ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
Музей был создан в 1930 году по инициативе историка религии и этнографа В.Г. Богораз-Тана, исследователя Чукотки, который и стал его первым директором. В основе коллекций - экспонаты из Кунсткамеры, Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Русского музея, показанные на антирелигиозной выставке Академии наук в Зимнем дворце (апрель 1930 года). Изначально Музей располагался в здании Казанского собора.
Контекст, в котором создавался Музей, известен - наступление молодого советского государства на религию. Впрочем, изначально в Музее истории религии не только опровергали и агитировали против веры во всех ее проявлениях, но и изучали религию как социальный феномен - все же создали его ученые, да и настоящие традиции благочестия в обществе еще были живы.
Примечательно, что в блокаду Музей не эвакуировали, он продолжал работать на прежнем месте, в нем даже устраивали новые выставки. Вот, например, выставка патриотической направленности на колоннаде Казанского собора:
Так и вспоминаю одного из своих студентов, заявившего, что патриотизм всегда связан с религиозным началом. Назвался юноша, кстати, атеистом.
В 1961 году Музей был переведен в ведение Министерства культуры СССР, и его работа была ориентирована в большей степени на атеистическую пропаганду. Его название звучало немного иначе - Музей истории религии и атеизма.
В 1990 году Музею было возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. В 2000 году, после возвращения Казанского собора Русской православной Церкви, Музей переехал на Почтамтскую улицу, что недалеко от Исаакиевского собора. Здание, где он теперь размещается, в XVIII веке принадлежало графу С.П. Ягужинскому, а затем Почтовому ведомству.
Собрание музея включает в себя предметы культа, религиозного искусства, агитационные материалы, есть крупная религиоведческая библиотека.
Я до сих пор не могу отделаться от впечатления, что Музей истории религии очень похож на Музей Востока. Похоже и здание, и подход к нему по тротуару. И планировка внутри построена похожим образом.
Постоянная экспозиция разделена по историческим периодам, регионам и конфессиям. Начинается все с архаических верований Сибири и Дальнего Востока, Америки, Индонезии, Меланезии, Тропической Африки - все это примеры шаманизма, анимизма, тотемизма, самых древних форм религиозных верований. К сожалению, в некоторые залы можно попасть только с экскурсией по расписанию, например в интересовавший меня зал японских верований и культов.
Верования Сибири
Культы Меланезии (?)
Потом идут религии Древнего Мира - т.е. древнейших государств, а именно Месопотамии, Египта, Средиземноморья.
Зал представлений о загробной жизни
В этих экспозициях только слепки - египетские и месопотамские подлинники хранятся в Эрмитаже. В этих залах я не задержалась, ничего для меня нового.
Небольшой зал иудаизма наполнен подлинниками, здесь уже интереснее, есть много культового серебра - блюда, субботние кубки, семисвечники, корона для Торы. Есть бархатные синагогальные покровы и занавесы с шитьем.
Несколько залов, посвященных христианству:
Православие
Католицизм
Незадолго до моего визита как раз обновили католическую экспозицию.
Монах-францисканец в Музее истории религии
Здесь самый интересный экспонат - мраморная монашка, вроде как после принесения обета. Видимо, грустит, согласно замыслу скульптора.
В христианских залах много образцов церковного искусства, но западные картины почти все - копии. Если оригиналы, то все очень слабые по живописи, которыми не заинтересовались музеи изящных искусств.
Есть католические вотивные фигурки из красного воска, которых приносили в костел по обету. Это был младенец в пеленках и молящиеся мужчина и женщина. Фигурки датированы XIX веком, но костюмы на них века XVII - видимо, все это столетиями отливалось по старинным молдам.
Реформация
В залах неправильно настроена сигнализация: один раз она сработала, когда я подошла "слишком близко" к стене, рассмотреть картину, повешенную сильно выше моей головы. Да, на таком расстоянии я просто не вижу то, что мне нужно, а система настроена так, будто я ее уже собиралась украсть.
Очень мало информации на этикетках возле экспонатов. В некоторых залах на них только номера, и лежит пара заламинированных буклетов с информацией об экспонатах. Берешь ближайший к экспонату буклет, и оказывается, что информации именно о нем там вообще нет, надо идти за другим буклетом. Очень неудобно.
Чем еще Музей религии похож на Музей Востока? Планировка сделана с минимальными проходами из зала в зал, и чтобы попасть в определенное место, придется пройти всю последовательность. Видимо, в обоих музеях сказывается традиционная планировка крупной городской усадьбы определенного периода.
А как выйти? Смотрительница предложила мне пройти "через буддийский рай":
На самом деле это очень темный зал, освещен только алтарь, к нему ведет дорожка синяя светящаяся дорожка с облаками, все это из стекла, и на него можно наступать.
Из буддийского рая попадаешь в мир ислама, где все в оттенках голубого и бирюзового:
Музей истории религии неожиданно оказался для меня очень психологически тяжелым. Единственный музей, где мне было очень неприятно находиться, особенно в залах, посвященных христианству. Вроде и религиоведческая квалификация у меня есть, и преподаю я религиоведческий предмет не первый год - историю религий народов России, а вид предметов благочестия, размещенных для ознакомления широкой публики, меня сильно покоробил. То же самое на витрине церковной лавки - нормально, в музее - нет. Почему-то.
Там были и предметы, выломанные из алтарей в период активной борьбы с религией. Воспринять их спокойно не получилось - хотя экспонаты такого же происхождения есть, например, в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Но там это все в итоге оказалось на территории монастыря и вообще в верхнем храме трапезной, т.е. вернулось в естественную среду. Здание Почтового ведомства - другое дело.
Но в Музее истории религии была и временная выставка, которая как раз и определила мои планы на тот день: "Ad maiorem Dei gloriam! К вящей славе Божьей!" Выставка, приуроченная к юбилейным торжествам Общества Иисуса - к 500-летней годовщине обращения Св. Игнатия Лойолы и 400-летию его канонизации.
Мистическое видение Св. Игнатием Лойолой Иисуса и получение миссии.
К 400-летию Общества Иисуса. Польша, 1935 г.
Общество Иисуса (Societas Jesu) - организация, более известная как орден иезуитов, хотя по сути это организация регулярных клириков. Их общественная специализация - наука и образование.
Наверное, Общество Иисуса можно смело назвать в числе организаций, которые внесли наиболее существенный вклад в мировую культуру. Они основывали школы и университеты, один из них - Виленский университет, со старейшей в Литве библиотекой. Много сделали для Контрреформации - обновления внутренней жизни Римско-католической Церкви и духовности, ставшего ответом на Реформацию. Около пятидесяти кратеров на поверхности Луны названы в честь ученых иезуитов.
Если вы хоть раз играли в школьном театре, да будет вам известно, что именно иезуиты придумали включить любительский театр в число школьных факультативов. Корнель и Мольер, создатели драматургии французского классицизма, закончили именно иезуитские коллежи.
Иезуиты вели активную миссионерскую работу в Азии, Африке и Новом Свете и выработали методику работы с местным населением путем погружения в их культуру, а потому внесли вклад и в изучение туземных культур и языков. Нагасаки в свое время называли городом иезуитов.
Это лишь то, что навскидку вспомнилось. Перечислять, что сделали иезуиты, можно долго.
Общий вид выставки:
Зал временных экспозиций небольшой, здесь он растянут "рыбьим глазом". Много гравюр из собрания Музея, есть привезенные иезуитами из других мест - портреты Св. Игнатия Лойолы, других святых и просто выдающихся деятелей Общества Иисуса, много старопечатных книг из библиотеки Музея, из Вильнюсского университета и других старых учебных заведений. Кое-какие литургические предметы - облачения, утварь. Играет приятный барочный хорал.
Слева на стене - портрет Папы Франциска, первого Папы-иезуита, на витрине его пилеолус, подаренный специально Музею истории религии.
С Россией у Общества Иисуса особые отношения: дело в том, что Общество было ликвидировано Папой Климентом XIV в 1773 году. Но в 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и в состав России вошли обширные территории, населенные католиками, где вело свою деятельность и Общество Иисуса. При этом Екатерина II отказалась публиковать папское послание, объявив его... как бы не существующим. Таким образом, иезуиты продолжили свою работу на территории Российской Империи под покровительством нашей императрицы - и в 1814 году Общество было восстановлено.
Св. Игнатий Лойола
Литография, тонированная акварелью. Франция, XIX в.
Чудеса Св. Игнатия
Гравюра на меди, печать в две краски, Дж.Б. Буратто по оригиналу А. Балестры, после 1764 г.
Сейчас Общество Иисуса тоже работает в России и в 1990-е учредило в Москве Институт Святого Фомы, где, собственно, я училась сперва на религиоведа (не закончила по причине отзыва лицензии), затем прошла три курса повышения квалификации.
А у Св. Игнатия есть очень интересные заметки по борьбе с пищевой аддикцией - кажется, в "Духовном дневнике". Может, как-нибудь соберусь их прокомментировать.
К выставке выпущен каталог, и я стала его первым покупателем, о чем мне сообщили в музейном магазине. Кстати, что однозначно очень хорошо в этом Музее, так это каталоги - большой формат, хорошая полиграфия, при этом за вполне божеские деньги при таком качестве. Каталог стоил 560 р. Правда, в нем только экспонаты из собрания Музея, ни одного из тех, что были "в гостях".
Фото из Интернета