Музей Ар Деко
Была середина марта, но погода как в конце апреля-начале мая. Распространение коронавируса по миру уже внушало серьезные опасения, и уже стали говорить, что неплохо бы ограничить контакты и воздержаться от посещения общественных мест. Помню, еще в феврале, отведя сына в садик, я задумалась, что делать дальше: ехать в намеченный музей (тогда это был Музей Востока) или остаться дома и отоспаться после полурабочей ночи. Я решила ехать, почему-то отчетливо сформулировав про себя мысль: очень скоро у меня такой возможности не будет. Можно было предполагать все что угодно, прежде всего изменение режима работы. Я и помыслить не могла, что причина окажется... вот такой.
В середине марта выбор Музея Ар Деко был продиктован тем, что, судя по его расположению, иностранцы туда вряд ли заходят: промзона на Лужнецкой набережной. Добираться туда в хорошую погоду приятно: от м. Ленинский проспект через площадь Гагарина, мимо здания РАН, по мосту через реку. Хотя от любого метро (Воробьевы горы, Спортивная, Лужники) идти далеко.
Как и
Музей русского импрессионизма, Музей Ар Деко - частный музей, открыт в 2014 году Мкрчитчем Окроевичем Окрояном. Пространство небольшое: два зала, один под постоянную экспозицию, второй под временные выставки. Рядом есть конференц-зал, плотно заставленный современными картинами, похож на мастерскую. Мое знакомство с музеем началось именно с конференц-зала. Несмотря на размеры, здесь, оказывается, читают длинные курсы лекций по ар деко, модерну, истории дизайна и, как ни странно, фарфору.
Я прослушала двухчасовую лекцию по истории мейсенского фарфора (Германия). Очень жалею, что не было возможности походить еще и на другие (оцените: 18 лекций по одному только модерну). Но теперь главное пережить все, что происходит, с наименьшими потерями, а остальное приложится, дай Бог.
Музей посвящен стилю ар деко. Поясню, что это такое, т.к. нашла в Сети отзыв, автор которого путает
ар деко с
ар нуво.
Ар нуво - одно из направлений модерна, а именно франко-бельгийский модерн. Время бытования - 1890-1910-е гг. В России он повлиял прежде всего на модерн Москвы и Самары. Это стиль странного времени, рубежа столетий, Belle Époque. Эфемерного, зыбкого мира накануне Первой мировой войны.
Ар деко - стиль совсем другой эпохи, "ревущих двадцатых", "эпохи джаза". Начала массовой автомобилизации и ускорения темпа жизни.
Если стиль модерн в целом и ар нуво в частности цитирует множество стилей предыдущих эпох начиная с египетского и отличается плавными, текучими линиями, то ар деко, тоже цитируя другие стили, обращается и к модерну. Но его линии более жесткие, резкие, прямые, симметричные и однозначные.
Кто мог знать, что за эпохой ар деко тоже последует катастрофа - Великая депрессия? У нас этим термином обозначают только период американской истории, но нужно отметить, что тогда имел место мировой экономический кризис.
Постоянная экспозиция:
Это один и тот же большой зал, снятый с разных ракурсов. Некоторых экспонатов, которые я видела в экспозиции, на фото нет.
Все собрание - воплощение любви коллекционера к стилю. Основной фонд - мебель: обеденные столы с комплектами стульев, письменные столы, консоли, светильники, зеркала в рамах. Многие шкафообразные предметы подписаны "комод", однако среди них есть и секретеры, и витрины.
Комод, ок. 1925 г.
Сервант со знаками Зодиака, 1940-е
Было несколько панно, деревянных, с резным, покрашенным рисунком, и пара стеклянных.
Панно для танцевального зала "Roseland" в Нью-Йорке, ок. 1947 г.
Панно "История музыки"
Интересная тут получается периодизация: условно древняя музыка (с ближневосточной арфой с разомкнутой рамой, архаичной флейтой Пана и античной кифарой), затем средневековая музыка (Псалмопевец с лирой, первая версия органа, квадратная нотация) с барочной (виола-да-гамба) - и уже в общую традицию объединены зарождающаяся классическая музыка с придворным балетом и джазом. Конечно, тут задача была условное деление истории музыки, однако и определенная историческая правда тоже присутствует.
Были несколько экспонатов в стиле модерн:
Балконные перила в стиле модерн, ок. 1903 г., Франция
Витрина в стиле модерн, ок. 1903 г., Галле, Франция
На стене висели 4 оттиска плакатов Альфонса Мухи, одного из известнейших графиков модерна, - длинноволосые девы с цветами. Оттиски старые, настоящие, не современная распечатка.
Запомнился комод в стиле модерн, с ручками в форме гусиных голов, перекусывающих змей. Гуси и змеи - очень неожиданное сочетание.
Но самое главное в музее - коллекция скульптуры. Это небольшие по размеру интерьерные украшения, но когда их много, совершенно особое впечатление от них. В коллекции около 400 единиц, выставлены далеко не все. Сделаны в технике хрисоэлефантины - сочетание слоновой кости с бронзой. Бронзовые части окрашены холодным способом, постаменты сделаны из мрамора или оникса.
Основная тематика - танец:
Бурен Марсель-Андре, "Танцовщица"
Гердаго, "Экзотическая танцовщица"
Эта скульптор женщина. У нее целая серия декоративных фигур в яркой перегородчатой эмали.
Аврора Ону, "Дама с арфой"
Много танцовщиц восточных, египетских, русских, есть испанка в брючном костюме. Костюмы не аутентичные, а сценические, немало образов, навеянных "Русскими сезонами" Дягилева, некоторые фигуры изображают конкретных артисток.
Годар Арманд, "Танец мыльных пузырей"
Филипп Поль, "Танцовщица"
Прайсс Фердинанд, "Балансировка"
У этого скульптора серия спортсменок - теннисистка, фигуристка, копьеметательница...
Прайсс Фердинанд, "Прыжок через огонь"
Риго Жерар, "Девушка с теннисной ракеткой"
Ле Фагюэ Пьер, "Всадница"
Этой скульптуры не было в экспозиции. Напомню, что 1920-е гг. - последний период расцвета дамской езды.
Пёрцель Отто, "Аристократы"
Здесь русские борзые, моду на которых в Европу завезли наши аристократы-эмигранты.
Чипарус Дмитрий, "Танго"
Мужских фигур очень мало. Среди спортивных фигур Ф. Прайсса есть теннесист, но как-то "настроение ушло"... Другие мужчины составляют пары к дамам, не более того.