Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Вот так выглядит суп из батата. Даже при плохом освещении он не желтый, а оранжевый.

vFDgL0_0hyU.jpg


Ингредиенты:
4 клубня батата (очистить и порезать брусочками)
1-2 моркови
1 луковица
1/4 ч.л. корицы
1/8 ч.л. молотого мускатного ореха
1 л воды
100 мл сливок 20% жирности

1. Отварить луковицу в воде в течение 40 мин. Затем в этом бульоне отварить батат и морковь до мягкости.
2. Вынуть луковицу, измельчить батат и морковь погружным блендером до однородности.
3. Добавить корицу, мускатный орех, сливки. Можно подавать с зеленью. Больше ничего не нужно, иначе забьет специфический вкус батата.

Моя адаптация рецепта из книги Tricia Cohen, Larry Edwards "The Unofficial Poldark Cookbook" (2018)
 
ТВЕРЬ

YyNME-XXF1E.jpg

Мост через Волгу

l21tI7_JeHc.jpg

Дорога "Москва - Санкт-Петербург"

U2__qbN7K14.jpg

Памятник А.С. Пушкину

P6wh-3tlLx0.jpg

ЖК "Суворов" (а так похоже на Тверской ипподром... спасибо @Deria )

EVXgcSn0oDU.jpg

Церковь Св. кн. Михаила Тверского

xlPrZd0JUiY.jpg

Свято-Екатерининский женский монастырь

vCYEFbo5xQg.jpg

Устье р. Тверцы, школа парусного спорта

Wt1vzZvUNHA.jpg

Обрыв Волги
 
Последнее редактирование:
ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ В ТВЕРИ

Построен в 1764-1766 годах для отдыха императрицы на пути из Петербурга в Москву. Своего рода царская гостиница. Образец развитого классицизма с элементами барокко. Архитектор - П.Р. Никитин.
Дворец смотрит на набережную Волги и городской сад.
В начале XIX века дворец был немного перестроен; в нем жила великая княжна Екатерина Павловна, дочь Павла I и сестра императоров Александра I и Николая I, в первом браке принцесса Ольденбургская. Георг Ольденбургский был тогда генерал-губернатором Тверской губернии.
Сейчас во дворце размещается Тверская областная картинная галерея. Но про галерею, увы, не будет, мы в нее не попали.

C_n-4hUg9iE.jpg

Барочное крыло, напротив дворца - Спасо-Преображенский собор. Здесь только край его стены справа, потом отдельно покажу на других кадрах.

6fTLe2re52Y.jpg


SxnE8EyZ0EY.jpg


ziKxcd8nhjM.jpg


Uldt0lmecEs.jpg

Сандрик первого этажа в виде драпировочки

Ixss1htSXbs.jpg

Сандрик второго этажа в виде венка

8x9evmeI3EU.jpg

Путевой дворец со стороны дворцового сада
 
Обещанный Спасо-Преображенский собор напротив Путевого дворца, вид с Волги:
lTgVU6qQeUw.jpg


Устье р. Тьмаки:
pRjezrXrIXk.jpg


Коттеджи на берегу Волги:
uqilrzXqKgg.jpg


Набережная Степана Разина:
gk7tUuuHODY.jpg


Где кончается набережная:
kU4dMnYHoL4.jpg


Старинная больница на набережной (действующая):
JkQIkDpEyGg.jpg


Образец сталинского классицизма, конец Советской улицы:
bXG9-CunPtI.jpg

Узнать, что там было изначально, не удалось. Скорее всего, какое-то советское присутственное место. Сейчас там отель и консалтинговая компания. В конце улицы мечеть.

Детали:
UNM7E1Ma7PI.jpg


G5urLmdQ0ds.jpg
 
КОСТЕЛ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕГО В ТВЕРИ
Святилище Божьего Милосердия


Напротив мечети расположен костел.
_hJdm1PT5bE.jpg


Образ Божьего Милосердия за воротами:
wBsrf_PoLgs.jpg


y6IAyRZMuSI.jpg

Внутри не было никого, но звучал григорианский хорал в записи.

uwYeR9L3li0.jpg

Круглогодичный вертеп

bigj9ExrbB4.jpg


jmggxeZD4dM.jpg


K8LdB25LHl8.jpg
 
ТОРЖОК

Usrb9a7Bk_4.jpg

Ильинская церковь, ампир

97Bg6HYlsaM.jpg

Церковь Св. Климента, Папы Римского, построена в 1835 г., поздний классицизм

eKSDlt8JfdU.jpg

Верховье реки Тверцы. Типичная валдайская река, мелкая, чистая, с холмов, с быстрым течением. Москва в верхнем течении выглядит точно так же.

DUPUPAkN9hc.jpg


S6cTE4b9ngE.jpg

Вид на Борисоглебский монастырь

FzcepnGzWJo.jpg

Площадь Ленина

A8vaeF8_pcs.jpg

Н.А. Львов (1753-1803) - известный архитектор. Много строил в Торжке и окрестностях. Также автор проекта здания Почтамта в Петербурге.

ymSrBSwrXiw.jpg

Слева Борисоглебский собор, справа надвратная колокольня с церковью Спаса Нерукотворного образа. Они расположены в действующем мужском монастыре.
Монастырь существует с XI века - возможно, самый древний на Руси (древнее Киево-Печерской лавры). Сильно пострадал во времена Смуты, поэтому все строения более позднего времени.

1PkEuy6zmjw.jpg

Собор Борисоглебского монастыря, вид из-за стены. Архитектор Н.А. Львов. К монастырю надо идти по краю высокого обрыва вдоль стены да через заросли. Подступаться к такой крепости трудно.

ru44yWP9SO4.jpg

Вид на Торжок из-под стен монастыря

wk3eZCGk2cU.jpg

Свечная башня, начало XIX века, поэтому ее можно считать примером очень раннего историзма. Но если придираться к стилистике, это итальянский ренессанс.

f1njHNNqVQk.jpg

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней, архитектор Н.А. Львов.

R4ZV6sMdLNo.jpg


aSvrD1SpvSU.jpg

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, построена в 1620 году. Самая старая церковь на территории Борисоглебского монастыря.

IAf8lOpjmro.jpg

Михайло-Архангельский храм (Благовещения Пресвятой Богородицы), 1864 г.

G81l1BnnAVA.jpg

Спасо-Преображенский собор, начало XIX века. Возможно, построен по проекту известного столичного архитектора К. Росси.

xUo1vaDgT4Q.jpg

Вид на Торжок и Ильинскую церковь, задний двор Музей А.С. Пушкина
 
ТВЕРЬ

YyNME-XXF1E.jpg

Мост через Волгу

l21tI7_JeHc.jpg

Дорога "Москва - Санкт-Петербург"

U2__qbN7K14.jpg

Памятник А.С. Пушкину

P6wh-3tlLx0.jpg

Тверской ипподром

EVXgcSn0oDU.jpg

Церковь Св. кн. Михаила Тверского

xlPrZd0JUiY.jpg

Свято-Екатерининский женский монастырь

vCYEFbo5xQg.jpg

Устье р. Тверцы, школа парусного спорта

Wt1vzZvUNHA.jpg

Обрыв Волги
Извините, как житель Твери и бывший любитель на ипподроме, хочу заметить, что но на фото, к сожалению, всего лишь ЖК "Суворов", не имеющий никакого отношения к лошадям. Ипподром у нас находится в плачевном состоянии и не функционирует по прямому назначению.((
 
На улице Фарфоровской, во дворах
Недавно там была :) Продолжаю осваивать новый для меня район путем длинных, интересных прогулок. Те места, которые раньше казались непривлекательными и неуютными, при ближайшем рассмотрении открываются совсем с других сторон! Зелёные дворы, атмосфера словно бы другого города.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Музей был создан в 1930 году по инициативе историка религии и этнографа В.Г. Богораз-Тана, исследователя Чукотки, который и стал его первым директором. В основе коллекций - экспонаты из Кунсткамеры, Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Русского музея, показанные на антирелигиозной выставке Академии наук в Зимнем дворце (апрель 1930 года). Изначально Музей располагался в здании Казанского собора.

Контекст, в котором создавался Музей, известен - наступление молодого советского государства на религию. Впрочем, изначально в Музее истории религии не только опровергали и агитировали против веры во всех ее проявлениях, но и изучали религию как социальный феномен - все же создали его ученые, да и настоящие традиции благочестия в обществе еще были живы.

Примечательно, что в блокаду Музей не эвакуировали, он продолжал работать на прежнем месте, в нем даже устраивали новые выставки. Вот, например, выставка патриотической направленности на колоннаде Казанского собора:

C0eW_BO8iyU.jpg

Так и вспоминаю одного из своих студентов, заявившего, что патриотизм всегда связан с религиозным началом. Назвался юноша, кстати, атеистом.

В 1961 году Музей был переведен в ведение Министерства культуры СССР, и его работа была ориентирована в большей степени на атеистическую пропаганду. Его название звучало немного иначе - Музей истории религии и атеизма.

В 1990 году Музею было возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. В 2000 году, после возвращения Казанского собора Русской православной Церкви, Музей переехал на Почтамтскую улицу, что недалеко от Исаакиевского собора. Здание, где он теперь размещается, в XVIII веке принадлежало графу С.П. Ягужинскому, а затем Почтовому ведомству.

rjLgy7HWegc.jpg


WbiTYFwy9hs.jpg

Собрание музея включает в себя предметы культа, религиозного искусства, агитационные материалы, есть крупная религиоведческая библиотека.

Я до сих пор не могу отделаться от впечатления, что Музей истории религии очень похож на Музей Востока. Похоже и здание, и подход к нему по тротуару. И планировка внутри построена похожим образом.

Постоянная экспозиция разделена по историческим периодам, регионам и конфессиям. Начинается все с архаических верований Сибири и Дальнего Востока, Америки, Индонезии, Меланезии, Тропической Африки - все это примеры шаманизма, анимизма, тотемизма, самых древних форм религиозных верований. К сожалению, в некоторые залы можно попасть только с экскурсией по расписанию, например в интересовавший меня зал японских верований и культов.

EdUL99937GA.jpg

Верования Сибири

ysMFU0E50Zg.jpg

Культы Меланезии (?)

Потом идут религии Древнего Мира - т.е. древнейших государств, а именно Месопотамии, Египта, Средиземноморья.

aaQYhtqE7SQ.jpg

Зал представлений о загробной жизни

В этих экспозициях только слепки - египетские и месопотамские подлинники хранятся в Эрмитаже. В этих залах я не задержалась, ничего для меня нового.

Небольшой зал иудаизма наполнен подлинниками, здесь уже интереснее, есть много культового серебра - блюда, субботние кубки, семисвечники, корона для Торы. Есть бархатные синагогальные покровы и занавесы с шитьем.
3NL8fO64xwA.jpg


Несколько залов, посвященных христианству:
0U8RPeH-nD4.jpg

Православие

K1YS8Sr6LqA.jpg

Католицизм

Незадолго до моего визита как раз обновили католическую экспозицию.

HwtXiWxd3FE.jpg

Монах-францисканец в Музее истории религии

D415y5GF2SQ.jpg

Здесь самый интересный экспонат - мраморная монашка, вроде как после принесения обета. Видимо, грустит, согласно замыслу скульптора.

В христианских залах много образцов церковного искусства, но западные картины почти все - копии. Если оригиналы, то все очень слабые по живописи, которыми не заинтересовались музеи изящных искусств.

Есть католические вотивные фигурки из красного воска, которых приносили в костел по обету. Это был младенец в пеленках и молящиеся мужчина и женщина. Фигурки датированы XIX веком, но костюмы на них века XVII - видимо, все это столетиями отливалось по старинным молдам.

pOwwDmJq6UA.jpg

Реформация

В залах неправильно настроена сигнализация: один раз она сработала, когда я подошла "слишком близко" к стене, рассмотреть картину, повешенную сильно выше моей головы. Да, на таком расстоянии я просто не вижу то, что мне нужно, а система настроена так, будто я ее уже собиралась украсть.
Очень мало информации на этикетках возле экспонатов. В некоторых залах на них только номера, и лежит пара заламинированных буклетов с информацией об экспонатах. Берешь ближайший к экспонату буклет, и оказывается, что информации именно о нем там вообще нет, надо идти за другим буклетом. Очень неудобно.

Чем еще Музей религии похож на Музей Востока? Планировка сделана с минимальными проходами из зала в зал, и чтобы попасть в определенное место, придется пройти всю последовательность. Видимо, в обоих музеях сказывается традиционная планировка крупной городской усадьбы определенного периода.

А как выйти? Смотрительница предложила мне пройти "через буддийский рай":
2XXTDwp0LFo.jpg

На самом деле это очень темный зал, освещен только алтарь, к нему ведет дорожка синяя светящаяся дорожка с облаками, все это из стекла, и на него можно наступать.

Из буддийского рая попадаешь в мир ислама, где все в оттенках голубого и бирюзового:
bIlGk3CdnK0.jpg




Музей истории религии неожиданно оказался для меня очень психологически тяжелым. Единственный музей, где мне было очень неприятно находиться, особенно в залах, посвященных христианству. Вроде и религиоведческая квалификация у меня есть, и преподаю я религиоведческий предмет не первый год - историю религий народов России, а вид предметов благочестия, размещенных для ознакомления широкой публики, меня сильно покоробил. То же самое на витрине церковной лавки - нормально, в музее - нет. Почему-то.

Там были и предметы, выломанные из алтарей в период активной борьбы с религией. Воспринять их спокойно не получилось - хотя экспонаты такого же происхождения есть, например, в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Но там это все в итоге оказалось на территории монастыря и вообще в верхнем храме трапезной, т.е. вернулось в естественную среду. Здание Почтового ведомства - другое дело.


Но в Музее истории религии была и временная выставка, которая как раз и определила мои планы на тот день: "Ad maiorem Dei gloriam! К вящей славе Божьей!" Выставка, приуроченная к юбилейным торжествам Общества Иисуса - к 500-летней годовщине обращения Св. Игнатия Лойолы и 400-летию его канонизации.

rCx7UPwwFrM.jpg

Мистическое видение Св. Игнатием Лойолой Иисуса и получение миссии.
К 400-летию Общества Иисуса. Польша, 1935 г.


Общество Иисуса (Societas Jesu) - организация, более известная как орден иезуитов, хотя по сути это организация регулярных клириков. Их общественная специализация - наука и образование.

Наверное, Общество Иисуса можно смело назвать в числе организаций, которые внесли наиболее существенный вклад в мировую культуру. Они основывали школы и университеты, один из них - Виленский университет, со старейшей в Литве библиотекой. Много сделали для Контрреформации - обновления внутренней жизни Римско-католической Церкви и духовности, ставшего ответом на Реформацию. Около пятидесяти кратеров на поверхности Луны названы в честь ученых иезуитов.
Если вы хоть раз играли в школьном театре, да будет вам известно, что именно иезуиты придумали включить любительский театр в число школьных факультативов. Корнель и Мольер, создатели драматургии французского классицизма, закончили именно иезуитские коллежи.
Иезуиты вели активную миссионерскую работу в Азии, Африке и Новом Свете и выработали методику работы с местным населением путем погружения в их культуру, а потому внесли вклад и в изучение туземных культур и языков. Нагасаки в свое время называли городом иезуитов.
Это лишь то, что навскидку вспомнилось. Перечислять, что сделали иезуиты, можно долго.

Общий вид выставки:
PdublNI_0tU.jpg

Зал временных экспозиций небольшой, здесь он растянут "рыбьим глазом". Много гравюр из собрания Музея, есть привезенные иезуитами из других мест - портреты Св. Игнатия Лойолы, других святых и просто выдающихся деятелей Общества Иисуса, много старопечатных книг из библиотеки Музея, из Вильнюсского университета и других старых учебных заведений. Кое-какие литургические предметы - облачения, утварь. Играет приятный барочный хорал.
Слева на стене - портрет Папы Франциска, первого Папы-иезуита, на витрине его пилеолус, подаренный специально Музею истории религии.

С Россией у Общества Иисуса особые отношения: дело в том, что Общество было ликвидировано Папой Климентом XIV в 1773 году. Но в 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и в состав России вошли обширные территории, населенные католиками, где вело свою деятельность и Общество Иисуса. При этом Екатерина II отказалась публиковать папское послание, объявив его... как бы не существующим. Таким образом, иезуиты продолжили свою работу на территории Российской Империи под покровительством нашей императрицы - и в 1814 году Общество было восстановлено.

X6xWw34V9t4.jpg

Св. Игнатий Лойола
Литография, тонированная акварелью. Франция, XIX в.


YYF3iyVzeUw.jpg

Чудеса Св. Игнатия
Гравюра на меди, печать в две краски, Дж.Б. Буратто по оригиналу А. Балестры, после 1764 г.


Сейчас Общество Иисуса тоже работает в России и в 1990-е учредило в Москве Институт Святого Фомы, где, собственно, я училась сперва на религиоведа (не закончила по причине отзыва лицензии), затем прошла три курса повышения квалификации.

А у Св. Игнатия есть очень интересные заметки по борьбе с пищевой аддикцией - кажется, в "Духовном дневнике". Может, как-нибудь соберусь их прокомментировать.

К выставке выпущен каталог, и я стала его первым покупателем, о чем мне сообщили в музейном магазине. Кстати, что однозначно очень хорошо в этом Музее, так это каталоги - большой формат, хорошая полиграфия, при этом за вполне божеские деньги при таком качестве. Каталог стоил 560 р. Правда, в нем только экспонаты из собрания Музея, ни одного из тех, что были "в гостях".

Фото из Интернета
 
От папы к предыдущему посту:
"Впервые посетил по рекомендации тренера Музей атеизма и религии в Казанском соборе в январе 1965, приехав на всесоюзные соревнования в составе сборной Литвы. На всю жизнь запомнил начертанную крупными литерами цитату из Тертуллиана: "«И распятый воскрес. Это истинно, ибо невозможно. Верую, ибо нелепо» (именно "нелепо", а не "абсурдно", как принято переводит сегодня)."
 
КЕРАМАРХ - МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРНОЙ КЕРАМИКИ

Музей архитектурной и художественной керамики "Керамарх" основан в 2018 году. Это единственный подобный музей в мире. Его создатель - Константин Викторович Лихолат, директор группы компаний “Паллада”, которая занимается изготовлением и реставрацией керамики, от изразцов до аромаламп.

"Керамарх" расположен в Государевом бастионе Петропавловской крепости:
vQKzhCL6dyk.jpg


Входной билет можно купить отдельно на их кассе, а можно взять общий билет в Музей истории Санкт-Петербурга.

Керамика - один из древнейших материалов, созданных человечеством. Прежде всего это кирпичи и черепица.
5E1lTquThAo.jpg


Декоративные настенные изразцы:
x6bbHUXGeL0.jpg

Этот экспонат я не застала, кажется, уехал на выставку, - керамическое панно церкви Успения в Гончарах, изготовленное мастером Степаном Полубесом в 1702 году. Это редкое фигуративное иконное изображение из керамики, такие производились в Москве в 1690–1700-е годы. Данное панно - часть композиции, которая до 1930 года располагалась на барабане под куполом придела Тихона Амафунтского церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (пристроен к храму в 1702 году) и включала изображения всех четырех евангелистов. Здесь изображен Евангелист Лука. По техническим причинам глазурь на лике немного потекла, как будто святой плачет.

Несколько залов отведено печным изразцам:
Je0bBPNWjVI.jpg

Здесь представлены как отдельные кусочки (на стенах), в т.ч. найденные при раскопке уже не существующих зданий, так и фасады печей. Какие-то фасады оригинальные, какие-то копии. Есть и несколько фотографий фасадов, которые продолжают пребывать на своих местах. В напольных окнах - осколки изразцов в песке.

Ошибочно думать, будто печные изразцы - это просто плитка. Нет, у них обязательно должно быть основание с отверстиями. Через отверстия вся панель прошивается проволокой, за счет чего держится. Внутри гуляет теплый воздух.

Один мой родственник на даче обклеил печку плиткой. Она вся отвалилась, как только затопили в первый раз.

Печные изразцы появились в России при Петре I, эту технологию завезли из Голландии. Поэтому первые изделия были выполнены в голландском вкусе - кобальтом по белому. Раскрашенная таким образом керамика распространена во всем мире, потому что это самый технологически простой краситель.
Вместе с изразцами в моду вошла и облицовочная голландская плитка такой же расцветки, для стен и потолков.

ygHwDNvN6Y0.jpg


В Музее представлено много образцов плитки с самыми разными рисунками, в том числе и т.н. библейская плитка, с изображением сюжетов из Писания. Ее серийное производство началось в Нидерландах в XVI в., а расцвета достигло в XVIII–XIX вв. Многие библейские сюжеты были прорисовкой с живописных полотен или гравюр.

Как правило, изображения помещалось в круг, а на уголках были стандартные узоры, нанесенные печатным способом:
Nz3DW7ODdbA.jpg

Нидерландская плитка XVIII века

7JbRcJXvvic.jpg

Это уже более позднее изделие - изразец, созданный для печи в покоях великого князя Константина Николаевича в Мраморном дворце. В 1840-х годах его интерьеры отделывал архитектор Александр Павлович Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Интерьеры не сохранились, но известно, что для кабинета и уборной было создано две печи в русском стиле.

При Петре в регулярных садах Петербурга стояли керамические вазоны с выносными деревьями, расписанные кобальтом в подражание китайскому фарфору. До наших дней они не сохранились. В 2000-е годы при проведении научной реконструкции Летнего сада, регулярного сада перед петергофским Монплезиром и в Стрельне перед Путевым дворцом Петра I фирма "Паллада" создала реплики этих вазонов:
0UwRvRROfR8.jpg


В начале XIX века печи стали оформлять в стиле ампир - белыми изразцами с рельефными изображениями античных персонажей, с декором в виде античных колонн и фризов:
1QK00cD5FJs.jpg


t30WHpMDxUw.jpg

Печные короны - располагаются наверху печи.

eQPK4zRVpsc.jpg


3s9iaWJzN5g.jpg

Цветные панно для печей, по-моему, второй половины XVIII века. На указанном панно изображение предположительно повторяет какую-то европейскую картину или грвюру.

SsQwQkUzDW0.jpg

Печи в стиле модерн, декоративное панно для фасада здания

j5qaQr5Osmg.jpg

Это панно украшало особняк Э.Э. Бремме. В 1970-х дом решили снести, однако он сохранился до сих пор, хотя и в аварийном состоянии. Его обещают воссоздать и сделать копию этого панно для фасада. Историческое останется в музее.

w-bduJwmMCQ.jpg

То же панно, ниже стенные изразцы в стиле историзм

-oQW0bnm98M.jpg

Мария Леонидовна Макогонова, одна из авторов концепции музея и куратор его экспозиции, на фоне печи в стиле модерн. Обратите внимание на павлинье перо на фасаде. Павлин - один из главных животных-символов модерна.

YibcKrIge2M.jpg

Фрагмент облицовки печи, изготовленной по эскизу архитектурного бюро "Уско Нюстрём — Петрелиус — Пенттиля" на заводе "Або", Финляндия. Скромный декор и елочки указывают на т.н. финский национальный романтизм - ответвление северного модерна.

2Ywjp7iXLdk.jpg

Переносная металлическая печь с керамической вставкой. Произведена в конце XIX века на фабрике "Эш и Ко" (F. H. Esch & Co) в Мангейме (Германия) с использованием ирландской патентованной технологии. Совсем маленькая, стоит в отдельной нише.

MKNgL1TTL8Y.jpg

Печной изразец (центральное панно печи). Начало 20-го века, стиль модерн - цветочный декор, асимметрия, текучие линии.

7l7cD-OgiXg.jpg

Печной изразец (центральное панно). Начало 20-го века, тоже модерн, хотя и почти симметричный. Выше на фото в зале модерна есть печь с таким же изразцом, но в другой глазури.

Не заканчиваю свой рассказ о "Керамархе", уж слишком много всего интересного.
 
Продолжаю. Вот еще один заслуживающий внимания изразец:
IB3NpOVWTE0.jpg

Павлин из зала, посвященного модерну. Изготовлен на художественно-керамическом производстве "Гельдвейн — Ваулин" в Кикерино под Петербургом, предположительно по эскизу Михаила Врубеля. Это изразец для камина.

Кроме изразцов, здания украшали также и лепниной. Из-за недолговечности гипсовой лепнины в середине XIX века для наружного декора в Петербурге стали использовать терракоту. Ее покрывали особым составом или краской, так что ее нельзя было отличить от гипса.
kptZa1D1M3o.jpg

Терракотовые украшения дворца Белосельских-Белозерских

Терракотовые детали наружного убранства зданий, середина XIX века:
yMZ4ebg_d0M.jpg


jZjJKboCpuU.jpg


Наружные майоликовые панно нашли применение в русском историзме, в частности в декоре церквей, построенных в конце XIX в.:
dq3K730JLCQ.jpg

В Музее есть несколько подлинных майолик из разобранных впоследствии церквей.

В 1909-13 гг. по проекту Николая Васильева, Степана Кричинского и Александра фон Гогена в Петербурге возвели Соборную мечеть. Она находится по пути от м. Горьковская к Петропавловской крепости. Выполнена в традиционном восточном (персидском?) стиле, купола, минареты и порталы украшены майоликой. Художник-керамист П.М. Максимов даже совершил длительную поездку в Среднюю Азию, чтобы изучить этот стиль.

Fa7MfjFbZ4o.jpg


Покрытие имеет очень сложную геометрию, вот пример:
kMUbvdhI1nA.jpg


Но здесь уже современная отделка. Оказалось, что эта технология, созданная для континентального климата, не подходит для климата морского: в швы зимой попадает вода, замерзает, расширяется и разрушает отделку. Были обрушения майолики, и в 1981 году покрытие купола пришлось полностью снять. В Музее "Керамарх" представлены несколько подлинных изразцов с мечети. Сейчас утраченная майолика заменена техническим фарфором.

Используется керамика и для икон православных святых. Началась эта практика в эпоху историзма и продолжается сейчас. Кроме собственно иконы с изображением святого к ней изготавливают также и керамический кивот:
389NQGrIR4w.jpg


В одном из залов в полу есть закрытый стеклом колодец, где показано, как кирпичная кладка Петропавловской крепости уходит вглубь, под культурный слой.

Очень впечатляющий музей. Они устраивают публичные мастер-классы по лепке черепиц и вырезанию изразцов из глины, издают специализированный журнал "Архитектурная керамика", выпустили несколько книг о продукции дореволюционных керамических мастерских Петербурга. Чтение не для широкого круга читателей, но интересное. В лавке продается керамика на любой вкус, можно даже рублей за 900 купить настоящий дореволюционный кирпич с оттиском производителя.

Фото из группы Музея "Керамарх" ВКонтакте
 
pFXMMH-rGuw.jpg


Так выглядит Соборная мечеть при более привычной для этих мест погоде. Ее почему-то (по времени создания главным образом?) включают в число зданий в стиле модерн, т.к. для него нормально цитировать стили других эпох и регионов, порой самые неожиданные. В частности, Соборная мечеть описана в книге Б. Кирикова "Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. Книга 2" и даже вынесена на ее обложку. Но это, согласитесь, к модерну очень трудно причислить.

Снято по пути в Петропавловскую крепость.
На выходе из метро Горьковская было не протолкнуться: снаружи пошел дождь. Ну, кто ж это без зонта идет, если дождь был в прогнозе, подумала я, пробираясь на улицу.
Когда я ступила на крепостной мост, в мою честь выстрелила пушка. Время в последний день бежало стремительно: мне еще нужно было успеть на Иппосферу, где я вела семинар. Так что после "Керамарха" я сходила только в Петропавловский собор и на еще одну экспозицию.
А еще у меня впервые есть оттуда свои фотографии (снимать на камеру разрешено), хотя хороших мало. Сейчас разбираюсь с заявкой на семинары на Эквирос и электронным голосованием - как разберусь со всем, так что-нибудь еще покажу.
 
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР

aWmjjUjyeVU.jpg


G0pxwFGofcI.jpg

В отдельном притворе - захоронение останков, которые атрибутированы как останки членов семьи Николая II.

nW8VQ-DG92A.jpg

Могила Петра Великого

euBL-QIWBYI.jpg

Могила Николая I, чуть дальше - могила его отца Павла I

05bFmjSfKv8.jpg

Могилы Александра II Освободителя и его супруги, почему-то отличаются от других своим материалом

5-ViioJltXM.jpg

Захоронения других членов семьи Романовых в отдельной Великокняжеской усыпальнице

UHk2Mqns7E8.jpg


bkPkSv31bzg.jpg

Световой фонарь Великокняжеской усыпальницы
 
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР МОДЕРНА
Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Экспозиция находится в Никольской куртине Петропавловской крепости на втором этаже; входная дверь заперта, поэтому придется какое-то время подождать у звонка, пока откроют.

Представлена мебель, печные изразцы, витражи, в том числе наддверные - такие можно часто увидеть ВКонтакте в группе "Парадные Петербурга" в естественной среде... те из них, которые еще остались. Есть фарфор, часы, люстры и настольные лампы, металлические изделия. У одного стеклянного кувшина голова мультяшного кота. Главное, что показаны вещи в основном недорогие - повседневные предметы модерна, доступные среднему классу Петербурга рубежа XIX-XX веков.

Освещение в залах плохое, поэтому получилось то, что получилось - только близко расположенные предметы. Покажу то, что снимала я.

8FU9I0wg2z8.jpg

Парные вазы, плакетки, туалетные коробочки из бисквита с рельефом; все неизвестного производства, кроме больших лежачих темных плакеток фабрики "Карл Энс", Германия. Стилизовано под изделия фабрики Веджвуд в Великобритании.

sip2feYtPAI.jpg

Справа умывальный кувшин с тазом (фарфор Кузнецова), подносики, салатник с раками, справа эмалевый кувшин и сырная доска с сырной крышкой из Германии.
Обратите внимание на количество предметов с ирисами - главным цветком модерна.

3CTWBMaAuDY.jpg

В центре сервиз "Маки", фарфор Кузнецова. Мак, наверное, второй цветок модерна после ириса. Помню, как в январе 2020 года набрела в Питере на здание соответствующей эпохи с небольшими повторяющимися панно с маками выше второго этажа - тусклыми, цвета, какой бывает у красноватого гранита. Ничего особенного, но с танцующими извивами стеблей. Здесь они тоже монохромные, зеленовато-серого цвета.
Справа угловатые чайник, сахарница и молочник неизвестного германского производства с мелкими васильками.

jyue2TbIvlc.jpg

Столовый сервиз завода братьев Корниловых под Петербургом, для обеда: есть соусник, селедочница, что-то вроде супницы, хоть и небольшая. Тоже все с ирисами, расхожее.

oTv6YSLMkLI.jpg

Я знаю, что здесь ничего не видно - зато видны цвета, самое главное. Это уже стекло, многослойное, с травлением кислотой, когда выборочно снимаются слои. Некоторые предметы завода Эмиля Галле во Франции, где их и придумали - но есть и предметы отечественного производства по той же технологии.

Q_nrRSZnRUw.jpg

Датский фарфор: посуда, анималистическая скульптура, стилизованное под античность похищение Европы (большое белое справа).

aV2oDqG8RPA.jpg

"Птицы" фабрики "Бинг и Грёндаль", Копенгаген.

В общем, экспозиция очень интересная. Выпущен каталог "Петербургский модерн из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга", уже распродан. Я смогла купить только через Алиб. В нем, что важно, предметов больше, чем выставлено; есть и графика - плакаты, архитектурные скетчи, меню, афиши; есть текстиль и одежда.
 
Сверху