http://www.classicaldressage.ru/forum/7-40-1
Очень интересные размышления о философии посадке в выездке есть в книге Франца Майрингера: "Horses are made to be horses." в пер. Ф. Логинова на русский яз: "Лошади созданы чтобы быть лошадьми".
Майрингер представляет "венскую" (Испанская Школа верховой езды в Вене) теорию о посадке всадника и средствах управления, много рассказывает о консервативной венской философии выездки, которая ближе всего на сегодняшний день к старой Школе.
Полный текст краткого резюме 3-й главы: "Посадка и равновесие":
1. Посадка всадника имеет первостепенное значение. Можно сидеть как угодно, лишь бы усидеть в седле и не упасть с лошади в чрезвычайной ситуации. Существуют, однако, две фундаментальные причины, почему всадник должен сидеть на лошади строго определённым образом.
Во-первых. Лошадь, несущая на себе всадника, должна сохранять равновесие. Если всадник сидит по центру, спокойно и прямо, лошадь несё^его с минимальными усилиями. Нам легче нести на плече сбалансированную жердь: усилия будут наименьшими. Точно так же самолёт или грузовик должен сохранять под грузом равновесие, иначе произойдёт катастрофа. Равновесие - это один из законов природы, который мы знаем и соблюдаем, но реально не осознаём. Исаак Ньютон опубликовал свой труд о законе земного притяжения и движении земных тел около 1700 года. Примерно 150 лет спустя немец Л. Зигер написал, что всадник должен уравновесить свою лошадь, подняв её голову и шею. Но лошадь уравновешена от природы, она не нуждается в помощи. Зигер же утверждает, что груз должен уравновесить опору. Это бессмыслица. Наоборот: опора должна уравновешивать груз.
Ошибка Зигера породила многие неверные теории при обучении лошадей. Но поскольку лошадь должна уравновешивать всадника, его посадка - это самое первое дело. Всё остальное имеет второстепенное значение. Итак, всё, что может сделать всадник, чтобы помочь лошади, - это сидеть прямо и спокойно.
2.Во-вторых. Следующая фундаментальная причина, требующая правильной посадки всадника, - это средства связи с лошадью, иначе говоря, средства управления. Как мы уже сказали, лошадь способна исполнить любые движения на свободе, когда она не ограничена весом и волей всадника. Она делает их естественным образом, когда ей этого хочется. Она учится им, как мы учимся ходить и лазать. Нас этому никто не учит; всё запрограммировано в нашем, а также и в её генетическом коде.
Что даёт нам возможность управлять движениями лошади? Это выражается одним словом - образование. Мы даём образование лошади и всаднику, чтобы оба понимали, что от них требуется. Как только лошадь поняла, она будет делать то, чего от неё хотят. Это означает, что она подчинилась дисциплине.
3. Очень важно, чтобы всадник понимал лошадь, её темперамент и возможности. Он должен спокойно объяснить лошади, чего он от неё хочет. Этого никогда нельзя добиваться силой. Сопротивление и борьба - это следствия того, что лошадь не понимает, что ей нужно делать, либо всадник не понимает, как научить этому лошадь. Всё нужно делать продуманно, воздействуя через разум лошади. Ибо мозг лошади, подобно нашему мозгу, управляет всеми её движениями.
4. Как сделать так, чтобы лошадь нас поняла? Мы учим её понимать значение средств управления. Лошадь познаёт внешний мир через ощущения. Это говорит о том, насколько важным для нас является умение управлять собственным телом. Мы должны научиться чётко производить малейшие движения любой частью нашего тела так, чтобы эти движения всегда были ясными и определёнными. Эти малозаметные движения и есть сигналы, с помощью которых мы разговариваем с лошадью. Средства управления - это наш вес, ноги (шенкеля) и руки. Их дополняют искусственные средства: шпоры, хлыст и всевозможные приспособления, изобретённые человеком, чтобы скрыть неумение управлять собственным телом, а также отсутствие знаний и понимания сути дела.
5. Как мы учим лошадь понимать значение средств управления? Для того чтобы вызвать нужную реакцию, средства управления всегда должны применяться одним и тем же образом и в одном и том же месте. Если лошадь отвечает правильно, её поощряют. Самое главное - единообразие. Многие всадники небрежны. Они по-разному применяют средства управления, ожидая, что лошадь их правильно поймёт. Увы! У лошади есть врождённая способность двигаться и обучаться. Но у неё нет врождённой способности понимать средства управления. У неё есть лишь способность научиться, если её правильно обучили. Мы должны обучить её, и то, чему лошадь научилась, она никогда не забудет. Её великолепная память - это огромный кредит всаднику, при условии, что он обучает свою лошадь в первую очередь правильным вещам.
6. Чем лучше мы управляем своим телом, тем более содержательными (доходчивыми) будут наши средства управления. Лошадь будет быстрее обучаться, всадник и лошадь быстрее поймут друг друга. Контроль над собственным телом должен быть таким, чтобы всадник постоянно знал, что делает любая часть его тела, и каждое движение тела должно совершаться независимо от остальных его частей. Обычно мы не осознаём, что делает наше тело. Но для того чтобы стать хорошим всадником, мы должны постоянно думать об этом.
У всадника не бывает проблем с лошадью. Это у лошади возникают проблемы с всадником.