Короче, чем все закончилось.
Дженни злостно боролась с моими нехорошими привычками. Во-первых, вечно опущенные вниз глаза, сверлящие затылок лошади
Она меня постоянно пинала "не смотри вниз", а Руи выполнял функцию флажка на карте манежа, вставая в ту точку, куда мне нужно было приехать в конце элемента. Окей, под конец первой недели у меня уже стучало в голове: заходим на принимание - смотрим в точку прибытия, на траверсе смотрим в конец стенки на зеркало, и так далее. До конца они меня не избавили от привычки смотреть вниз, конечно, но хотя бы на элементах...уже что-то.
Еще Дженни меня ругала за привычку на вольтах поворачивать голову внутрь и смотреть на центр вольта. Она призывала меня смотреть между ушей лошади, и не поворачиваться корпусом и телом больше, чем поворачивает лошадь, сидеть более параллельно лошади на вольтах 10м. Иногда эта привычка играла со мной плохую шутку: если я поворачивала голову и смотрела на центр вольта, еще чуть опустив внутреннее плечо ниже, то некоторые лошади на галопе воспринимали это как с сигнал к пируэту! Кафито начинал сокращаться в пружинку на галопе, готовясь закрутиться в пируэт. В этот момент Дженни кричала "сиди ровно на вольту и смотри вперед между ушей лошади!"
Еще Дженни меня чехвостила за плохую привычку чуть что поднимать руки (да-да!). Собственно, поэтому у меня поначалу не получалось никак округлить лузитанских лошадей, стоило мне чуть приподнять кисти и они сразу поднимали шею и нос сильно перед вертикалью. Дженни меня пересадила, заставила прибить руки низко к холке, хорошенько выдерживать повод (изредка с аккуратными одержками) и собирать лошадь ногой в короткий низкий повод. О, чудо! Лошади стали компактно складываться и округляться, я словила это ощущение, когда лошадь приподнимает спину и отдает ее. В этом вопросе я разобралась за пару занятий, Дженни и Руи были очень довольны, потому что я конечно умею это делать и понимаю как, просто почему-то на незнакомых лузитано я немного растерялась и сначала робко просила их округлиться рукой, без достаточного шенкеля. [И если на некоторых наших лошадях эта иллюзия прокатывает, я частенько вижу как разные всадники ездят: лошадь округлена в затылке и нос по вертикали, а все остальное тело не задействовано и всадник практически не пользуется шенкелем, а только округляет лошадь спереди...на лузитанских лошадях такое не прокатило ни разу, с их высоким выходом шеи, они могут округлиться спереди, только когда округлится вся линия верха от кончика хвоста до ушей].
Еще Дженни велела мне сделать свои руки не только пониже, но и очень спокойными. Дело в том, что я иногда увлекаюсь отзываниями пальцами за повод, постоянно чуть играя трензелем во рту. Некоторые лошади относятся к этому спокойно, некоторым это даже нужно, чтобы их рот оставался мягким и отжевывал. Но вот например Аламбик, с его беспокойным ртом и дергающейся головой, был не в восторге от моего шебуршания руками (пусть и мягкого). Дженни сказала, что мне нужно максимально спокойные и стабильные руки, полный штиль рука-повод-рот. Только тогда Аламбик и Байладор смогут успокоиться и устаканиться в движении.
Также мы работали над четким положением шенкелей на галопе, чтобы они нигде не качались и не отходили от лошади и не создавали двусмысленности. Особенно это важно было для Сабуго (да и остальных тоже, ибо все они очень легко меняют ноги).
Итого, за 3-4 занятия я поняла и прочувствовала, что тренера хотят от меня видеть: ровная симметричная посадка, очень спокойные и стабильные все средства управления, не доставляющие раздражающего беспокойства чувствительным лошадям, спокойный стабильный повод и округление всей линии верхом, от хвоста до носа.
Я старалась изо всех сил придерживаться этого курса, и лошади наконец-то побежали нормально подо мной.
*** *** ***
Дженни и Руи очень нравилось, как мы сработались с жеребцом
Тринко. Они сажали меня на него каждый день. Он наконец-то собрался и хорошо двигался, и почти не упрямился. В конце моего пребывания в
Моргаде мы дошли до пируэтов на галопе и менок в один темп...Я быстро вспомнила слова Ани Беран о разнице во времени на менках в темп на теплокровных и иберийских лошадях. На одних есть секунда на размышление и переложение шенкелей, на других нужно действовать молниеносно. Было смешно, но ритм менок в темп на Боне соответствовал менкам в 2 темпа на Тринко...вот такая разница! Целая секунда! В итоге я несколько раз удачно словила необходимый темп на Тринко, и он делал 6-8 менок в темп по линии 3/4. При этом он немного терял движение вперед и прямолинейность, и начинал прыгать из стороны в сторону как маятник, да делал это так яростно и остервенело и агрессивно, словно он дерется с быком и хочет порвать его на части!
На пируэтах Тринко был также крут! Однако физически очень непросто подвести его к пируэту. Нужно было очень круто его сократить и подсадить назад, чтобы он скакал на месте как упругий мячик. Дженни гоняла нас по линиям 3/4 по квадрату внутри манежа: плечом вперед по линии 3/4, полу-пируэт разворот и прямо по 3/4, снова плечом вперед по 3/4, полу-пируэт разворот и снова по прямой. Короче, 10мин такой работы и у меня тряслись коленки от изнеможения)))
Сабуго продолжал изощряться надо мной на галопе. Руи просил меня просто ехать контр-галопом по стенке, чуть срезая углы и думать о ранверсе по длинной стенке, но это не всегда помогало. В итоге Дженни сказала как-то на занятии про closing the aids, как она это назвала, и я начала смутно осознавать, что нужно делать. Я долго думала об этом, и на следующий день Сабуго почти ни разу не поменял ногу на галопе. Чудо! Как бы объяснить это...closing the aids - это буквально закрытие всех средства управления по всем фронтам. Представить, что лошади поместили в прямоугольник, в коробочку, и ты со всех сторон захлопнула двери. Сзади, спереди, справа, слева...и если хоть одна дверь чуть приоткроется, он тут же сменит ногу. Вот эта мысль помогла очень. Такой психологический настрой помог мне перестать быть беспомощным болтающимся мешком с картошкой на его спине, а взять его под контроль...Я села очень ровно, шенкеля приложила с двух сторони, крепко обняв его, повод узкий, корпус ровно. И Сабуго перестал менять ноги как попало, и на последнем занятии мы делали уступки от стенки к линии 3/4, от линии 3/4 до центральной и дальше спокойно ехали прямо, и все было под контролем.
Аламбик требовал очень спокойную медленную рысь, а также очень спокойную руку. Но самое интересное решение меня ждало на галопе. Когда он галопировал направо, он выкручивался крупом внутрь. Мое первоначальное решение было попытаться выкрутить его в обратную сторону, но мы потерпели фиаско...он не выкручивался, и получался какой-то кошмар, что он двигался скрючившись в одну сторону, а сидела скрючившись в другую. Тогда Дженни заставила меня сесть абсолютно ровно, смотреть вперед, держать оба повода на одинаковом расстоянии от холки, контролировать внешним шенкелем и при этом придерживать коленом и голенью внутренней ноги, а также представить, что у меня стенка находится не слева, а справа. Когда я наконец-то выравнялась, он пошел прямо на галопе по 3/4. Алелуйя!
Вот такие дела. Так что да, я вынесла из себя новые идеи из наших тренировок и очень довольна. Теперь готовимся к Пауло в октябре!
*** *** ***
Вкратце расскажу, что я еще успела сделать в Португалии помимо моргадовских тренировок.
Я съездила в конный магазин португальской амуниции
HipicAmazonia, 20мин на такси. Там в огромном количестве развешаны португальские уздечки и второй этаж заставлен португальскими седлами. Удивительно, но этот раз разум победил любовь к шопингу, и я ограничилась новым кавессоном и уздечкой.
Я также посмотрела ежемесячный
гала-концерт в Португальской Школе. У них новый манеж, прикольный, но там немного душно, и барочные наряды немного несуразно смотрятся в современном манеже
На концерте была показана стандартная программа - верхом, в руках, на вожжах, карусель. Езда была спокойной, слаженной и синхронной, и оставила приятное впечатление.
Посещение конюшен сейчас официально закрыто для широкой публики, так как там идет ремонт и стройка...но Руи, встретив меня в зале до начала концерта, пригласил меня пройти и одним глазком глянуть.(фотографировать уже не стала). Очень любезно с его стороны!
Еще я посетила
Музей Карет недалеко от Школы. Там множество карет и экипажей, а также исторические седла и амуниция.
Еще я побывала на двух других
конюшнях-филиалах, которые принадлежат той же семье, что и Моргада. Эти хозяйства находятся подальше от Лиссабона и там в основном занимаются разведением лошадей.
В первую конюшню я поехала ради прогулки на природу. Захотелось пошариться по типичной местной природе. Там здорово! Территория хозяйства около 15 гектар, помимо конюшни на 50 голов с небольшим крытым манежем, там еще разводят коров на мясо, а также рисовые поля и плантация пробковых деревьев. Мне дали взрослого спокойного мерина, очень удобного и чуткого ко всаднику. И мы отлично прокатлись по лесу из пробковых деревьей, а также доехали до места, где гулял табун кобыл с жеребятами и коровы с телятами, которые любопытно и настороженно на нас таращились. Жаль, у меня разрядился фотик и я ничего не сняла в тот раз (
Вторая конюшня еще дальше и севернее. Там тоже небольшой табун кобыл и жеребят, а еще целая ферма - козы, овцы, птица, собачий питомник и даже олени. Целый зверинец!
Короче, поездка удалась и я осталась довольна. Если Пауло в ближайшее время не разродиться возможностью принять меня у себя на тренировки, то я возможно съездила бы в Моргаду еще раз...
А теперь я готовлюсь к поездке в Ростов по конным заводам через неделю, а потом уже и Пауло в первых числах октября!