Re: Дорогу осилит идущий. Теперь в Пони-лэнде
alaena написал(а):
Про скандинавов - зацепили истории из "Лебединой дороги" Семеновой Марии.
"Лебединую дорогу" не читала. У Семеновой читала "Волкодава" (причем раньше, чем фильм сняли, за что очень признательна тем, кто сподвиг на чтение - книга ГОРАЗДО лучше, и еще - "Валькирию". Оба романа, что называется, проглотила. И в общем-то, не трудно понять, почему
- меня реально штырит от древнерусской славянской культуры. (А "Валькирия", кстати, таки про викингов :wink: )
ПонЯ, я знала, что конникам история понравится. Вообще, я, например, не думала, что скульптор лепил коня с живой модели. Ну максимум - по картинке. А оно вон как
...Маленького темно-гнедого (?) конечка Филю я приметила еще в прошлый вторник. Он очень живо интересовался происходящим, стоя на мойке, вовсюда лез и вообще показывал себя товарищем не то чтобы трепетным - скорее, имеющим активную жизненную позицию ("Вовсюда надо сунуть нос - вдруг чего перепадет"). Для хорошо знающих меня конников не секрет, что я к таким лошадкам отношусь с некоторой долей настороженности - мало ли чего им придет в голову?
Вопреки всему, Филя в прошлый вторник меня заинтересовал. Заинтересовал именно этой своей живостью - она не показалась мне подозрительно опасной, я расценила ее как "А что будет, если...", внезапно обнаружив в коне родственную душу :mrgreen:
Так сложилось, что сегодня я с Филей (Фигуристом) работала. Думаю, далеко не последний раз. Меня насчет него предупреждали: сложнее Вольного, немногие могут ровно провести по прямой, куча народу отказывается в пользу Васи. Верите, нет? - не напрягло. Самоуверенность у меня после Рифмы появилась, что ли? А может, опыт наработался кое-какой... На все предостережения я отвечала одно: "Филя - значит, Филя". Впрочем, и выбора особого не было.
Добиралась до клуба сегодня сама. По плану предполагалось, что меня от вокзала в Обнинске подберет тренер, но не сложилось. Главная проблема пути (и, собственно, единственная) заключается в том, что ехать надо аж на двух (какой ужас! :lol: ) маршрутках. Я не то чтобы страдаю топографическим кретинизмом - просто иногда плохо ориентируюсь на малознакомой местности. Поэтому я честно предупредила водителя: "Еду первый раз, сообщите, когда мне выходить". И началось все с того, что сообщили мне о выходе уже постфактум. Пришлось на ходу тормозить маршрутку и экстренно выскакивать, не сильно представляя, где именно. Высадили меня у церкви. Церковь эту я хорошо запомнила еще по прошлому разу. Но увы - только ее. Куда топать от перекрестка дальше, мой мозг подсказывать отказался. Это нельзя назвать термином "заблудилась" - по факту, я была на правильном пути, - но Лене я так и сказал, позвонив уточнить, куда же мне топать дальше. Минутное разъяснение, ориентир определен, и через пять минут я была уже на конюшне. Где меня почти у дверей встретил Илья, участливо поинтересовавшись, нормально ли я добралась.
"Лекционная" часть, пусть и неформально, сегодня была посвящена седлам и уходу за кожаной амуницией. Мне показали барочное седло (такие использовали и до сих пор используют в классической выездке), мы поговорили о наполнителях и их долговечности (тренер объяснил, почему лучший наполнитель - синтетическая шерсть). Обсудили разницу крепления приструг к разным типам седел и почему так делается (например, в конкуре приструги ближе к передней луке, чтобы седло могло под движениями спины чуть приподниматься). Вроде это мелочи, которые знать как бы и не обязательно. Но я теперь их знаю, и вертится у меня в голове вопрос: "А где бы еще я об этом узнала?" В прокате (и даже в аренде, как оказалось) этому не научат.
Фигурист оказался действительно посложнее Васи, но не в том, где я ожидала. Вольный более чутко реагирует на ногу, для работы с ним нужно прикладывать меньше физических усилий. Это единственная, на мой взгляд, глобальная разница между конями. Но Филя знает больше - мы сегодня, помимо боковых по стенке (плечо внутрь и транверс) сделали уступку и принимание на шагу, а в самом конце - пиаффе. Его мне Илья помогал делать, подсказывая с земли коню хлыстиком, но сам факт того, что меня привлекли к обучению Фигуриста в выездковом элементе (Филя только осваивает пиаффе и активно сопротивляется его исполнению) - снова вопрос: а где еще мне бы дали такую возможность?
Интересный момент случился у нас на контргалопе. Делаем мы его строго по длинной стенке, строго после разминки обычным галопом и строго от поворота до поворота. Вольный контр знает плохо, но дается он ему отчего-то проще. Фигурист контргалоп знает хорошо. Настолько хорошо, что пока ты правильно не попросишь - фиг он тебе его сделает. Билась я над этим контргалопом несколько проездов. Вот не поднимается конь - и все тут, хоть ты тресни. Встает на стенку и чешет с внутренней ноги. Я в отчаянии обращаюсь к тренеру: "Илья, что я делаю не так?" На что тренер ответил: "Не скажу. Пробуй разные варианты, разные положения, как только найдешь правильный путь - Филя поднимется, как надо". То есть мне предложено было решить проблему самостоятельно. И, надо сказать, я ее решила. Как только мы поднялись в правильный контргалоп и прошли длинную стенку, Илья задачу снял и предложил то же самое проделать в другую сторону. В другую сторону у Фили вопросов ко мне не возникло, мы договорились сразу
Еще момент, который хотелось бы отметить как показатель оценки тренером моих навыков. Речь у нас зашла о том, что нельзя собирать лошадь в начале тренировки - собранные аллюры допускаются к выполнению только после первой репризы рыси, когда лошадь без сопротивления отвечает на смену постановлений (на прямой и на вольту) и достаточно разогрета, идет плавно и расслабленно, тянется вниз (упражнение вперед-вниз). Илья стал объяснять суть работы спины лошади в состоянии сбора и в состоянии обычной "прокатской" растянутости. И сказана была такая вещь: "Неопытным, начинающим всадникам я не позволяю собирать коня - подставив им под неуравновешенную посадку мышцы спины, зверь рискует получить зажимы". Я Филю собирала по команде тренера. Не то чтобы у меня посадка супер-пупер (вернее, она совсем не супер-пупер, если на чистоту), но для меня сие утверждение звучало как комплимент
Приятно, когда твои многолетние труды оценивают - пусть не на высший балл, но и не приравнивая тебя к мешку с картошкой :mrgreen:
И еще одно, на сегодня - последнее. В классической выездке лошади подготавливаются до уровня, когда, чтобы показать их устойчивость и уравновешенность, всадник бросает трензельный повод и работает только мундштуком. Посмотрите гравюры Мастеров - они держат в руках только мундштучный повод. Это - тончайший инструмент в управлении лошади, та самая Высшая Школа. Возьми любого среднестатистического спортивного коня на мундштуке без трензеля - он сразу за повод уйдет или и вовсе перевернется. Этим все сказано.
Полутора часов, как всегда, оказалось мало. И теория, и практика, и я потом еще тусила в манеже и смотрела, как Илья готовит коня к "элементам над землей"... И так слаженно они работали - глаз не оторвать! Все-таки, повезло мне с друзьями
П.с. По итогам сегодняшней работы в крагах принято решение о поиске дорогих, качественных и по размеру сидящих сапог. В планах посещение нескольких магазинов, а если не найду ничего (нога не стандартная, у меня размер не соответствует высоте голенища) - буду шить на заказ. Да, это дорого. Но те сапоги, в которых я работала все это время, показали, что оно того стоит. Определенно.