Взято с ФБ, автор А.С.Климук:
Из нашей истории.
История ахалтекинской породы лошадей на определенном этапе развития все-таки несколько менее информативна, особенно на фоне других пород, таких как арабская, английская чистокровная, орловский рысак и другие. Но в наше время, благодаря тому, что старые печатные издания постепенно оцифровываются и выставляются к свободному доступу, до нас все же доходят некоторые весьма любопытные документы. Я уже писал о ряде статей в журнале «Вестник русской конницы» и вот теперь натолкнулся на статью в журнале «Рысак и скакун». Статья эта написана заводчиком орловской рысистой породы Н.Н.Шнейдером («Этот безупречно порядочный и честный человек пользовался уважением большим уважением и полным доверием у орловцев.» - Я.И.Бутович), посвящена Киевской конской выставке 1913 года и приведенным на выставку лошадям, в том числе ахалтекинским. Мне кажется, что часть этой статьи, посвященной ахалтекинской породе, было бы интересно прочитать сегодня не только мне.
«…Вообще могу сказать, что гвоздём рысистого отдела выставки было потомство Летучего – Горыныч, Светоч, Нильгаи.
А магнитом верховых – текинцы. Не могу не поделиться некоторыми сведениями об этих удивительных лошадях, которые сообщил мне их покровитель и страстный любитель Григорий Андреевич Мазан, заведывающий Закаспийской заводской конюшней и рассадником ахалтекинских лошадей. Ахал-Теке представляет собой из себя не особенно большой кусок земли, оазис орошен тремя речками с быстрой водой, шириной полтора-два аршина всего. Заводская конюшня расположена в 6 верстах от города Асхабада, в ауле Кеши, а рассадник Махтум-Кала в 16 верстах. Всех жеребцов на конюшне 26: рысистых 2, англичан 9, арабов 4, текинцев 9, ждут еще 2 рысаков и 2 англичан. В рассаднике маток 8, молодняка 7. Текинских маток в Ахал-Теке около 60, причем половина старше 12 лет, жеребцов 7, молодняка около 200. Вот и все, что осталось от знаменитой текинской породы: лучших 500-600 кобыл выведено англичанами в Индию, где созданы заводы текинской породы. Текинцы-люди – страстные спортсмены: для них песни, лошади и скачки – все в их жизни, но крупные деньги и для них соблазнительны. А англичане платят, не жалея, и увели все лучшее. Удалось кое-что удержать угрозами, кое-что купить для рассадника и графа Воронцова-Дашкова. Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков купил 4 кобылы и предполагает еще купить 4 жеребца, чтобы основать завод текинцев в Ново-Томниково. Нельзя не приветствовать этого благого, патриотического начинания и не пожелать, чтобы нашлось побольше последователей и с не одними текинцами…
Благодаря любезности Г.А.Мазана кроме сведений о текинских лошадях, мне удалось получить еще и несколько портретов. По моему, лучшие, это кобылы, купленные для гр. Воронцова и две белые матки рассадника. До чего легка – легче воздуха, длинна, пружиниста, суха и благородна пепельная Голубка! Сколько энергии, сухости, стремления вперед у темно-серой Патоки. До чего однотипны, парны и прелестны Мирза и Ханьша, Тедженли и Ханьша белая. И до чего несомненно, что предки их легли в основу орловского рысака! На Киевской выставке их было пять, два жеребца и три кобылы. Не могу найти слов, образов, чтобы выразить своё восхищение ими!...
Мне не доводилось видеть настоящих арабов – арабов из Аравии, но европейские арабы пред текинцами – выкормки; англичане породны, мощны, но грубы. Текинцы же, если можно так выразиться, представляют самую культурную, самую изысканную, самую утонченную расу лошадей. Древность породы, жаркий климат, необыкновенная болезненная любовь народа, их создавшего – вот где основа поразительного аристократизма текинцев. Разделяются современные текинцы на три линии: линия Буюна – самая резвая и сухая, линия Баба-Бая – самая прочная и выносливая, Тедженли – самая красивая и резвая накоротке. Кстати сказать, «накоротке» дистанция 300 саж., а длинная 15 верст. Подготовка к скачкам очень осторожная и довольно продолжительная, почти исключительно шаговая, только по песку; корм – ячмень, изредка молоко, ячмень со свежим коровьим маслом. Делаются ванны в песке и потение в особых попонах, в которых лошадь имеет самый невероятный, фантастический вид. Приближаясь ко времени испытаний, начинают делать галопы, но только накоротке. Брокдаунов не бывает, они появляются только с участием английской породы и при том, неизбежно. Для многих стан Азии текинцы сыграли роль чистокровной лошади в Европе, то есть послужили улучшающим элементом. От скрещивания с киргизами они дали знаменитых аргамаков; от бухарских и хивинских лошадей карабаиров: от горной персидской – гоклен, не крупных, но замечательно выносливых, покойных и удобных в езде. Соединение с равнинной персидской лошадью дало иомудскую породу, довольно рослую, очень выносливую, хотя и не особенно красивую. В настоящее время англичане для той же цели вывели почти всю текинскую расу в Индию…
А мы увлекались либеральными фразами и «не противились злу»… Точно также покончим мы все русские породы, не уводом за русскую границу, а приводом иноплеменных. И горе, и срам нам будет впереди!»