Специальный интерес
Почти у всех аутистов и аспергеров есть навязчивые интересы, которые доминируют в речи и в занятиях. Они могут быть как временными и постепенно сменяться другими, так и присутствовать на протяжении всей жизни человека.
Подробнее о таких интересах можно прочитать здесь:
https://www.aspergers.ru/node/42
Если кратко, то мнения о том, в чем смысл специальных интересов, расходятся. Один из вариантов можно описать примерно так: у аутиста есть мысль, и он ее думает. Внутри этой мысли спокойно и уютно.
Иметь свои интересы нормально, поэтому наблюдателей больше всего удивляют интересы неожиданные - не по возрасту, не по квалификации или вообще что-то, что можно только сконструировать шутки ради.
У меня есть такой интерес, обращение к которому помогает очистить разум и вернуться в равновесие. Остановиться, отдышаться, ощупать пространство вокруг себя, чтобы понять, где я вообще нахожусь.
В моих разговорах эта тема почти отсутствует, особенно последние лет двадцать. Родители постоянно говорили мне в детстве, что девочке увлекаться таким почти неприлично. Конечно, я изводила их вопросами, потому что хотелось узнать об этом побольше, а источников особо не было, и им приходилось со мной очень трудно.
Речь идет о смертной казни.
Об этом явлении я узнала еще в детстве из какого-то исторического кино, где рубили головы на плахе - вот сейчас вспомнила контекст: это была массовая казнь стрельцов после стрелецкого бунта. Советские фильмы снимали так, что подобные сцены можно было и детям смотреть, кроме разве что самых впечатлительных. Я решила, что на экране происходит что-то важное, и если я пойму это до конца, то постигну, наверное, что-то близкое к смыслу мироздания.
Я прошла разные стадии этого интереса: и детское любопытство, и болезненное подростковое смакование рискованной темы, и пересмотр набранного материала с отделением зерен от плевел в зрелые годы.
Что ценного могу сказать людям, кому даже страшно думать в этом направлении?
Смертная казнь все равно что еда. О месте кулинарных традиций в культуре я писала раньше. Так вот по процедуре казни очень многое можно сказать о культуре нации в конкретный исторический период - о ее представлении о власти, грехе, правонарушении, наказании, о жизни и смерти.
Наверное, все вы примерно представляете себе процедуру казни в США по фильмам (вторая половина XX-XXI вв.). Что можно по этому материалу сказать об американцах? Для этой нации нет ничего святого. Из всего готовы устроить шоу, в данном случае назидательное, с величественно-умно-скорбным выражением на лице... т.е. на лицах представителей власти. И с обязательным соблюдением процедуры. Говорю это без осуждения: эти люди вряд ли могут быть другими.
На ютубе есть ролик - съемка с камер видеонаблюдения и одной скрытой камеры в ходе смертельной инъекции. От стресса у приговоренного произошел спазм сосудов, сперва в вену не могли попасть, потом оказалось, что игла попала в окружающие ткани, а процесс уже пошел, причем по самому мучительному сценарию.
Надо видеть, как начальник тюрьмы, высокий англосакс с очках, снимает трубку прямого телефона с губернатором штата и четко, без малейшего волнения в голосе говорит, что ему нужны чрезвычайные полномочия. Речь идет о том, чтобы добить несчастного, который все еще в сознании, каким-нибудь способом, не предусмотренным процедурой. Нет, там не все такие: конвоиры видно что перепуганы, фельдшер бегает и рвет трубки, пастор сейчас сознание потеряет... Но эта уверенная, без тени волнения речь представителя власти....
Изученный материал подсказывает мне, что у нас начальник тюрьмы просто приказал бы довершить исполнение приговора из табельного оружия. И не стал бы звонить никуда наверх.
У нас все по-другому. Чего стоит хотя бы легенда об урановых рудниках, будто бы приговоренных к высшей мере наказания на самом деле увозят на вредные производства, где они через какое-то время умирают - для родных главное, что своей, ненасильственной смертью.
В отличие от той же Америки у нас приговоренные не знали заранее дату исполнения приговора, во второй половине XX века точно. Состав расстрельной команды держался в тайне, об этом не знали ни другие работники тюрьмы, ни их родные. Аналогичная процедура и в независимой Белоруссии.
Для славянина смерть - нечто табуированное, загадочное, то, что не приходит по расписанию.
У англичан неоднозначно: с одной стороны, это они в конце XIX века придумали и утвердили "Официальную таблицу падений", т.е. соответствие длины веревки весу приговоренного. Т.е. опять рациональность, однозначность, предсказуемость. С другой - процедура у них была очень быстрая, без толкания осужденным прощальных речей. Все делается так, чтобы человек опомниться не успел и не страдал лишнее время.
Слышала мнение, будто все приговоренные впадают в ступор и покорно дают сделать с собой все что нужно. На самом деле реакция на сильнейший стресс у людей очень разная. Бывает и так - а бывает и по-другому.
Конечно, в детстве были мысли, как бы я вела себя в такой ситуации. Мне удалось получить об этом представление. Нет, конечно, не так, как я думала. Была страшная бессонная ночь в ожидании, когда я вспомнила все, что писал об этом Достоевский - уникальный в этом смысле человек, переживший смертную казнь.
От сильного ужаса человек немеет на много часов.
Понятно, что это только модель, по-настоящему со мной все было бы еще хуже. Кстати, у Достоевского эпилепсия стала явно манифестировать именно на каторге, а один из петрашевцев сошел с ума до полной потери связи с реальностью.
Собранный материал однажды помог при написании романа.
А еще в начале поста я сказала, что мысли на эту тему помогают мне вспомнить о своем месте в мире. Потому что христиане - дети казненного Бога. Казненного на земле, по приговору земного суда и с соблюдением земной процедуры. У христиан есть практика размышлений над Страстями Христовыми - например, в форме богослужения Крестного пути, духовных упражнений (в частности, Св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов), Скорбных тайн Св. Розария и отдельно Розария Семи Скорбей Богородицы (молитв, читаемых по четкам). Дальше мысль каждый продолжит для себя сам, а я умолкаю.