Завершая рассказ о впечатлениях от поездки в Европу, остановлюсь на одной из важнейших тем:
Еда
В этом году мои отношения с едой кардинально изменились. Наверное, эта история достойна того, чтобы однажды о ней рассказать, но всему свое время. Конечно, в Восточной Европе мы настраивались на знакомство с региональной кухней. Первое такое знакомство состоялось в Белостоке, где из всех кафе на Липовой улице мы выбрали заведение под названием "Babka" с обещанием, что внутри "kuchnia kresowa" - кухня окраин Речи Посполитой. Меню было очень скромным, а некоторые блюда имели пометки в виде флажков - белорусского, украинского, литовского, русского (ага, намек) и звезды Давида. Взяли в один день pierogi - вариацию на тему пельменей, в другой - фирменное блюдо, бабку. И хотя на вывеске заведения была изображена деревенская бабка, которая женщина, блюдо представляло собой запеканку из сырой картошки с разными добавками - луком, шкварками. Запеканка была характерного оливково-зеленого цвета, и я вспомнила, что именно такие бабки раньше пекли у нас дома.
здесь и далее фото из Интернета
Кстати, кабинки туалета в этом кафе были подписаны оригинально: "бабки" - "не-бабки". В общем, обыграли слово по-всякому.
Грибной польский суп мы старались есть везде, где его подавали. По сезону он был с боровиками и еще чем-то двух видов - в грибах, сразу скажу, не сильна, но по вкусу чувствуется эта разница, когда бульон только из боровиков или не только.
Там же в Белостоке набрели на лавочку, где пекли претцели - такие же, как у немцев, колбаски из теста, свернутые замочком. В детстве по незнанию я называла их кренделями. Они были с разными добавками - соль, мак, тыквенные семечки, сыр. Мы набрали их с собой в поезд, но доедали уже в варшавском отеле.
В Белостоке же, на завтраке в отеле, состоялось мое знакомство с одним блюдом британской кухни - black pudding, который не пудинг, а кровяная колбаса, где наполнителем служит чечевица. Вот она, черная, в английском завтраке:
В Варшавском Старом Городе мы ели жур - густой суп, который иногда подают в хлебе. Крышка тоже хлебная, с ручкой, все как полагается. Доев суп, мы съели по крышке, сам горшочек доедать не стали - слишком много. Я ломала голову над смыслом этого жура, и муж подсказал, что горшочек, пропитанный густым бульоном, наверное, отдавали свиньям. Я вспомнила, что в средневековой Европе на пирах мясо подавали на "тарелке", которая представляла собой толстый кусок хлеба. Потом его бросали под стол собакам или отдавали нищим. С журом похоже на правду.
Еще мы смогли поесть бигос - тушеную квашеную капусту с тмином, мелкими кусками мяса и колбасы.
Сладкого в общепите не ели. Во-первых, нам и без того хватало еды, во-вторых, хотелось чего-нибудь традиционного - пряников, маковых завитушек, медовых пирогов, а у поляков это надо покупать отдельно. В общепите подают только американские чизкейки и что-то шоколадное.
По вечерам мы заходили в универмаг "Пётр и Павел", брали какую-нибудь копченую нарезку, пару пирожков, местный сыр и йогурты. В Варшаве у нас в номере не было холодильника, поэтому приходилось покупать еду на один раз.
В Праге в первый же вечер я заявила, что надо поесть вепрева колена. Поели, закрыли гештальт. Вкусно, но жирно.
В другие дни ели жареный сыр с клюквенным соусом, половину жареной утки и квашеной капустой, белой и красной, посыпанной тмином. И кнедлики! В 2013 году знакомый, с которым вместе учились в ИФТИ Св. Фомы, попросил меня отредактировать его повесть. Действие происходило в Праге, и в первой главе герой стоял в очереди в столовой, предвкушая, как возьмет кнедлики. Кнедликов ему не досталось, и я расстроилась. Вот что такое талантливый писатель: для меня, человека к чешской культуре равнодушного и не бывавшего в Чехии, сделал из каких-то непонятных кнедликов целую проблему.
Кнедлики бывают двух видов: картофельные, вроде галушек, с начинкой из копченостей, и хлебные - круглые куски батона без корки, с какими-то включениями розового цвета, природу которых я так и не поняла. И все это в приятном, неостром соусе.
Вепрево колено и утку надо брать на двоих одну порцию, иначе это слишком много.
В Праге мы попали в магазин-музей пряников. Пряники были темные, глазированные с сахарным узором. На весь магазин, с пропастью самых разных пряников, ингредиентов и форм (включая форму в виде выездковой лошади) не было ни одной хотя бы брошюры с рецептами. Пряников накупили на подарки, сами пока еще не пробовали.
Из специфических напитков пили только то, что подавалось на рождественских базарах на улице: пунш, красный и белый глинтвейн, горячий яблочный и грушевый сок с пряностями.
Нет, чешского пива не пробовали. Совсем. Сознательно.