Сегодня выложили заключение диссертационного совета:
http://www.old.timacad.ru/catalog/disser/kd/kurskaya/zakluch_ds_kurskaya.pdf
Получила видеозапись защиты. Стенографистка болеет, поэтому буду все каникулы делать стенограмму сама.
Это не бывает легко. Даже если у тебя все в порядке с экспериментальной частью, есть публикации и ты не пропускаешь ни одной конференции. Даже если ты можешь написать какой угодно текст. Обязательно вмешаются внешние обстоятельства.
Черная полоса, начавшаяся летом 2018 года, растянулась на весь 2019 год, и конца ей не видно. Не знаю, как я вообще смогла выдать единый текст к февралю. Вывод простой: работай над диссертацией каждую свободную минуту, ничего не оставляй на потом. Никогда не знаешь, в какой момент тебе понадобится накопленный резерв по времени.
Я не сразу поняла, что ко мне подкрадывается болезнь. Приехав летом на родину, я впервые не испытала никакого эмоционального подъема. Все эмоции ушли. Выйдя первый раз на прогулку в город, я не знала, куда мне идти и, собственно, зачем. Следствие стресса, подумала я, должно со временем пройти.
К осени стало хуже. Мысли застывали в голове, исчезли интересы, если что-то и хотелось делать, то очень теоретически. Мир вокруг продолжал существовать, но уже не для меня. Сильная физическая усталость: после самой простой работы по дому приходилось лежать. Несколько месяцев я старалась справляться, каждый день выводила ребенка на долгие прогулки со сбором гербария и рисованием акварелью на улице, занималась арт-терапией, чтобы как-то расшевелить свои мысли. Все было бесполезно. Когда по вечерам началась тошнота при мысли об ужине, я признала: дела совсем плохи.
Обсудив с психотерапевтом состояние отечественного коневодства (а с кем еще это можно обсуждать?), я снова перечислила симптомы и спросила: это пройдет? Нет, это уже не пройдет само. Это реактивная депрессия.
На фейсбуке во френдах у меня есть дама, которая в прошлом несколько лет страдала эндогенной депрессией. Она написала несколько очень информативных постов о том, что это такое, куда бежать и каково это изнутри. Что нельзя бросаться словом "депрессия", употреблять его не по делу. И что депрессия - это серьезно, а не "ей бы корову, а лучше двух".
Я мало что могу добавить к ее постам. Разве только скажу, что депрессия - это болезнь, лишающая человека бытия, его собственной личности, Бога и дара молитвы.
Можно сказать, мне повезло. Болезнь не успела зайти далеко, к моменту обращения к врачу я наблюдалась у него не первый год, знала, на что обратить внимание (спасибо френдессе с ее постами), и смогла показать и обосновать отрицательную динамику. Антидепрессанты подошли, хотя первые недели побочные эффекты от них неслабые. А еще это дорого. Лечение началось вовремя, и уже к моменту ноябрьской поездки в Питер я стала похожа на человека. И специфический эффект препарата: раньше я очень боялась заходить в аудиторию во время конференции, часами висела снаружи на дверной ручке и прислушивалась, так и не решаясь войти до перерыва. Теперь - никаких проблем, захожу куда надо и подхожу к кому угодно. Антидепрессанты используют также и для лечения социофобий, если верить инструкции, так что эффект закономерный.
Дай нам всем, Боже, здоровья в наступающем году.