Mrs. John
Pro
Мой старый пост из закрытого дневника на Карфагене. Размещаю здесь, так как навеяно обсуждением наследия Греции и Рима в теме про ТБ.
Я обещала рассказать о культурных предпосылках разделения Церквей. Итак, рассказываю. Говорить буду не совсем научно.
Официальной датой разделения ортодоксальной христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год, но, как вы понимаете, это был гораздо более долгий процесс, который начался еще до XI века и закончился только веке в XIII. В православной литературе преобладает точка зрения, что причиной разделения стали богословские расхождения, но это совсем не так. Эти расхождения начались довольно давно и сыграли явно не решающую роль в процессе разделения. Правильнее было бы сказать, что к разделению привели различия в ментальности и политические причины.
Некоторые из ментальных различий восходят еще ко времени, когда христианства не существовало - к античности. Под культурой античности понимают совокупность культуры древнегреческой и древнеримской, не каких-либо других стран. Помню, как в школьной стенгазете кто-то умудрился вывесить фотографии Тайланда и написать в комментариях к ним что-то об античной тайской архитектуре...
Культуры Греции и Рима были во многом близки между собой, но имели существенные различия. Греческая культура в свое время испытала влияние восточных культур, например финикийской. Так, Афродита, наверное, первая богиня, о которой вспоминает большинство современных людей, когда речь заходит о греческом пантеоне, на самом деле имеет азиатское происхождение и родственна вавилонской Иштар и финикийской Асират (Ашере). Однако к V веку до н.э. греческая культура уже стала самодостаточной. Возникло противопоставление эллинов варварам, и понятие эллинизма стало синонимом современного понятия культуры. Изначально эллинизм обозначал хорошее владение греческим языком и ведение греческого образа жизни. Следовательно, в эллинистический период эллином назывался любой, кто хорошо владел греческим и жил как грек, независимо от национальности.
Сами греки почти не учили другие языки, т.к. считали это излишним и ненужным. Все остальные народы они считали варварами, а слово "варвар" происходит от звукоподражания "бар-бар", это имитация негреческой речи, следовательно, варвары - это "не понятно что бормочущие".
В Греции возникла философия европейского, так сказать, образца. Было много философских школ, и споры между ними возникали очень серьезные. Греческая философия была сосредоточена на понятии бытия и устройстве космоса.
В середине II века до н.э. Грецию подчинил Рим. В Греции к римской власти многие довольно долго относились негативно, причем именно в культурном смысле, о политическом я сейчас не говорю. Про-римски настроенный историк Плутарх в своих трудах старался показать родство двух культур, знал латынь, но писал, что отказывается выносить какие-либо суждения о латинской поэзии, т.к. художественно совершенными ему казались только греческие тексты.
Через какое-то время греки, конечно, привыкли ощущать себя частью Римской империи и называли себя ромеями, т.е. римлянами, противопоставляя это понятие понятию "латиняне".
По духу греки были художниками и теоретиками, римляне - практиками и строителями великой империи. В отличие от греков, не считавших нужным учиться чему-то чужому, римляне охотно учились. Есть мнение, что римская культура - только слепок с культуры греческой со всеми отсюда вытекающими последствиями вроде вторичности. На самом же деле римляне во многих областях выдавали вполне оригинальный результат.
Так, философия стоицизма зародилась в Греции, но философией морали в том виде, в каком она представляется большинству наших современников, стоицизм сделали именно римляне - Сенека, император Марк Аврелий.
Греки создали совершенную скульптуру, но их произведения изображают идеализированный человеческий образ - римляне же создали и развили жанр очень реалистичного, не приукрашенного скульптурного портрета.
О римском поэте Вергилии нередко пишут как о подражателе Гомера. "Энеида" - жалкое подражание "Илиаде" и "Одиссее", - сказал как-то один студент на зачете по античной литературе. "Хорошо, что вас Данте не слышит", - прокомментировал профессор. На самом деле Вергилий по сути вполне оригинален, его поэзия специфически римская.
Когда я думаю об этом, я вижу грека и римлянина. Грек развалился на накаленных солнцем ступенях портика, подпер голову рукой и о чем-то думает (привет "Афинской школе" Рафаэля?). Римлянин в панцире, в руке у него неразвернутый свиток, он совсем рядом с греком, но не стоит, а идет. Эта картинка - всего лишь кадр. Герои сблизились в пространстве, но и минуту спустя грек останется лежать на ступенях, потому что ему там удобно, а римлянин через секунду исчезнет. Он просто уйдет, потому что у него дела.
В первые века существования христианства различий между западными и восточными христианами, можно сказать, не было. Но постепенно отношения между этими ветвями христианства стали отражать отношения между греческой и римской культурами. Так, христианство возникло в восточной части Империи, м латинские богословы учились у греческих. Греков часто переводили на латынь, а обратные случаи истории не известны.
Стили мышления богословов различались. Греки и, шире, эллины были сосредоточены на Боге, Его сущности. Несколько веков христианства прошли под знаком богословских споров - тринитарных (о Троице) в IV веке, христологических (о природе Христа) в IV-VI веках, монофелитских (о воле Христа) и споров о Теотокос (Богородице) в VII веке, иконоборческих споров в VIII веке. но эти споры разгорались главным образом в Восточной империи, до Рима отголоски, конечно, доходили, но такого интереса не вызывали.
Западные христиане были озадачены вопросом о связи человека с Богом и поиска пути человека на земле. Если греческое богословие восприняло от античных философов мысль о том, что история не имеет значения, и Дионисий Ареопагит (I в.) показывает в своих трудах статичный образ мира, то Св. Августин (Блаженный) показывает мир динамичным. По сути история - это совокупность множества человеческих жизненных путей...
На Западе были свои богословские споры, например пелагианские (IV-V века) о свободе человеческой воли - как видите, предмет принципиально иной.
Все эти различия, наверное, не привели бы непосредственно к расколу, если бы не определенные политические обстоятельства. Свою роль, конечно, сыграл вопрос о статусе римского епископа, т. е. Папы. Учение о его первенстве в христианской Церкви восходит еще к первым векам христианства и к диалогу Иисуса и Петра в евангелии от Матфея: Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Петр считается по преданию первым Папой римским, но слонжо сказать, насколько обоснованно так говорить. Он не создавал римскую церковь, но какое-то время возглавлял ее. Археологи нашли в Риме свидетельства очень раннего почитания Св. Петра, но не следы его там прибывания. С другой стороны, возникает вопрос, как должны эти следы были бы выглядеть?
Известно, что в коринфской Церкви в какой-то момент произошел внутренний конфликт, суть которого до сих пор не ясна. Коринфяне обратились за помощью в разрешении конфликта к Папе Клименту I. Почему они это сделали? Они признавали его иерархическое первенство или же просто уважали как мудрого и авторитетного человека?
Игнатий Антиохийский в своем Послании к римлянам называет римскую Церковь первенствующей в делах любви. Что он хотел этим сказать? В христианстве Бог есть любовь — идет ли речь об особой близости римской Церкви к Богу? Или о делах благотворительности? Каждая из двух конфессий толкует эти слова в свою пользу.
Можно с уверенностью сказать, что в первые века никто не оспаривал первенство римского епископа в Церкви. Церковь и Империя воспринимались едиными, и логично, чтобы самым главным епископом был епископ столицы.
Но однажды все изменилось. Римская империя на Западе пала, но римская Церковь и Папа остались. История Церкви в Византии в этом смысле более преемственна. На Западе Церковь была единственной централизованной организацией, которая могла сохранить наследие античной культуры и транслировать его дальше. Античная культура была слишком сложной для варваров, и требовалась ее адаптация.
Папа считался подданным византийского императора, но пришедшие в Западную Европу варвары были ближе, и проблемы взаимоотношений с ними были для Папы и западных христиан актуальнее. Большую роль в распространении христианства в Европе сыграли франки, принявшие ортодоксальное христианство и оказавшие помощь Папе в борьбе с исповедавшими арианство вандалами, готами и лангобардами.
В таких условиях было неправильным требовать от Папы, чтобы он отстаивал на Западе интересы византийского императора - хотя император считал, что так и должно быть.
Мир Византии и мир западного христианства к 1054 году по сути стали разными мирами, с разным мировоззрением, разными проблемами и разными способами их решения. В XIII веке Запад и христианский Восток снова встретились (крестовые походы) - и, говоря простым языком, не понравились друг другу.
И сегодня мы слишком разные. Мне, например, нет дела до количества воль у Христа. А вот как должен вести себя человек, это гораздо интереснее. В целом у меня складывается впечатление, что, образно говоря, православные с Богом на «вы», а католики на «ты». Вот в чем вопрос: как транслируются эти особенности мировоззрения?
(По материалам лекции профессора Шабурова)
Я обещала рассказать о культурных предпосылках разделения Церквей. Итак, рассказываю. Говорить буду не совсем научно.
Официальной датой разделения ортодоксальной христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год, но, как вы понимаете, это был гораздо более долгий процесс, который начался еще до XI века и закончился только веке в XIII. В православной литературе преобладает точка зрения, что причиной разделения стали богословские расхождения, но это совсем не так. Эти расхождения начались довольно давно и сыграли явно не решающую роль в процессе разделения. Правильнее было бы сказать, что к разделению привели различия в ментальности и политические причины.
Некоторые из ментальных различий восходят еще ко времени, когда христианства не существовало - к античности. Под культурой античности понимают совокупность культуры древнегреческой и древнеримской, не каких-либо других стран. Помню, как в школьной стенгазете кто-то умудрился вывесить фотографии Тайланда и написать в комментариях к ним что-то об античной тайской архитектуре...
Культуры Греции и Рима были во многом близки между собой, но имели существенные различия. Греческая культура в свое время испытала влияние восточных культур, например финикийской. Так, Афродита, наверное, первая богиня, о которой вспоминает большинство современных людей, когда речь заходит о греческом пантеоне, на самом деле имеет азиатское происхождение и родственна вавилонской Иштар и финикийской Асират (Ашере). Однако к V веку до н.э. греческая культура уже стала самодостаточной. Возникло противопоставление эллинов варварам, и понятие эллинизма стало синонимом современного понятия культуры. Изначально эллинизм обозначал хорошее владение греческим языком и ведение греческого образа жизни. Следовательно, в эллинистический период эллином назывался любой, кто хорошо владел греческим и жил как грек, независимо от национальности.
Сами греки почти не учили другие языки, т.к. считали это излишним и ненужным. Все остальные народы они считали варварами, а слово "варвар" происходит от звукоподражания "бар-бар", это имитация негреческой речи, следовательно, варвары - это "не понятно что бормочущие".
В Греции возникла философия европейского, так сказать, образца. Было много философских школ, и споры между ними возникали очень серьезные. Греческая философия была сосредоточена на понятии бытия и устройстве космоса.
В середине II века до н.э. Грецию подчинил Рим. В Греции к римской власти многие довольно долго относились негативно, причем именно в культурном смысле, о политическом я сейчас не говорю. Про-римски настроенный историк Плутарх в своих трудах старался показать родство двух культур, знал латынь, но писал, что отказывается выносить какие-либо суждения о латинской поэзии, т.к. художественно совершенными ему казались только греческие тексты.
Через какое-то время греки, конечно, привыкли ощущать себя частью Римской империи и называли себя ромеями, т.е. римлянами, противопоставляя это понятие понятию "латиняне".
По духу греки были художниками и теоретиками, римляне - практиками и строителями великой империи. В отличие от греков, не считавших нужным учиться чему-то чужому, римляне охотно учились. Есть мнение, что римская культура - только слепок с культуры греческой со всеми отсюда вытекающими последствиями вроде вторичности. На самом же деле римляне во многих областях выдавали вполне оригинальный результат.
Так, философия стоицизма зародилась в Греции, но философией морали в том виде, в каком она представляется большинству наших современников, стоицизм сделали именно римляне - Сенека, император Марк Аврелий.
Греки создали совершенную скульптуру, но их произведения изображают идеализированный человеческий образ - римляне же создали и развили жанр очень реалистичного, не приукрашенного скульптурного портрета.
О римском поэте Вергилии нередко пишут как о подражателе Гомера. "Энеида" - жалкое подражание "Илиаде" и "Одиссее", - сказал как-то один студент на зачете по античной литературе. "Хорошо, что вас Данте не слышит", - прокомментировал профессор. На самом деле Вергилий по сути вполне оригинален, его поэзия специфически римская.
Когда я думаю об этом, я вижу грека и римлянина. Грек развалился на накаленных солнцем ступенях портика, подпер голову рукой и о чем-то думает (привет "Афинской школе" Рафаэля?). Римлянин в панцире, в руке у него неразвернутый свиток, он совсем рядом с греком, но не стоит, а идет. Эта картинка - всего лишь кадр. Герои сблизились в пространстве, но и минуту спустя грек останется лежать на ступенях, потому что ему там удобно, а римлянин через секунду исчезнет. Он просто уйдет, потому что у него дела.
В первые века существования христианства различий между западными и восточными христианами, можно сказать, не было. Но постепенно отношения между этими ветвями христианства стали отражать отношения между греческой и римской культурами. Так, христианство возникло в восточной части Империи, м латинские богословы учились у греческих. Греков часто переводили на латынь, а обратные случаи истории не известны.
Стили мышления богословов различались. Греки и, шире, эллины были сосредоточены на Боге, Его сущности. Несколько веков христианства прошли под знаком богословских споров - тринитарных (о Троице) в IV веке, христологических (о природе Христа) в IV-VI веках, монофелитских (о воле Христа) и споров о Теотокос (Богородице) в VII веке, иконоборческих споров в VIII веке. но эти споры разгорались главным образом в Восточной империи, до Рима отголоски, конечно, доходили, но такого интереса не вызывали.
Западные христиане были озадачены вопросом о связи человека с Богом и поиска пути человека на земле. Если греческое богословие восприняло от античных философов мысль о том, что история не имеет значения, и Дионисий Ареопагит (I в.) показывает в своих трудах статичный образ мира, то Св. Августин (Блаженный) показывает мир динамичным. По сути история - это совокупность множества человеческих жизненных путей...
На Западе были свои богословские споры, например пелагианские (IV-V века) о свободе человеческой воли - как видите, предмет принципиально иной.
Все эти различия, наверное, не привели бы непосредственно к расколу, если бы не определенные политические обстоятельства. Свою роль, конечно, сыграл вопрос о статусе римского епископа, т. е. Папы. Учение о его первенстве в христианской Церкви восходит еще к первым векам христианства и к диалогу Иисуса и Петра в евангелии от Матфея: Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Петр считается по преданию первым Папой римским, но слонжо сказать, насколько обоснованно так говорить. Он не создавал римскую церковь, но какое-то время возглавлял ее. Археологи нашли в Риме свидетельства очень раннего почитания Св. Петра, но не следы его там прибывания. С другой стороны, возникает вопрос, как должны эти следы были бы выглядеть?
Известно, что в коринфской Церкви в какой-то момент произошел внутренний конфликт, суть которого до сих пор не ясна. Коринфяне обратились за помощью в разрешении конфликта к Папе Клименту I. Почему они это сделали? Они признавали его иерархическое первенство или же просто уважали как мудрого и авторитетного человека?
Игнатий Антиохийский в своем Послании к римлянам называет римскую Церковь первенствующей в делах любви. Что он хотел этим сказать? В христианстве Бог есть любовь — идет ли речь об особой близости римской Церкви к Богу? Или о делах благотворительности? Каждая из двух конфессий толкует эти слова в свою пользу.
Можно с уверенностью сказать, что в первые века никто не оспаривал первенство римского епископа в Церкви. Церковь и Империя воспринимались едиными, и логично, чтобы самым главным епископом был епископ столицы.
Но однажды все изменилось. Римская империя на Западе пала, но римская Церковь и Папа остались. История Церкви в Византии в этом смысле более преемственна. На Западе Церковь была единственной централизованной организацией, которая могла сохранить наследие античной культуры и транслировать его дальше. Античная культура была слишком сложной для варваров, и требовалась ее адаптация.
Папа считался подданным византийского императора, но пришедшие в Западную Европу варвары были ближе, и проблемы взаимоотношений с ними были для Папы и западных христиан актуальнее. Большую роль в распространении христианства в Европе сыграли франки, принявшие ортодоксальное христианство и оказавшие помощь Папе в борьбе с исповедавшими арианство вандалами, готами и лангобардами.
В таких условиях было неправильным требовать от Папы, чтобы он отстаивал на Западе интересы византийского императора - хотя император считал, что так и должно быть.
Мир Византии и мир западного христианства к 1054 году по сути стали разными мирами, с разным мировоззрением, разными проблемами и разными способами их решения. В XIII веке Запад и христианский Восток снова встретились (крестовые походы) - и, говоря простым языком, не понравились друг другу.
И сегодня мы слишком разные. Мне, например, нет дела до количества воль у Христа. А вот как должен вести себя человек, это гораздо интереснее. В целом у меня складывается впечатление, что, образно говоря, православные с Богом на «вы», а католики на «ты». Вот в чем вопрос: как транслируются эти особенности мировоззрения?
(По материалам лекции профессора Шабурова)