Выездка. Заняте 1
(я теперь буду их нумеровать. Мне интересно, за какой период я смогу достичь того или иного прогресса)
Н-ну, вот и случилась моя первая тренировка у нового тренера. Я, пожалуй, не буду пищать от восторга - мне думается, теперь это неуместно. Знаете, такое чувство, словно - "все, игры кончились". Это будет трудно, это будет через не могу и не получается, это будет... В общем, заявленная цена в данном случае равна качеству в квадрате.
Мы начали с выяснения некоторых организационных моментов: чего я хочу получить от занятий, насколько готова вкладываться физически и морально, как следует вести себя на тренировке. "Не могу" и "не получается" - не прокатят, слово тренера - выполняется тут же и без рассуждений. В принципе, ничто не ново под луной. И я тут не совсем поняла: то ли Татьяна специально сгустила краски, то ли это я еще не знаю, на что подписалась. Особенно напряг меня вопрос про стрессоустойчивость. Орать на меня, как я поняла, никто не собирается (без повода, естественно, ситуации разные бывают), а рабочие моменты, когда сто первый раз не получается, а надо добить - это, имхо, не стрессоустойчивость нужна, а упертость. Вот ее у меня - воз и маленькая тележка, да. И вообще, ко мне подошли со всей серьезностью, а значит, я буду прикладывать все усилия, чтобы быть серьезной в ответ. Говорю же - игры кончились. "Теперь ты в армии" (с) И напросилась я на это сама
Латвийско-белорус Семен - так мне представили моего нового учителя - огромный серый плюшевый зверь, как мне показалось - добрый и широкой души парень. Его вывели уже поседланным - давно такого не было в моей жизни. То есть в стоимость занятия включен еще и коновод. Не знаю, радоваться этому или нет - я люблю возиться с лошадьми, - но тут, видимо, придется смириться, что коня мне будут в манеж выводить и из манежа забирать. Зверь, кстати, на очень мягких движениях и очень хорошо выезжен - слушает корпус, на зажатую поясницу реагирует адекватно - не стартует в голубые дали, а наоборот замедляется, вплоть до остановки (мы даже упражнение на этот момент делали... но об этом ниже). Вроде малопризник, стартующий. Для обучения - идеален.
Первое, о чем мы начали разговор - мое положение в седле. Вообще, хоть тренер и отметила, что я неплохо сижу, начали мы, как водится, с самого начала (интересно, это когда-нибудь закончится? Каждый новый тренер начинает со слов "Забудь все, чему тебя учили раньше"
) С посадки, которой никто, включая Илью, не уделял должного внимания. Ах, как я мечтала, чтобы меня взяли на корду, отобрав повод и стремена, и чтобы была это не разовая акция, а вполне целенаправленное действие! Татьяна "прописала" мне езду без стремян и корду - не целое занятие, нет, - но часть его на довольно длительный период. Я этому рада - наконец-то!
Итак, посадка. "В каком положении у тебя в седле должен находиться таз?" - спросила Татьяна, как только я села верхом. Я растерялась. К слову, подобных вопросов, ставящих меня в откровенный тупик, сегодня звучало много. У меня это как с грамматикой - я не знаю ни одного правила, просто пишу без ошибок
Так и тут. Мне никто не говорил, я что-то отрывочное читала там и здесь, и никогда не задумывалась, что и как. Мне когда-то сказали: сядь глубоко - я села и стала ездить так. Выяснилось, что задницей - сильно на задней луке. Поэтому меня попросили придвинуть копчик к передней луке. И "слить" вес в пятку. С этим, к сожалению, большие проблемы - пятка пока сильно вверху, и я ей все еще ковыряю. За это тренер сильно ругалась: "Однажды, - говорила она, - у тебя там будет шпора. И что тогда?" Я для себя решила, что постараюсь очень внимательно запоминать каждое замечание Татьяны, чтобы не провоцировать ненужную ругань. Итак, про ногу как Отче наш: не ковыряем пяткой!
На шагу Семен еле переставлял лапы, что, конечно же, провоцировало меня на ковыряние. Был в руках хлыстик, но я все еще стесняюсь пользоваться им, сидя на чужой лошади. Этот момент разрешился, когда Татьяна сама попросила меня применять хлыст, если конь на ногу не отвечает. Кстати, после этого хлыст вдруг оказался нам почти и не нужен: Семен проснулся, стал более чутко прислушиваться к командам.
Помимо седалища и ног, выяснилось, что я немного не так держу руки. Тренер шокировала меня замечанием, что "повод проходит у тебя по второй фаланге пальца, его надо сдвинуть ближе к ладони". Во-первых, мне кажется, это надо очень внимательно к всаднику приглядываться, да я еще и в перчатках была... А во-вторых - мелочь? Мелочь. Которым в выездке не место, да. Ну и кроме указательных пальцев - кисть стаканчиком и пальцами чуть внутрь - я бы провела аналогию с загребанием, хотя она не совсем верна. И большие пальцы - стоят домиком, повод придерживает только подушечка. "Любое другое положение кисти и пальцев сразу делают руку нерабочей". Кажется, об этом я читала у Сюзан фон Дитце, но на практике мне никто никогда такого не объяснял.
Конечно, все это рассыпалось, стоило мне отвлечься на лошадей в манеже, и рассыпалось не раз, и не раз еще рассыпется, но я обещала себе стараться, а значит, здравствуй, самоконтроль!
"А теперь покажи мне рысь", - попросила Татьяна, и я честно двинула Семена шенкелем. Двинула раз. Двинула два. Сердце упало - начинается... Не, с третьего поднялся, правда побежал лениво-лениво, и я болталась там сверху на этом плывущем по манежу диване - непривычный, чужой ход, как облегчаться, не понятно, проще всего вообще сидеть и не рыпаться, но ведь эту тушку еще и двигать вперед надо как-то... А еще и тренер про руки-пятку напоминает... Мдя, звезда выездки, блин
Вот тут я и почувствовала то, что ощущаю у каждого нового учителя - ничегошеньки я не умею, даже из самого банального. Некоторое время мы посвятили тому, чтобы мое тело поняло, как надо облегчаться на рыси. Для этого я попеременно бросала то правое, то левое стремя, и должна была в таком положении двигаться строевой. И я честно двигалась, да. Честно выпрыгивая вперед-вверх на нифига не бегущем коне. Выдохлась довольно быстро, и вот тогда-то наконец и "услышала", чего хочет тренер. Привставать ровно настолько, насколько меня выталкивает спиной лошадь. Прописная истина. Вот только если на амплитудном Филе это было легко и понятно, то на Семене из седла не вытряхивает ну вот совсем! Потребовалось расслабить спину, чтобы почувствовать, как зверь толкается. А вслед за моей спиной и конь пошустрее пошел.
Вторую рысь посвятили переходам шаг-рысь. Переходы делались без руки, только шенкель и поясница. Напрягся - вот вам шаг. Спину расслабил и двинул ногой - вот вам рысь. Тут я довольно быстро уловила суть упражнения, и тренер меня даже хвалила - блин, приятно!
Особо порадовали меня вольты. Тут, видимо, сработала выезженность Семена, но делал он их почти без моего участия, идеально круглыми, гнулся и никуда не валился. Давно, ах как давно у меня не случалось таких приятных вольтиков!
Галопа не было. Вот, я же говорю: рано мне еще галоп делать!
Вместо него работали на корде без стремян: руки вверх-в стороны-на пояс-вперед. Цель - посадить меня назад, чтобы я своим весом загружала задние ноги лошади. Сложного ничего, но мне очень не понравилось, как на мое отведение затылка назад реагировали ноги - они, вместо того, чтобы плотно лежать у боков, где полагается, поползли вперед и вверх
От вываливания из седла меня спасли только упоры на крыльях - они реально держат бедро, не давая совсем уж вылезти ноге на шею лошади. Несколько непривычное седло, но в некотором роде с такой вот помогалкой
На корде же поработали над переходами, тренер высылала Семена в рысь и давала странную команду: "Зажми поясницу". Тут я готова была угорать над собой - моя спина, зажатая и напряженная перманентно, на мягком диванистом коне зажиматься по команде не хотела совсем! Приходилось прилагать ощутимое усилие, чтобы напрячься. И как только я это делала - Семен переходил в шаг. Вот так просто, да. Как и все гениальное.
Еще в работе над переходами делали упор на то, чтобы я не валилась вперед. Есть у меня очень давний косяк, который неискореним ничем и никак. Татьяна, посмотрев на меня, сказала, что причина кроется в том, что я не "сижу" в седле. И то верно - все всегда учили и кричали в один голос: не стой на стременах во время перехода, загрузи коню зад! Загрузи коню зад... Вот это оказалось реально сложно. Мозгами я понимаю, чего от меня хотят. Но донести эту светлую идею до веса, который должен сконцентрироваться не в плечах, как у меня, а в попе, пока проблематично. И да, очень логично звучит пояснение тренера про инерцию и про то, что чтобы меня этой инерцией не сносило, надо найти такое положение тела сзади лошади, чтобы оно эту инерцию гасило. В принципе, когда я концентрируюсь на том, что мне во время перехода не надо лезть вперед - все получается. Но без концентрации - не выходит.
Бонусом меня долго пытали, как я понимаю слово импульс. Естественно, выяснилось, что понимаю я его весьма смутно, толково сформулировать свою мысль у меня не получилось, но в итоге я теперь знаю, что это. Импульс относительно лошади - это когда лошадь движется четко от команды всадника, а не сама по себе. Татьяна пообещала как-нибудь посадить меня на корду на зверя, который этот импульс смог бы мне продемонстрировать. Я призналась, что сидеть на таких лошадях мне не доводилось, но сейчас подумалось, что, видимо, покривила душой. Брала я полтора года назад несколько уроков на коне уровня Средний Приз. И делали мы с тем конем офигенные прибавки на рыси. Был ли то импульс или еще что? Я помню только ощущение полета и восторга от того, насколько лошадь вся "во мне". Жаль, нас с тем конем жизнь развела по разным дорогам...
Вот такие впечатления у меня от первого занятия на Семене. Мне понравилось, что тренер обрисовала в общих чертах путь, по которому нам предстоит пройти, и восприняла меня всерьез. Я не знаю, что будет дальше - знаю только, что будет сложно. С другой стороны - напомню, что если бы не пришло в мою жизнь время именно этих сложностей - они бы просто не случились.
Все будет, как дОлжно, даже если будет иначе