволяет правильно накачать мышцы лошади, включить её в работу. "Включить толчок".
Это то положение головы и шеи лошади, которое позволяет максимально правильно задействовать мышцы лошади, включить их в работу.
Опять же, не буду подробно объяснять - для меня это слишком трудно. Я помню эти ощущения, я примерно помню, что должно быть.. Но объяснить я, пожалуй, не смогу.
Это та рамка, в которой мы работали коня 90% времени.
6. Конечно "проверка"! Сейчас очень много о ней пишут, но тогда этот приём был новым. По крайней мере я ни от кого такого не слышала больше. Когда лошадь бежит в нужной рамке и ритме -на секунду провесить повод, округлив кисть. Если лошадь "не развалится" за эту секунду, значит всё было сделано правильно и лошадь несла себя сама.
Ох, так много уже написала, а мне всё ещё кажется, что я так ничего и не сказала!
Примерно на второй же лекции я подошла к Константину Константиновичу и попросилась приехать посмотреть на его занятия. Я не тешила себя надеждой, что он возьмёт в ученики меня. Поэтому мне хотелось хотя бы поприсутствовать. Посмотреть, как это всё на практике?
Я была очарована его идеями. Это было именно то, чего я так хотела. Я хотела лёгкости. Это так трудно объяснить..
Я хотела, чтобы лошадь бежала сама. Чтобы выслал её - и она побежала в одном ритме. И чтобы посыл был лёгким. Чтобы не надо было накачивать себе ноги, как у атлета! И чтобы руки не надо было накачивать.. Чтобы контакт лёгкий-лёгкий, чтобы управление - силой мысли! Чтобы, когда лошадь выезжена, можно было провесить повод, как это делают классики и проехать всё те же элементы - а лошадь в сборе..
Чтобы не было глупых трудностей. Чтобы не надо было изобретать тысячи разных приёмчиков, всяких упражнялок, тут под таким углом, тут под третьим, тут так, тут вот так...Чтобы не было всей этой траты времени. Я хотела, чтобы была ясная понятная работа, возможно, в чём-то монотонная, но чтобы она постепенно развивала лошадь. И постепенно на эту основу "навешивались" бы все классические упражнения. Боковые и прочее.. Чтобы было всё логично и понятно.
Чтобы не надо было триста тридцать три дополнительных средства..
Мне не хотелось халявы. Но мне хотелось тратить свои усилия на что-то действительно важное. На контроль посадки, например. На развитие чувства лошади. А не то, как бы так извернуться, какую бы супер-упражнялку придумать, чтобы выработать какой-то очередной рефлекс в лошадки..
Когда я увидела лошадей Константина Константиновича - я была в восторге. Это не его личные лошади. Но это лошади его учеников, и с некоторыми из них он работает с детства.
Первыми я увидела двух невероятно красивых жеребцов.
Занятия с ними проходили в Новополье. Как никогда я радовалась, что у меня есть машина))
Я приехала туда, встала в крытом манеже и смотрела..
По маленькому манежику бегали два жеребца. Тёмно-гнедой гигант Гелеос и рыжий Гапсаль. На них были две девочки - арендаторы.
Меня восхитил Гелеос. Гапсаль мне показался каким-то более "размазанным")) Хоть и был он в такой же прекрасной форме. Просто какой-то.. не такой сконцентрированный, собранный.
А вот Гелеос.. Это просто машина! Тёмный гигант, обмускуленный, гибкий.. Он и по характеру оказался очень строгим жеребцом.. В общем, ах!! Это невероятно красивое, мощное и сильное создание. Я была очарована до глубины души.
Я стала приезжать на их тренировки и смотреть.
Константин Константинович очень общительный человек. Он любит объяснять и любит, когда задают вопросы. Ну а я же, лопаясь от любопытства и восторга, оказалась идеальным слушателем =)) Я поедала глазами прекрасных жеребцов, вслушивалась в каждой слово Тренера, смотрела, училась видеть, задавала вопросы.. Иногда, для ответа, Константин Константинович брал мои руки и просил что-то делать. Ну он как бы имитировал лошадь и корректировал мои воздействия. Это было очень полезно.
Это был первый человек, который похвалил мои руки. Он сказал, что они мягкие - и это хорошо.
Я не знаю, сколько прошло времени. Неделя или две. Но я не выдержала)
Замирая и жутко стесняясь я спросила, можно ли мне было бы хотя бы всего лишь раз, позаниматься на Гелеосе. Мне так хотелось! Всего разочек, сесть, разочек почувствовать, как это? Как это ощущается верхом?
Константин Константинович задумался. Сказал, что поговорит с хозяйкой Гелеоса.
И вот вдруг он мне звонит. Говорит, что у него для меня будет очень интересное предложение. Скажет он мне после лекции.
Я летала весь день =)) Я не могла дождаться! Сердце стучало, глаза горели.. Что же там? Что же? Что же?))
Помню мы вышли на улицу в перерыве. И Константин Константинович мне говорит "У девочки, что ездит на Гапсале, не очень получается. Она его боится и зажимает. Мне нужен на него другой человек. Мне понравились твои руки. Давай попробуем позаниматься. Возьмёшь его в аренду на три раза в неделю".
Занавес =)
Знаете, это не передать. Это как.. Это когда все твои мечты как будто сбылись разом.. Не знаю.. Или вот как будто ты выходишь, а тебе подарили машину. Или квартиру)
Цена была смешная. В эту цену входила аренда коня и тренировки с Константином Константиновичем. Это был не только здорово, но ещё и посильно для меня по деньгам.
Я приехала на первое занятие.
Я была готова делать всё. Я даже попросила его рассказать мне про чистку лошади)) Мне казалось, что.. ну как сказать... что даже в таком простом и привычном деле я могу знать не всё) Лучше пусть он расскажет, как правильно!
Гапсаль.. Это невероятная лошадь. Он стоял передо мной. Такой красивый, холёный.. Накаченный, блестящий.. Я за всю свою жизнь не видела такую лошадь так близко. Это был ганновер 4х лет.
Я вычистила его, как только могла хорошо, Константин Константинович научил меня бинтовать с ватниками, я поседлала коня и мы вышли.
На первом занятии он показал мне правильные повороты. Я помню этот день. Сквозь жёлтую крышу маленького Новопольского манежа светило солнце. Было тепло и светло.. Я была одна на манеже, поэтому смело могла бросить повод и училась управлять весом, без использования рук.
Потом мы ездили рысью и я осваивала его знаменитое упражнение "поза прогнутого лука".
Так начались мои тренировки.
До галопа я дошла не сразу. По началу это была рысь.
Марина (бывший берейтор Гапсаля) ушла сразу. Она хорошая девочка. Она меня очень удивила. Я привыкла, что в конном мире очень много зависти, все друг друга не любят. И я готовилась принимать негатив с её стороны. Ну вроде как коня увела и тренера.. Но нет. Когда мы познакомились, она совершенно искренне сказала, что действительно боялась этого коня. Что ей было страшно и не комфортно. И она вздохнула с облегчением, когда пришла я. И я её понимаю. Страх-то ладно.. Тут скорее бывает такое, что есть лошади, с которыми не получает. Ну бывает. Особенно пока ты не очень опытный. Бывает так. Не складывается. У меня так не складывалось с Элихорой и Домино. Я их не боялась, конечно)) Но вот не идёт и всё.. Думаю, у неё так же было. Просто ещё плюсовался страх от того, что это ещё и жеребец.
Она тогда, кажется, и стала заниматься на сером коне.. Не помню его кличку, но у неё пошли большие успехи!
В общем, к моему невероятному облегчению, врагов у меня не появилось) Со всеми я общалась вежливо и спокойно, со мной тоже. Но, как обычно, я так одиночкой и осталась..
Три раза в неделю я занималась с Тренером. Но почти сразу я попросилась приезжать к коню каждый день. Константин Константинович был только рад. Гапсаль вошёл в полную работу.
Я приезжала к нему 6 дней в неделю. Один из которых мы работали на корде.
Мне нравилось работать с ним на корде.. Особенно нравилась команда "Прибавь". Гапсаль её выучил быстро и делал очень здорово! Он весь вытягивался, начинал толкаться задними ногами и летел вперёд красивой прибавленной рысью. Казалось, он не касается земли...
И это имело большой успех. Позднее, он стал делать такую же хорошую прибавку и под верхом. Было здорово!
Я работала с Гапсалем, потом его мыла, потому что было уже лето и очень жарко.. Потом долго отшагивала, пока он немного подсохнет.. Ставила домой. Давала морковки)
Раз в два дня мыла его поилку, чтобы вода в ней не застаивалась. Выводила на часик попастись в поле. Иногда брала поработать в руках, научила его трапеции и жамбету.
Это было счастливое время.
Тренировки мне очень нравились. Очень.
Если смотреть со стороны, то казалось, что мы просто ездим по кругу. Это действительно было так. Мы даже к вольтам приступили только через пару месяцев. Я училась нести контакт, чувствовать, как работает зад лошади. Я училась делать ЛДР. Где-то уже под конец лета подключили уже рабочую рысь. Для этого я брала уже покороче повод и просила коня чуть приподнять шею и голову.
Вот это очень важный момент. Когда говоришь людям про ЛДР или про вперёд-вниз они пугаются "А как же мы потом лошадь оттуда поднимем?!". А дело в том, что всё просто! Просто возьмёте и поднимете) Тут важно только, чтобы лошадь была готова. И поднимать её постепенно. То есть после ЛДР шла рабочая рамка. Это небольшое поднятие. И важно смотреть, чтобы лошадь при этом не начала проваливать спину и зажиматься. Вот и всё. А дальше ездить в рабочей рамке до тех пор, пока лошадь не будет готова приподняться ещё выше, не изменив положения спины и не закрепостившись.
У меня был хороший Тренер. Отличный. Конечно, всё шло по плану. У него прекрасное видение. Он знал, что теперь можно.. И мы стали иногда работать на рабочей рыси.
Я была в восторге от такой работы. Это именно та работа, которой так не хватает многим всадникам. Она была настолько выверенной и постепенной! Ничего лишнего, никуда не спешим.
Да ездим по кругу. И будем ездить, пока ты не сможешь пойти на вольт так, чтобы он был правильным. Чтобы была траектория, чтобы лошадь не искривилась и не потеряла равновесие, чтобы не исчезла рамка и чтобы лошадь несла себя сама! И это не дело двух-трёх тренировок. Это месяцы работы.
Константин Константинович радовался. Конь побежал очень здорово.
Он очень много меня хвалил, называя талантливым всадником.
Мне говорили, что он со всеми так обращается. Мол, это ты у него сейчас занимаешься, поэтому ты талантливая и хорошая. Я знала это. Но мне было всё равно.
Когда я пришла к нему, я не верила в себя абсолютно. Абсолютно ни капельки. А он.. Для меня это было очень важно. Изо дня в день он хвалил меня, говорил, что у меня талант, что у меня золотые руки.. И я потихоньку начала в это верить.
Через какое-то время ко мне стали подходить люди, и говорить, что Гапсаль очень изменился. Что до моего прихода он был зажатым, а теперь бежит великолепно и очень сильно поменялся. Мне было приятно.
Я ещё ходила на курсы, когда уже ездила на Гапсале.
Помню одну лекцию. Константин Константинович как раз говорил про руки. Что "стаканчики" - это не обязательно, что рука должна быть мягкая.
С ним активно спорили. Особенно одна частница. Я подключилась в спор и встала на сторону Тренера.
Тогда она повернулась ко мне и в сердцах сказала: "Да ты вообще молчи! Под тобой лошади вообще не бегут!".
Я замолчала. Подумала. И вдруг поняла, что мне даже не обидно. Да, подо мной не бегут замученные прокатом райдеровский коняхи.. Зато подо мной бежит великолепный ганноверский жеребец. И мне этого достаточно!
Это было самое счастливое время в моей жизни. Правда только конная сфера. На личном фронте не ладилось, но я мало обращала на это внимания.
Я приезжала к Гапсалю каждый день. Я вычищала его, пасла, работала..
Я с замиранием сердца ждала, когда подъедет такая знакомая мне машина и очень расстраивалась, когда Константин Константинович не мог приехать.
Мы долго беседовали. А когда я повредила машину, Константин Константинович подвозил меня до города и до конюшни. Мы разговаривали об очень многом, пока ехали. Я задавала море вопросов.
Иногда я приезжала к Гапсалю очень рано. Потому что было очень жарко, а вечером приехать не могла. Я очень уставала, но всё равно ехала. Помню, приедешь иногда, а спать так хочется... Так я ложилась на заднее сидение машины и засыпала ещё на часочек)
А один раз очень сонная и уставшая, я захожу в конюшню, а Гапсаль спит) И я сплю^^)
Я взяла попону, вальтрап, зашла в денник и расстелила всё это в углу. Гапсаль проводил меня сонным взглядом, но решил не вставать. Я плюхнулась на попону и начала дремать полусидя. Через какое-то время Гапсаль растянулся, положил мне голову на колени и уснул) Так мы и спали с ним вместе в 6 утра в Новополье...