Bettel
Pro
Вешаю . В качестве комментария, здесь речь идет не о дисциплинарных занятиях с уступками давлению и т.д, поэтому с точки зрения НХ некоторые моменты могут быть спорными, но оно срабатывает, если речь идет об элементах . Но, естественно, если у лошади есть провалы в дисциплине, то сначала лучше решить их, а потому уже заниматься всем остальным.
Я думаю, то, о чем пойдет речь ниже – это самое главное для обучения лошади. Потому что именно на этом все строится. Две самые главные вещи, которые нужно создать человеку и лошади – это мотивация и коммуникация.
Без мотивации лошади занятия будут не в радость, она будет просто отбывать повину и искать пути избавиться от вас и ваших приставаний. Без коммуникации лошадь не будет понимать, что вам от нее надо вообще и как с вами общаться.
Мотиваций у лошади, как и у человека, бывает огромное количество: и еда, и общение, и самовыражение, и развлечение и все в комплексе в разных сочетаниях (мотивацию кнута я вообще не рассматриваю). Задача человека с самого начала объяснить лошади, что общаться с человеком – это очень здорово. Я бы для этого предложила такое упражнение. Отведите лошадь в леваду без травы (или манеж), дайте ей самой там освоиться и все изучить, лучше оставить ее там одну минут на 20-30. А потом прийти к лошади и сделать вид, что вам очень интересно заниматься своими делами (ходите по леваде, усиленно изучайте что-нибудь под ногами, в общем делайте вид, что безумно заняты). Лошади любопытные животные и рано или поздно лошадь подойдет выяснить, что же у вас там происходит. Похвалите ее словом кликером, угостите, почешите. И опять сделайте вид, что занимаетесь своими делами. Если лошадь ведет себя агрессивно прогоняйте ее от себя. Если же дружелюбно, то поощряйте. После 2-3-4 повторений, уйдите из левады минут на 10, потом опять вернитесь и все повторите. Со временем можно брать с собой в леваду разные предметы и показывать их лошади. Смысл этого этапа в том, чтобы лошадь поняла, что общение с вами – это очень приятная процедура. Поэтому не надоедайте лошади долго. Уходите всегда ДО того как лошади станет скучно. Постепенно в это общение можно включать несложные упражнения типа шаппа. Хвалить лошадь нужно всегда эмоционально радостно, даже если вам кажется, что лошадь могла бы сделать что-то и лучше.
Главными аспектами коммуникации с лошадью служат слова поощрения и отрицания. Причем слова отрицания должны быть двух видов: нет, которое табу на все времена, то есть когда лошадь делает то, что делать нельзя никогда, и нет, которое означает, что в настоящий момент лошадь делает не то, что от нее просят, но ничего «незаконного» не совершает. Произноситься они должны тоже с разными интонациями: первое «нет» - это ступень отрицательного подкрепления, поэтому в вашем голосе должно звучать недовольство ситуацией, второе «нет» должно быть дружелюбным, ведь лошадь старается и предлагает, не ее вина, что она делает не то, что вы просите. Думаю, не стоит уточнять, что оба слова отрицания должны быть четко определены и использоваться в строго определенных ситуациях, каждое в своей. Слово поощрения тоже должно быть четко определено. При этом оно должно быть краткое и звучное.
Вообще старайтесь по возможности избегать звукового шума в обучении лошади. Ей очень сложно вылавливать из потока речи слова, несущие смысл. То есть фразы типа «А теперь сделай испанский шаг. Ты все делаешь не так, я же прошу не шапп, а испанский шаг, а ты мне что предлагаешь? Давай еще раз, испанский шаг! А вот теперь ты молодец!» для лошади являются сложными и бессмысленными. Для нормального понимания лошадью ваших просьб вышеуказанная фраза должна звучать как «Испанский шаг! Нет! Испанский шаг! Ай, хорошо!» Единственное что можно себе позволить это во время поощрения рассказать лошади, какая она замечательная, НО только после того, как прозвучало слово – кликер.
Если ваши объяснения того или иного упражнения лошади непонятны. Это не лошадь виновата, а вы неправильно объясняете, поэтому злиться на лошадь не имеет никакого смысла. Не зацикливайтесь, пытайтесь искать новые и новые объяснения. Делите каждую задачу на маленькие шажки, учите отдельно маленькие шаги, а потом все объединяйте. Например, ИШ состоит из подъема ног и шага, вот и учите лошадь отдельно поднимать ноги, отдельно шагать рядом, со временем сложите эти два упражнения. Практика также показывает, что лучше сразу просить правильное движение, но в маленьком объеме (чуть потянуться, сделать небольшой мах), чем просить что-то чуть похожее на правду и в большом количестве . Переучить намного тяжелее, чем научить правильно с самого начала . Будьте очень внимательны, отслеживайте все, что предлагает лошадь. Ловите нужное действие незамедлительно и тут же хвалите за него! Например, при обучению шаппа не ждите от лошади сразу полноценного подъема ноги. Хвалите даже за попытки просто оторвать ногу от земли, постепенно вы дойдете до нужного качества упражнения.
Будьте точны в даче команд. Прежде чем чему-то учить подумайте, какая именно команда будет для этого действия. Старайтесь не допускать нелогичных команд (вам нужно чтобы лошадь подвинула ногу, а вы тушируете ей ухо ), и команд которые легко путаются друг с другом. И всегда просите команду одинаково. Это требует определенной дисциплины от человека, но ведь нельзя просить дисциплину у лошади, если сам недисциплинирован . Всегда начинайте просьбу с той команды, на которую вы хотите получать в будущем отзыв. Даже если 100% знаете, что лошадь на нее не откликнется, со временем лошадь поймет, что командой к упражнению является ваше первое действие, все остальное это дообъяснение. Например, в случае с шаппом, если вы хотите, чтобы лошадь поднимала ногу на указывание пальцем на нее, то каждый раз, когда начинаете просить команду, сначала показываете на ногу пальцем, даете 2-3 секунды лошади на ответ, если не помогает, тушируете, например, ногу хлыстиком, если не помогает, наклоняетесь и берете ногу руками. За что лошадь хвалите. Но КАЖДЫЙ раз команда должна начинаться с указания на ногу пальцем.
Если лошадь категорически не хочет что-то делать, возможно, она просто не готова к этому психологически или физически, не нужно настаивать, это только вызовет волну протеста, лучше отложить это упражнение до лучших времен и заняться чем-то другим, благо выбор большой .
Не нужно воспринимать фразу "Закончить на хорошем" как девиз заставить во чтобы то ни стало сделать упражнение чисто, если идет сопротивление, лучше отступить, попросить что-то другое легкое, похвалить и отстать. Например, лошадь не хочет делать шапп от указания на ногу рукой, возьмите ногу сами как на расчистку, похвалите лошадь и отпустите, пусть отдохнет.
Старайтесь угадывать настроение лошади : если лошади хочется спать , отрабатывайте остановки, если бегать - упражнения, требующие импульса и т.д. Именно поэтому обычно на 100% проваливается любой заготовленный вами план занятий . Смотрите по лошади, и ваши занятия будут намного эффективнее.
Не повторяйте с лошадью 154 раза одно и то же (153 раза тоже не нужно повторять ). Лучше предлагайте 1-2 повторения упражнения и меняйте упражнение. Лошадь, как ребенок, ей быстро становится скучно.
Но будьте настойчивы там, где дело касается дисциплины и безопасности, если лошади нельзя толкаться в поводу, то ей нельзя это делать НИКОГДА, а не только тогда, когда у вас плохое настроение.
Я думаю, то, о чем пойдет речь ниже – это самое главное для обучения лошади. Потому что именно на этом все строится. Две самые главные вещи, которые нужно создать человеку и лошади – это мотивация и коммуникация.
Без мотивации лошади занятия будут не в радость, она будет просто отбывать повину и искать пути избавиться от вас и ваших приставаний. Без коммуникации лошадь не будет понимать, что вам от нее надо вообще и как с вами общаться.
Мотиваций у лошади, как и у человека, бывает огромное количество: и еда, и общение, и самовыражение, и развлечение и все в комплексе в разных сочетаниях (мотивацию кнута я вообще не рассматриваю). Задача человека с самого начала объяснить лошади, что общаться с человеком – это очень здорово. Я бы для этого предложила такое упражнение. Отведите лошадь в леваду без травы (или манеж), дайте ей самой там освоиться и все изучить, лучше оставить ее там одну минут на 20-30. А потом прийти к лошади и сделать вид, что вам очень интересно заниматься своими делами (ходите по леваде, усиленно изучайте что-нибудь под ногами, в общем делайте вид, что безумно заняты). Лошади любопытные животные и рано или поздно лошадь подойдет выяснить, что же у вас там происходит. Похвалите ее словом кликером, угостите, почешите. И опять сделайте вид, что занимаетесь своими делами. Если лошадь ведет себя агрессивно прогоняйте ее от себя. Если же дружелюбно, то поощряйте. После 2-3-4 повторений, уйдите из левады минут на 10, потом опять вернитесь и все повторите. Со временем можно брать с собой в леваду разные предметы и показывать их лошади. Смысл этого этапа в том, чтобы лошадь поняла, что общение с вами – это очень приятная процедура. Поэтому не надоедайте лошади долго. Уходите всегда ДО того как лошади станет скучно. Постепенно в это общение можно включать несложные упражнения типа шаппа. Хвалить лошадь нужно всегда эмоционально радостно, даже если вам кажется, что лошадь могла бы сделать что-то и лучше.
Главными аспектами коммуникации с лошадью служат слова поощрения и отрицания. Причем слова отрицания должны быть двух видов: нет, которое табу на все времена, то есть когда лошадь делает то, что делать нельзя никогда, и нет, которое означает, что в настоящий момент лошадь делает не то, что от нее просят, но ничего «незаконного» не совершает. Произноситься они должны тоже с разными интонациями: первое «нет» - это ступень отрицательного подкрепления, поэтому в вашем голосе должно звучать недовольство ситуацией, второе «нет» должно быть дружелюбным, ведь лошадь старается и предлагает, не ее вина, что она делает не то, что вы просите. Думаю, не стоит уточнять, что оба слова отрицания должны быть четко определены и использоваться в строго определенных ситуациях, каждое в своей. Слово поощрения тоже должно быть четко определено. При этом оно должно быть краткое и звучное.
Вообще старайтесь по возможности избегать звукового шума в обучении лошади. Ей очень сложно вылавливать из потока речи слова, несущие смысл. То есть фразы типа «А теперь сделай испанский шаг. Ты все делаешь не так, я же прошу не шапп, а испанский шаг, а ты мне что предлагаешь? Давай еще раз, испанский шаг! А вот теперь ты молодец!» для лошади являются сложными и бессмысленными. Для нормального понимания лошадью ваших просьб вышеуказанная фраза должна звучать как «Испанский шаг! Нет! Испанский шаг! Ай, хорошо!» Единственное что можно себе позволить это во время поощрения рассказать лошади, какая она замечательная, НО только после того, как прозвучало слово – кликер.
Если ваши объяснения того или иного упражнения лошади непонятны. Это не лошадь виновата, а вы неправильно объясняете, поэтому злиться на лошадь не имеет никакого смысла. Не зацикливайтесь, пытайтесь искать новые и новые объяснения. Делите каждую задачу на маленькие шажки, учите отдельно маленькие шаги, а потом все объединяйте. Например, ИШ состоит из подъема ног и шага, вот и учите лошадь отдельно поднимать ноги, отдельно шагать рядом, со временем сложите эти два упражнения. Практика также показывает, что лучше сразу просить правильное движение, но в маленьком объеме (чуть потянуться, сделать небольшой мах), чем просить что-то чуть похожее на правду и в большом количестве . Переучить намного тяжелее, чем научить правильно с самого начала . Будьте очень внимательны, отслеживайте все, что предлагает лошадь. Ловите нужное действие незамедлительно и тут же хвалите за него! Например, при обучению шаппа не ждите от лошади сразу полноценного подъема ноги. Хвалите даже за попытки просто оторвать ногу от земли, постепенно вы дойдете до нужного качества упражнения.
Будьте точны в даче команд. Прежде чем чему-то учить подумайте, какая именно команда будет для этого действия. Старайтесь не допускать нелогичных команд (вам нужно чтобы лошадь подвинула ногу, а вы тушируете ей ухо ), и команд которые легко путаются друг с другом. И всегда просите команду одинаково. Это требует определенной дисциплины от человека, но ведь нельзя просить дисциплину у лошади, если сам недисциплинирован . Всегда начинайте просьбу с той команды, на которую вы хотите получать в будущем отзыв. Даже если 100% знаете, что лошадь на нее не откликнется, со временем лошадь поймет, что командой к упражнению является ваше первое действие, все остальное это дообъяснение. Например, в случае с шаппом, если вы хотите, чтобы лошадь поднимала ногу на указывание пальцем на нее, то каждый раз, когда начинаете просить команду, сначала показываете на ногу пальцем, даете 2-3 секунды лошади на ответ, если не помогает, тушируете, например, ногу хлыстиком, если не помогает, наклоняетесь и берете ногу руками. За что лошадь хвалите. Но КАЖДЫЙ раз команда должна начинаться с указания на ногу пальцем.
Если лошадь категорически не хочет что-то делать, возможно, она просто не готова к этому психологически или физически, не нужно настаивать, это только вызовет волну протеста, лучше отложить это упражнение до лучших времен и заняться чем-то другим, благо выбор большой .
Не нужно воспринимать фразу "Закончить на хорошем" как девиз заставить во чтобы то ни стало сделать упражнение чисто, если идет сопротивление, лучше отступить, попросить что-то другое легкое, похвалить и отстать. Например, лошадь не хочет делать шапп от указания на ногу рукой, возьмите ногу сами как на расчистку, похвалите лошадь и отпустите, пусть отдохнет.
Старайтесь угадывать настроение лошади : если лошади хочется спать , отрабатывайте остановки, если бегать - упражнения, требующие импульса и т.д. Именно поэтому обычно на 100% проваливается любой заготовленный вами план занятий . Смотрите по лошади, и ваши занятия будут намного эффективнее.
Не повторяйте с лошадью 154 раза одно и то же (153 раза тоже не нужно повторять ). Лучше предлагайте 1-2 повторения упражнения и меняйте упражнение. Лошадь, как ребенок, ей быстро становится скучно.
Но будьте настойчивы там, где дело касается дисциплины и безопасности, если лошади нельзя толкаться в поводу, то ей нельзя это делать НИКОГДА, а не только тогда, когда у вас плохое настроение.