Извините, зацепило. Выскажусь насчёт льгот. Я инвалид 3 гр. Никаких поблажек при поступлении в вуз (кстати, один из ведущих) у меня не было. Зато в колледж поступала по льготе как ребёнок-инвалид. И сейчас мои физические возможности заметно меньше, чем тогда. А вот не физические — больше! Просто ну банально не умела я с этим жить. Не умела в первую очередь относиться к этому нормально.
В массовой школе это усугубляется отношением класса. Чаще всего милые и невинные детки инвалидов травят. В моём классе (и его параллелях) травили именно меня и двух мальчиков с разными инвалидностями. Особенно погано, что кое-кто из учителей делал ровно то же самое: могли себе позволить очень унизительно высказаться в т. ч. в лицо родителям, и ещё просто подчёркнуто ставили нас в ситуации, где мы физически не могли справиться, а здоровые ребята могли.
Пример? Легко. Урок истории. Учительница почти шёпотом быстро задаёт вопрос, предполагающий короткий ответ, затем фамилию. Ответил — положительная метка в журнал. Не ответил — уже отрицательная метка в журнал, и следующая фамилия на тот же вопрос (т. е им ещё и время на подумать за счёт нас давалось). Несколько отрицательных меток — двойка. А то, что ты инвалид по слуху и вообще физически не можешь в таком формате отвечать, ей плевать. Или ты не можешь быстро говорить: ответить надо быстро. Могла спросить прямо во время контрольной. И удивительно часто такие внезапные вопросы прилетали именно мне и мальчику с ДЦП (он иногда всё-таки успевал ответить). Чаще, чем другим, что очень хорошо было видно по тем самым меткам в журнале. И никогда мне вопросы не «переадресовывались», если кто-то другой не ответил. Между тем, иногда, чтобы разобрать сказанную фразу восстановив её по обрывкам звуков, нужно несколько лишних секунд.
Другая неизменно отсаживала меня подальше, мотивируя тем, что это мои проблемы, и поближе она посадит того, кого хочет она.
Вы просто представьте на минуточку, каково воспринимать на равных со всеми материал, если надо ещё и физически преодолевать такие закидоны. Тяжело подготовиться и сдать на хороший балл, если не веришь, что можешь, и считаешь себя бездарным г…м. Сразу после школы я бы никогда не набрала проходного балла для поступления в нормальный вуз чисто из-за психологического фактора.
Кстати, в нашем обществе, оказывается, попадается просто восхитительный стереотип, что слабослышащие и глухие = тупые, слабоумные. Кое-кто из учителей этому тоже подвержен (учительница литературы в другой школе, например).
В специализированной же школе (для слабослышащих, например) — не слишком высокий (как правило) уровень подготовки по тем самым базовым предметам, и плюс обратная сторона — «варимся в своём соку». Им тоже непросто, поверьте.
Конечно, бывают сложные ситуации и у не инвалидов. Бывает травля в школе, плохие учителя, семейные обстоятельства, включая мамаш, внушающих детям, что они — говно. Но инвалиды — это «группа риска». С ними эти самые обстоятельства случаются статистически чаще. В том числе и мамаши, да. От усталости ли или просто от недалёкости. Моя мама страдала от подобного прессинга своей матери. И до сих пор не может избавиться до конца от комплексов.
А ещё инвалиду частенько нужно больше пространства чисто физически. И больше времени уходит на реабилитацию, вообще на то, чего здоровому человеку делать не нужно. Инвалидность — это также трата денег на реабилитацию (далеко не всё бесплатно), и пенсия по ней — только чуть облегчает положение, но не исправляет, а значит, это трата ресурсов семьи.
Это к вопросу «почему сами не готовитесь и не догоняете». У меня инвалидность лёгкая, и то я почувствовала этот «груз». Знаете, с какой радостью я бы отказалась от всех положенных льгот взамен на те самые «обычные» возможности? Потому что это не равноценно.
Сейчас я, будучи взрослой, с подобными ситуациями справляюсь. А тогда я была затравленным ребёнком. И, да, мои родители перевели меня в другую школу, а уже в ней просили заменить учителя (в чём им отказали). Повторный перевод в другую школу обсуждался, но решили, что скорее всего не поможет. Для меня переломным моментом стало поступление в колледж, потому что смена коллектива наложилась на возраст (меня и коллектива), и я уже потихоньку начала адекватно оценивать свои возможности и возможности других.
Единиц, которые сейчас позволяют себе такое отношение, будучи взрослым ставить на место проще.
Но вот удивительное дело, в вузе никому нет дела, где именно ты сидишь на лекции, в вузе я никогда не встречала от преподавателей агрессии из разряда «это твои проблемы», если просила заменить письменным устное. Один раз пропустила с разрешения преподавателя весь семестр, придя только на экзамен: предмет был устным, в форме диалога, на всех парах отмечали присутствующих. Преподаватель прислал мне учебные материалы по электронке и успешно отвечал там же, когда у меня возникали вопросы. На экзамене спрашивал как и всех, за исключением того, что не снял балл за непосещаемость.
Вот это — и есть дать равные возможности. Насколько это вообще возможно. Я не хочу сказать, что инвалиды все поголовно гении, всячески достойные, и вообще им всё позволено и не надо вообще конкурса. Это не так! Но должны быть разумные рамки, дающие какой-то шанс. Иначе это превращается в отношение той учительницы истории: она ведь нам «просто не давала поблажек, спрашивала как и всех», а по факту это вылилось в натуральное издевательство.
Заменит ли довузовская подготовка льготы, и правильно ли вообще именно такой формат льгот выбран, я уже не могу сказать. Может быть заменит, и будет более адекватной. При соблюдении ряда условии. Индивидуальный подход в том числе: нельзя в одинаковой под копирку форме давать материал здоровому, глухому и слепому. А ещё нужна хорошая психологическая реабилитация, а на неё часто забивают.
Ради справедливости, большинство учителей вели себя адекватно, и, думаю, обратные перегибы тоже случаются. Когда учитель натягивает оценки «бедненьким». Но мне попадались пока только учителя и преподаватели, которые жалели всех, и всем ставили хорошие оценки. Таких много. Иногда они даже могут хорошо дать предмет, хотя чаще, увы, такая халява не идёт на пользу. А чтобы выделяли именно инвалидов — не встречала. Встречала эти «обратные перегибы» в сферах, не связанных с образованием. Иногда было откровенно стыдно, когда меня тащат без очереди, например.
Бесспорно, не так уж редко инвалиды начинают злоупотреблять своим положением и давить на жалость, а то и требовать особого отношения (и не только инвалиды, между прочим). Это тоже надо пресекать. Но вот как — уже другой разговор. Я не считаю, что лишение льгот на законодательном уровне будет справедливым.
ЗЫ: вот, ещё вспомнила. Сам факт прохождения комиссии МСЭ — это потрясающий марафон нервотрёпки и всяческого унижения. И он был ежегодным, и у меня лично приходился на весну, как раз перед экзаменами. Это само по себе вгоняло в такое состояние, что хотелось просто плюнуть на всё и смириться со своей никчемностью.