Re: Записки счастливого арендатора. Псковские каникулы
Я думаю, я определилась. Есть то, что интересовало меня всегда. Если не получится так, как задумано, в ход пойдет план В как единственный оставшийся. Но об этом - только после того, как я съезжу, посмотрю и на собственной шкуре проверю. Не хочется мне сейчас расписывать, как, по моему мнению, все круто, а потом снова сказать: извините, друзья, все не круто. Всему свое время
Пользуясь образовавшимся у меня свободным временем, по просьбам трудящихся, расскажу, пожалуй, еще кое-что про славный город Псков и его окрестности. В прошлый раз, помнится, мы закончили на подходе к Мирожскому монастырю? С него и начнем.
Старейший псковский Мирожский монастырь уютно расположился в месте слияния двух рек – Мирожки и Великой. Точная дата его основания неизвестна, но говорят, стоит он здесь с XI века. Запись в монастырской книге о князе Святополке, убившем своих братьев Бориса и Глеба, чтобы захватить власть, была сделана до 1015 г. Это подтверждает, что в то время монастырь уже существовал (1015-й… древнее только боги!) На строительство обители пригласили греческих мастеров. Те, не знаю уж, чем руководствуясь, захватили с собой из Греции не только инструменты, но и стройматериалы – подумали, поди, что на Руси кроме леса и строить-то не из чего… Таким образом, был выстроен монастырь не из повсеместно распространенного на нашей земле известняка, а из иноземного розового камня – плинфы…
Мирожский монастырь, находясь совсем рядом с Кромом, был культурным центром города. Здесь велась псковская летопись, имелась библиотека и мастерская переписчиков (напомню, очень многие монастыри славились тем, что переписывали книги). В стенах Мирожского монастыря был сделан первый (?) список «Слова о полку Игореве». Здесь же располагалась (и до сих пор располагается) иконописная школа – в Поганкиных палатах два зала посвящены иконам, выполненным псковскими мастерами.
Расположение Мирожского монастыря вне укрепленных стен (считай, за городом) подставляло его под удар во время большинства вражеских набегов. В 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли монастырь, убив игумена Василия. Мощи убиенного, по преданию, хранятся в алтарной части Спасо-Преображенского собора (о котором речь пойдет ниже). А известный нам Стефан Баторий, захватив Мирожский монастырь, использовал его как стратегический объект: на колокольню была поднята пушка.
В начале XVI в. в монастыре обучался преподобный Корнилий, перебравшийся потом в Печерский монастырь (и о Корнилие, и о Псково-Печерском монастыре мы тоже еще поговорим). В 1567-м здесь прославилась своими чудесами икона Божией Матери Мирожская (и снова вспоминается мне роман «Столпы земли»…)
Основная часть построек Мирожского монастыря – относительно современная (XVII-XIX вв.). И только один, неведомо каким чудом сохранившийся, храм стоит на его земле с 1156 г. (впрочем, стоит, может, и дольше, но эта дата считается отправной точкой). Это построенный из той самой греческой плинфы, выполненный в лучших традициях лаконичных средневековых греков Спасо-Преображенский собор. Еще сидя в гостевом доме на обеде, я не могла оторвать глаз от этих стройных белоснежных стен и единственного черного купола.
(фото не мое)
В принципе, я могу объяснить, почему меня так тянет к таким древностям, что влечет к ним сердце и будоражит душу. Но надо ли? Достаточно представить, что этот собор, маленький, в общем-то, довольно невзрачный, но такой притягательный, видел все, день за днем, столетие за столетием. Эти стены пропитаны не штукатуркой и скреп.раствором – они пропитаны историей. И не просто датами, как в учебниках – человеческими судьбами, хорошими и не очень. Собор видел молодого князя Александра. Видел польского злодея Батория. Видел… А сколько еще увидит? Простоит ли он еще тысячелетие, впечатлит ли когда-нибудь мою пра-пра-правнучку? Вопросы риторические. Но именно они наполняют душу, когда я оказываюсь в таких местах. Причем постройки XVII в. и позднее (а таких у нас сохранилось большинство) уже подобного трепета не вызывают. Тысяча лет или четыреста – разница, однако…
Итак, Спасо-Преображенский собор. Построен до 1156 г. по заказу новгородского епископа Нифонта. В соборе нет и никогда не было иконостаса, изнутри он весь исписан фресками греческих мастеров. Фрески – тоже XII век. Их история грустна, но имеет счастливый конец. В XVII-XVIII столетиях русские цари сочли, что роспись храмов – это неинтересно и не современно. Я была в Ярославле – там произошла та же фигня: древние фрески варварски замазывали штукатуркой. По мне, так храм, не расписанный от пола до потолка, выглядит… печально (хотя на языке вертится совсем другое слово). Так вот. Совершенно случайно, во время очередного ремонта в 1858 г. эти фрески (греческие фрески XII века!!!) нашли под слоем штукатурки. Слава Богу, люди попались разумные и ценящие культурное достояние своих предков и замазывать фрески обратно не стали. С тех пор ведется реставрация – не всегда удачно, был момент, когда из-за несоблюдения технологий вместо возрождения фрески стали вновь исчезать, но это лучше, чем ничего. Оля рассказала, что реставраторы даже краски используют те, которыми пользовались греки – на растительной основе, никакой химии! В сенях храма стоит колонна обогревателей – для поддержания нужного микроклимата. Собор находится под охраной Юнеско.
Фотографировать там не разрешают даже без вспышки, и я этого делать не стала. Но, воспользовавшись интернетом, нашла кое-какие образцы. Рисунок по влажной штукатурке темперой. Греческая школа, XII век.