Mrs. John
Pro
СНОВА ДРЕВНОСТИ
Оказавшись в Пушкинском музее, не могла не зайти в залы древностей. Вначале зацепилась за фаюмские портреты.
Это погребальные портреты, которыми накрывали лица мумий в эллинистическом и римском Египте. У них такое специфическое выражение, потому что на момент написания портретов все эти люди уже были мертвы. Фаюмские портреты считаются предшественниками иконописи как попытки изобразить неизобразимое, т.е. потусторонний мир.
Стилистика очень разная, от поражающей воображение, почти фотографической до весьма так себе, с ошибками, характерными для неумелых художников всех эпох.
Последний раз я была в этих залах в середине 90-х. Многое изменилось. Переставили витрины, спеленатую мумию в египетском зале, которая раньше была на всеобщем обозрении, теперь положили в ее собственный саркофаг и сверху подвесили крышку, так что посмотреть, как она спелената, можно только сильно нагнувшись. Зато рядом хорошо видна мумия кошки - поленце с кошачьей головой, напоминает японские народные куклы-полешки. Исчезла голова отдельная мумии, женщины в сережках.
В месопотамском зале, который мне всегда вспоминался как очень светлый, в этот раз были опущены шторы. Появилась пара новых экспонатов - шумерские головки с бездонными провалами на месте глаз, подарок мецената в 2016 году, так что раньше я их видеть не могла.
Навстречу мне из месопотамского зала выходили две старушки. Они разглядывали крылатых быков и отметили, что у тех двухъярусные бороды. Никогда, что ли, не видели быков, у которых длинная шерсть растет на груди? Вполне может быть, обе на вид такие коренные интеллигентки, которые дальше Садового кольца никогда не жили. В деревне горожанин - сущий дикарь, но об этом в другой раз.
Насмотревшись на быков, старушки сообщили мне, что у тех, оказывается, есть пятая нога. Мы немного поспорили о количестве ног и [двадцать пятом] кадре, как его видели в Ассирии, и разошлись.
Увы, теперь мне было видно, что слепки барельефов из дворца Ниневии сделаны грубовато, а хуже того, как-то странно раскрашены, недостоверно. Зато подлинные печати из полудрагоценных камней всех стран того региона, от Шумера до Персии, прекрасны, как и двадцать лет назад. И таблички, конечно, хоть я и не умею такое читать.
Египетская коллекция очень богатая, но впечатление от нее хуже, чем от эрмитажной. Я говорю, конечно, об экспозиции. Такое впечатление, что в Эрмитаже экспозицию формировали по принципу "лучше меньше, да лучше". В то время как в Пушкинском на витрины выложили всего побольше, в том числе и сильно поломанные артефакты. Я понимаю, что они тоже имеют значение, но их вид меня не вдохновил совершенно.
А в Эрмитаже есть совершенно чудный гробик для рыбки.
Посмотреть зал искусства древнего Ближнего Востока: https://pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/2_ancient_civilisation/index.php
Фото с сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина
Оказавшись в Пушкинском музее, не могла не зайти в залы древностей. Вначале зацепилась за фаюмские портреты.
Это погребальные портреты, которыми накрывали лица мумий в эллинистическом и римском Египте. У них такое специфическое выражение, потому что на момент написания портретов все эти люди уже были мертвы. Фаюмские портреты считаются предшественниками иконописи как попытки изобразить неизобразимое, т.е. потусторонний мир.
Стилистика очень разная, от поражающей воображение, почти фотографической до весьма так себе, с ошибками, характерными для неумелых художников всех эпох.
Последний раз я была в этих залах в середине 90-х. Многое изменилось. Переставили витрины, спеленатую мумию в египетском зале, которая раньше была на всеобщем обозрении, теперь положили в ее собственный саркофаг и сверху подвесили крышку, так что посмотреть, как она спелената, можно только сильно нагнувшись. Зато рядом хорошо видна мумия кошки - поленце с кошачьей головой, напоминает японские народные куклы-полешки. Исчезла голова отдельная мумии, женщины в сережках.
В месопотамском зале, который мне всегда вспоминался как очень светлый, в этот раз были опущены шторы. Появилась пара новых экспонатов - шумерские головки с бездонными провалами на месте глаз, подарок мецената в 2016 году, так что раньше я их видеть не могла.
Навстречу мне из месопотамского зала выходили две старушки. Они разглядывали крылатых быков и отметили, что у тех двухъярусные бороды. Никогда, что ли, не видели быков, у которых длинная шерсть растет на груди? Вполне может быть, обе на вид такие коренные интеллигентки, которые дальше Садового кольца никогда не жили. В деревне горожанин - сущий дикарь, но об этом в другой раз.
Насмотревшись на быков, старушки сообщили мне, что у тех, оказывается, есть пятая нога. Мы немного поспорили о количестве ног и [двадцать пятом] кадре, как его видели в Ассирии, и разошлись.
Увы, теперь мне было видно, что слепки барельефов из дворца Ниневии сделаны грубовато, а хуже того, как-то странно раскрашены, недостоверно. Зато подлинные печати из полудрагоценных камней всех стран того региона, от Шумера до Персии, прекрасны, как и двадцать лет назад. И таблички, конечно, хоть я и не умею такое читать.
Египетская коллекция очень богатая, но впечатление от нее хуже, чем от эрмитажной. Я говорю, конечно, об экспозиции. Такое впечатление, что в Эрмитаже экспозицию формировали по принципу "лучше меньше, да лучше". В то время как в Пушкинском на витрины выложили всего побольше, в том числе и сильно поломанные артефакты. Я понимаю, что они тоже имеют значение, но их вид меня не вдохновил совершенно.
А в Эрмитаже есть совершенно чудный гробик для рыбки.
Посмотреть зал искусства древнего Ближнего Востока: https://pushkinmuseum.art/museum/buildings/main/floor1/2_ancient_civilisation/index.php
Фото с сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина