Re: Мой мир, возникший из мечты. О лошадях, о жизни, о себе.
Tаnka написал(а):
Кать, а сколько у тебя бисера уходит на подобное изделие? Я таки дошла до магазина, закупилась, но что-то смотрю я на эти малюсенькие шарики и сомнение меня одолевает - на красивое изделие его надо тоннами покупать...
Не, Танюш, на самом деле совсем не много! Редко когда даже половина пакетика расходуется на одно изделие. Пакетик я имею в виду, как чешский бисер продаётся - грамм по 50. Тем более, ты же плетёшь, используя 2-3 цвета, так что расход каждого небольшой. Ну если ты, конечно, не собираешься плести какой-нибудь грандиозный пояс или широкий гердан. :wink:
ananas27 написал(а):
Н-дааа... Без комментариев!!! :lol:
Манвилла написал(а):
Ух, какие желтушки классные!!!))) Это предвестники одуванов! :lol:
ЮНИ написал(а):
Кать, вот нравится мне как ты все объясняешь Без сложносочиненных и углубления в терминологию.
А мне казалось, что я частенько начинаю жутко заумничать и не сильно понятно изъясняться (это ещё издержки написания кучи контрольных и прочих всяких работ в институте - там чем загогулистей выразишься, тем лучше :lol: ).
ЮНИ написал(а):
И сама такого кайфа хапнула
Ощутила радость тренера за успехи ученика? :wink:
Сенди написал(а):
Да меня тут Алена пыталась убедить в том, что и в классике и в НХ, любая команда, это ничто иное, как уступка давлению. Я имею несколько иную точку зрения, что уступки давлению это в НХ, а в классике подача команд, выработка условных рефлексов, шлифовка и отработка. Стало быть говоря про уступку давлению подразумевается НХ, говоря про подачу четких команд, подразумевается классическая работа с лошадью.
Всё с вами ясно, девушки!))))) Ваш спор основывается на нечётких формулировках, а по сути-то вы обе говорите об одном и том же! Попытаюсь внести ясность в вопрос.
1 - И в НХ и в классике имеет место
обучение лошади, с этим никто спорить не будет, надеюсь. Ибо, зачем ещё мы проделываем все эти штуки с лошадьми, если не затем, чтобы научить их чему-либо.
2 - Любое
обучение (не только лошадей, а всех живых существ, включая человека)
основывается на выработке условных рефлексов, то есть строго определённого ответа на конкретное воздействие. Без этого обучение невозможно.
3 - Для выработки рефлекса используется
команда (на которую нам нужно этот рефлекс выработать),
воздействие (то, что заставит животное выполнить нужное нам действие) и
поощрение (нечто приятное, удовольствие от получения этого поможет закрепить рефлекс). Есть ещё одно нужное нам понятие -
ответ на воздействие (реакция животного на применённое к нему воздействие).
Итак,
как происходит обучение.
Вначале даётся
команда (например, "Прими!"). Для необученной лошади, это ничего не значащий набор звуков. Поэтому, человек должен ей объяснить, что он от неё хочет.
И для этого он использует
воздействие. Воздействием может быть, например, давление на бок лошади. А может быть лёгкое похлопывание рукой, хлыстиком (это уж для совсем "тормозов"))))). В общем, любое действие, которое побудит лошадь отойти, то есть сделать требуемое. Это действие должно быть неприятно лошади, она должна хотеть его избежать. Потому что, в противном случае, у нас ничего не получится - вместо того, чтобы отойти от "неприятного", лошадь будет игнорировать "ничего не значащее" или наслаждаться "приятным".
Как только лошадь
сделала то, что нужно (ответ на воздействие), мгновенно следует
поощрение. Поощрением может быть исчезновение давления на бок (НХ), оглаживание, похвала голосом (самая удобная штука - можно поощрять этим лошадь непосредственно в тот момент когда она выполняет нужное действие, то есть прям в процессе правильного действия), ну и вкусняшка.
Суть этого процесса в том, чтобы лошадь поняла, что можно избежать неприятного этапа ("воздействия"), если сразу же после команды совершить требуемое действие. Мы
начинаем обучение с "цепочки":
команда - воздействие – ответ(реакция) - поощрение. А получиться должно
в итоге:
команда - ответ. Поощрение остаётся, конечно, на первых порах, но когда рефлекс станет уже стойким, поощрение нужно постепенно убирать. Вы же не поощряете лошадь каждый раз, когда она принимает на развязке или начинает шагать от воздействия шенкеля. Это давным-давно закреплённые рефлексы и лошадь выполняет эти команды уже "на автомате", тут постоянное поощрение излишне и даже вредно, может разбаловать лошадь.
Ну а теперь о формулировках, как об основе вашего спора
Сенди написал(а):
что и в классике и в НХ, любая команда, это ничто иное, как уступка давлению
Команда - это
сигнал к действию (слово, жест, звук). А
уступка - это ответ(реакция) лошади
на команду.
Сенди написал(а):
Я имею несколько иную точку зрения, что уступки давлению это в НХ, а в классике подача команд, выработка условных рефлексов, шлифовка и отработка.
Лен, и там и там происходит
выработка условного рефлекса:
- подача команды есть и в НХ,
- давление - это то самое "воздействие", с помощью которого мы учим лошадь совершать нужные нам действия,
- уступка давлению = ответ на воздействие,
- шлифуют и дорабатывают до отличного исполнения в любой системе обучения.
Сенди написал(а):
Стало быть говоря про уступку давлению подразумевается НХ, говоря про подачу четких команд, подразумевается классическая работа с лошадью.
Как это прозвучит при использовании правильных формулировок: "говоря про "
ответ на воздействие" подразумевают НХ, говоря про "
подачу команды", подразумевается классическая работа с лошадью". Или так, чтоб было понятнее:
Выработка условного рефлекса (по этапам)
этап 1 - подача команды
этап 2 - воздействие на лошадь
этап 3 - ответ лошади на воздействие
этап 4 - поощрение
И вот, что у нас получается: "говоря про "
этап 3" подразумевают НХ, говоря про "
этап 1" подразумевают классику". :shock: Как можно противопоставлять друг другу этапы одного действия?! Понятно, что получается? :wink:
Суть обучения во всех системах и школах одинакова. Просто одно и то же действие может называться по-разному. Прежде чем спорить, попытайтесь чётко сформулировать, что именно вы имеете в виду. Термин "давление", например, (я так понимаю, именно он является "камнем преткновения" в споре))) используется и в классической выездке, причём, как в прямом смысле (давление шенкеля на бок лошади, давление железа на рот - то есть физическое воздействие), так и в переносном смысле ("оказать давление" - то есть как-то воздействовать на лошадь. Это может быть, например, строгий окрик, грозный тон - моральное давление).
Уф, по-моему более-менее понятно объяснила... :roll:
Сенди написал(а):
Какой круглый, да блестящий!