Недавно на форуме вышла такая вот
дискуссия о молодежи в целом и курсантах в частности, о видеороликах в Интернете, вкусовщине в танцах, прогрессе, морали и прочих занимательных вещах. Я даже обогатила свой понятийный ряд парадоксальным словосочетанием "вторичная сексуальность" (это как вообще? "Вторичный" означает "производный от чего-то", вторичным может быть произведение искусства или науки, политическая платформа, наконец... Скорее всего, человек хотел сказать "второстепенная"). Но бог с ней, с сексуальностью, меня в большей степени заставило призадуматься несколькими моими оппонентами озвученное противопоставление "раскрепощенность - зажатость/загнанность в рамки".
Дискурс, конечно, не новый, да и оценки давно расставлены и всем известны: раскрепощенный - хорошо, зажатый, закрепощенный - плохо. Обсуждать вроде бы и нечего, если бы у меня не возник вопрос, на который мне ответить никто не смог: почему раскрепощаться нужно именно в такой форме? И даже если мы берем случай, когда у человека сексуальность почти на первом месте, почему раскрепощаться в этой сфере нужно именно путем выкладывания в Интернет своих непристойных телодвижений?
Ответ простой на самом деле. Если мы стремимся к тому, что маркировано как "хорошо", и в данном случае хорошо то, что связано с раскрепощенностью, то надо покрутить попой, потому что так...
проще. Во всех отношениях: и выполнить технически проще (в баллах кручение попой, как в гимнастике, оценивать не будем), и общество скорее и вернее признает тебя раскрепощенным. Раз попой крутишь, значит, сломал все рамки, плевал на моралистов и точно не зажат. Пусть кто-нибудь поспорит с этим. Ах, ты споришь, не согласен, сомневаешься, что это верный путь к раскрепощению? Контраргумент готов и давно отработан: ты ханжа и зажатый моралист, у которого полный шкаф анатомических пособий. И не возражай. После того, как в твой адрес прозвучало слово "ханжа", аргументировать свою позицию бесполезно, ты заклеймен как тот, к кому прислушиваться либо нет смысла, либо и вовсе опасно - наставишь тут нам всем рамок.
Разве не красота, когда все так просто?
Но так уж вышло, что истинная раскрепощенность достигается в результате труда, многолетнего, с преодолением себя и своих сомнений, через конфликт с общественным мнением - истинный конфликт, а не мнимый. Потому что когда "время сейчас такое, все попой крутят и в Интернет это выкладывают" - друзья, мне не понятно, в каком месте здесь выход из рамок и преодоление зажатости.
Где они вообще остались, рамки-то эти? что вы преодолеваете? То, чего нет.
Да, отсутствие зажатости - это прекрасно, это ощущение, будто ты оседлал волну или восходящий поток. Помню, впервые оно посетило меня, когда я писала рассказ "Olympic Fan". В какой-то момент сперва шевельнулось сомнение (уже не помню, по какому именно поводу): а можно ли так? а не многовато ли, не слишком ли быстрая смена картин? И тут же махнула рукой: да плевать, кто что скажет! И это действительно было по ощущениям как восходящий поток.
Но для того, чтобы прийти к этому, нужно было писать, мягко говоря, уже не один год. Освоить для начала те самые рамки. Смысл рамок и ограничений - не зажать человека, а поставить его в такие условия, чтобы глаза поначалу не слишком разбегались от бесконечного множества вариантов поведения и решений. Рекомендую почитать "Привычку к творчеству" Твайлы Тарпп. Кстати, она хореограф - что может быть нам сегодня более в тему? Она очень интересно рассказывает, как однажды, получив в свое распоряжение один знаменитый американский театр с танцорами-звездами и отличным оркестром и никаких ограничений в творчестве от руководства, чуть не загубила постановку. Вырулила только благодаря тому, что все-таки поставила себе кое-какие
ограничения.
И в науке есть похожее состояние, и в преподавании. И много где еще. И в сексуальности тоже. Просто это отдельная серьезная и глубокая тема, в наше время, увы, сделанная примитивной, сведенная до уровня кручения попой и гормонов и просто опошленная.
С точки зрения нейрофизиологии раскрепощенность, приводящая к повышению продуктивности, объясняется большим количеством налаженных нейронных связей в мозгу. Богатым белым веществом. А это результат труда, хочется нам этого или нет. Кажется, у греков был афоризм: "Прекрасное трудно".
К сожалению, времена сейчас действительно дурные. Все кверху ногами пошли, как у Достоевского. Слова "труд", "работа" вызывают у большинства либо смех, либо резкое отторжение. Всем хочется, чтобы все как-нибудь само делалось.
В ближайшие дни передо мной стоит непростая задача: надо написать "рассказ в рассказе". Основной текст пишу я, внутренний - кое-кто из персонажей. Т.е. мне надо написать не свой текст. Его не получится придумать, потому что настоящий автор не я, - только услышать. А для этого надо отдаться тексту, тексту как особой форме реальности. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что Платон с его миром идей был чертовски прав. А значит, моя задача в принципе разрешима.
Кстати, в названии этого внутреннего текста есть слово "разгул".