Re: Мои карачаи. У каждого - свой Кавказ
У каждого – свой Кавказ
(13-18 апреля 2011 г.)
Фотографии, выложенные в отчете, принадлежат Никулиной Д., Гедзь О., Лобан А.
Я отчетливо помню, когда в первый раз попала в Карачаево-Черкессию. Это был август 2002 года. И многое там мне тогда не понравилось.
С тех пор прошло девять лет. Эта поездка была уже шестнадцатой по счету, и всякий раз, сидя в самолете или поезде, уходящим на Москву, я нетерпеливо планирую, когда же снова смогу посетить этот дикий, но гостеприимный край. Мои знакомые карачаи нередко называют его моей второй родиной. Так это или нет – я этого еще не осознала. Но в любом случае в Карачаево-Черкессии есть то, что, несомненно, сближает меня с его народом: карачаевские лошади.
Поездка получилась спонтанной. Отработав квалификационный пробег на 30 и 40 км, который проходил у нас в Инино, спустя уже несколько дней мы оказались в абсолютной весенней безгрунтице. Наш повсеместный суглинок внес свои коррективы в тренинг, поэтому представилась возможность расслабиться и отвлечься от ежедневной рутины. Через полтора месяца в «Караване» ожидались грандиозные международные старты, подготовка к которым, равно как и ожидание их, неизменно давлели над нами. Мы прикинули с Никулиной, когда сможем оставить базу на неделю, и за шесть дней купили билеты.
В последний момент к нам неожиданно примкнули еще два человека – Артем и Лида, которых я тренирую на пробеги. И таким образом, в составе четырех человек, мы вылетели в Минводы.
Основной целью моей поездки было проехаться по племхозяйствам в разных частях Карачаево-Черкессии и отфотографировать их поголовье. Это возможно было сделать только до 15 мая, пока косяки находились на зимних пастбищах. После 15-20 мая подавляющее большинство хозяйств поднимает своих лошадей в горы, на альпийские луга, так как нижние пастбища – это сенокосы и летом пасти на них нельзя. К тому же летом внизу всегда полно оводов и мух, которые беспрерывно мучают лошадей и другой скот, не давая набрать тело. Идеальным временем для нашей поездки была вторая неделя мая, когда травостой держится уже не менее двух-трех недель. К середине мая лошади уже вылинивают и округляются на молодой траве и на фото выглядят более привлекательно. Но ехать в начале мая, за две недели до международных соревнований, мы не могли, и выехали в середине апреля.
Прогноз погоды был неблагоприятный: холод, дожди, гроза… Я с сожалением понимала, что скорей всего в эту поездку мне мало что удастся сделать и уж тем более заснять: далеко не до каждой кошары можно доехать на машине в это время, а для того, чтобы передвигаться верхом нужно немало времени.
Как всегда я написала план мероприятий и список племхозяйств. Даша, Артем и Лида ехали со мной чисто за компанию, без какой-то особой цели. Поэтому всеми передвижениями и маршрутами занималась и руководила я. Предполагалось, что мы пробудем два дня в Малом Карачае, один день в Учкулане и два дня потратим на Зеленчукский район. В Малокарачаевском районе я планировала посетить хозяйства Кубанова Рашида, Чотчаева Азрета, Гочияева И., Аджиева Мурата, Чипчикова Магомета. Кроме того, непременно нужно было заехать на кошару Ахмата Алиева посмотреть своих лошадей, по возможности проглистогонить жеребят и надеть на них недоуздки. А также надо было обязательно съездить на Карачаевский конный завод, посмотреть жеребцов-производителей и дернуть гриву у новеньких. В Учкулане я хотела навестить ПФХ «Тай» Хубиева Магомета, в котором я была в июле 2008 года вместе с Макеевым. Что касается Зеленчукского района, то там, помимо хозяйств «Ахтамас», «Гумач» и некоего Фомыха, хотелось бы мельком попасть на пробег Николая Мельбарда и, главное, посетить вновь построенную конюшню «Карачай хорс», принадлежащую моему другу Исламу Байрамкулову. План поездок был насыщенным и предполагал пунктуальности, которой карачаевцы, не в обиду будет им сказано, как правило, лишены. К нашей удаче Хасан как раз накануне уволился от Мельбарда, где тренировал его скаковых арабов почти год, и согласился быть в полном нашем распоряжении, что было немаловажным при наличии у него машины.
Итак, наше путешествие началось с Внуково. Авиакомпания «Скайэкспресс» с недавнего времени стала продавать билеты до Минеральных вод и, хотя заявленная стоимость в 2100 рублей выглядела привлекательной, то после пересчета топливного сбора цена за билет приблизилась к «ЮТейр», то есть к 4000. Сэкономить все равно не получилось. Кроме того, несколько напрягала информация о том, что купленные билеты не имеют посадочных мест и что если прийти за полчаса до окончания регистрации, то может так оказаться, что свободных мест больше нет. То есть авиакомпания намеренно продает большее количество билетов с расчетом на то, что кто-то потом откажется лететь. Собственно, так оно и получилось: на регистрации сразу после нас в очереди счастливыми обладателями билета с местом стали человек десять, а на остальных билетов не хватило. Ситуация, конечно, бредовая, но мы не стали смотреть дальнейшей развязки событий и пошли в кафе отметить начало путешествия. Замаскированное в пакет из- под виноградного сока вино было привезено Лидой из Италии и пахло земляникой.
«ЯК» назвать самолетом было трудновато. Скорее – самолетик. В салон заходили сзади, два ряда кресел, тесно, как в электричке. Человек на сто, не более. Честно – летать боюсь. Половину пути самолетик колбасило в небесах и хотелось уже наконец-то приземлиться. Садились в молоко: Минводы затянул туманище, и в иллюминаторы не было видно абсолютно ничего. Выдохнула, когда шасси коснулись посадочной полосы.
Хасан совершенно не изменился. Правда, поначалу выглядел несколько загруженным какими-то своими проблемами, но нам довольно быстро удалось его разговорить. Несколько недель назад как его наняли готовить к скачкам на Пятигорском ипподроме одного проблемного чистокровку, и Хасан жаловался на больную спину коня и что хозяин не хочет этого замечать, требуя результатов. Младший брат Хасана – Хусей – из-за смены правительства в Карачаево-Черкессии директором Карачаевского конного завода так и не стал…