Дозор чем-то цепляет... наверное, напоминает мне Купание красного коня
Описание картины :
Живописец и педагог Петр Дмитриевич Покаржевский (1889— 1968) принадлежит к поколению отечественных деятелей искусств, которые, получив образование до революции, приступали к самостоятельному творчеству уже после окончания Гражданской войны. После нескольких лет обучения в Киевском художественном училище Покаржевский в 1910 году был принят без экзаменов в Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1917 году по классу батальной живописи профессора Н.С.Самокиша. Неудивительно, что становление выпускника императорской Академии, его художественные устремления складывались под влиянием новых жизненных реалий. «…Мои поиски идут главным образом по двум направлениям, — выразил впоследствии живописец собственное кредо.
— С одной стороны, мое внимание направлено на изучение нашей жизни, советского человека, нового пейзажа. С другой стороны, я не забываю о важнейшей для художника проблеме сочетания формы и содержания».
Значительное место в творчестве Покаржевского занимает военная тематика, хотя баталистом как таковым художник себя не признавал. Действительно, сюжеты его произведений развертываются отнюдь не в «эпицентре» того или иного события и познаются как бы со стороны. Образ, сама атмосфера воспроизведенной поры преобладают здесь над документальной точностью и достоверностью. Вместе с тем такие картины Покаржевского, как «Тревога» (1925г.), «Десант» (1928г.), сыграли определенную роль в формировании искусства советского батального жанра.
В том же ряду стоит картина «Дозор». Написанная в 1923 году, экспонирующаяся в Культурном центре Вооруженных сил России, картина, по оценке искусствоведов, явилась первым профессиональным произведением, отобразившим тему защиты границ Советского государства.
В первые годы по прошествии Гражданской войны обстановка на рубежах оставалась тревожной. Прежде всего претерпела немалые изменения линия государственной границы, в силу чего возникла необходимость формирования новых пограничных частей и подразделений, их обустройства и укомплектования личным составом. В чрезвычайно сложных условиях проходило пресечение многочисленных нарушений границы. Под видом перебежчиков и контрабандистов зачастую маскировались шпионы, террористы, диверсанты.
Не хватало надлежащего обмундирования. И все-таки пограничник тех лет был легко узнаваем благодаря нашитой на буденовку зеленой звездочке. На разных головных уборах звездочки различались оттенками: светло-зеленым, темнозеленым, бирюзовым — бывало, выгорали на солнце, а иной раз в ход пускали материал, какой найдется.
Несмотря на выпавшие тяготы часовые рубежей с честью исполняли свой долг. Исторические факты свидетельствуют об успехах первых советских пограничников в борьбе как с отдельными нарушителями, так и с преступными группами. В места вероятного прорыва границы направлялись дозоры, конные разъезды, устраивались засады. В ночные часы выставлялись секреты.
Один из таких дозоров представлен на полотне Петра Покаржевского. Здесь не найти кровоточащей правды тех лет — художника в большей мере занимает романтика военных будней, желание передать путем художественного иносказания лучшие качества, присущие пограничникам, их подлинные достоинство и честь.
Передний план картины отдан трем несущим службу всадникам. Один из них, справа, окидывает спокойным взором близлежащую местность. Внимание встревоженных сослуживцев, по другую сторону, обращено вдаль. По указанию старшего дозора молодой пограничник подносит к глазам бинокль. Юный возраст вмиг спешившегося воина угадывается не только по его облику. Белый, сопутствующий, окрас принадлежащего воину коня, словно слившегося со случайным белым облаком в центре, — создает эффект исключительной чистоты и непорочности. Остальные дозорные, судя по их каменным лицам, уверенной посадке в седле, закалены в боях; нипочем бывалым бойцам нависшие над ними тучи, осенний ветер, сметающий с одинокого дерева последнюю листву.
Как символическое противостояние разных миров, как память недавних войн воспринимаются темные тучи, окутавшие светлое облако. А где-то за тучами — клочок ярко-голубого неба, который жаждет прорваться, занять все пространство.
Но не одной лишь символикой «дышит» картина. Художник восходит живописной техникой к традициям барокко, где люди и прочие фигуры выписаны крупно, со скульптурной тщательностью. Сюжетно «Дозор» выходит за рамки видимой части, заключенной на холсте. Зритель чувствует, что некое происшествие, завладевшее вниманием пограничников, совершено за пределами изображенного, тот же зритель, мысленно раздвигая рамки, дает волю собственному воображению. Подобный прием использовали многие художники-классики, применил его в своей работе и воспитанник Академии художеств Петр Покаржевский.
Образы пограничников посреди родных просторов, невдалеке от сжатой нивы вновь побуждают вспомнить «Богатырей» Васнецова — тех же, пусть древнерусских, защитников рубежей Отечества. Даже лошади у Покаржевского — белая, каурая, гнедая — вызывают невольные аналогии. Тесна связь времен! Как в далеком прошлом, подчеркивает художник, так и ныне стоят дозорные на боевом посту, храня священной и неприкосновенной границу нашего государства.
Константин КАЛЬНИН
Журнал «Пограничник», октябрь 2008 года