У замечательного блогера-искусствоведа
shakko-kitsune есть в жж рубрика "
омерзительное искусствоведение". Там описываются всякие гадости в самом широком смысле слова - избиение младенцев, расчлененка, разлагающиеся трупы,
труп невесты на троне, эксгумация Наполеона (там, как правило, гроб, и все) - в общем, то, что может вызывать отвращение на физиологическом уровне, и отображение этого в произведениях изобразительного искусства. Я здесь делать постоянных литературных рубрик не планирую, но какое-то время, как я обещала, у нас тут будут обзоры, посвященные всяким непотребствам в русской классической литературе.
Сразу давайте очертим предмет нашего обзора. Затея эта началась с темы об ульяновских курсантах, а там постановка проблемы получается такая:
В нашей культуре секс - это традиционно область сокрытого.
Я прям боюсь тему с самого начала читать. От вас такого не ожидала. Веками не показывали, как же. А греки там разные - куда ни плюнь: то мужеложество, то инцест. Уж про просвещенную и не очень Европу молчу. Через одного маньяк.
Русская классика тоже пышным цветом, даже перечислять не стану. Это природа, это человеки, пока они размножаются - это не замолчать, не закрасить).
Здесь многие мои оппоненты стращали меня русской классикой, где якобы и инцест, и гомосексуализм, и сексуальный разгул с крестьянками - и все это, что самое главное, в качестве нормы подается. (Пытаюсь обратить внимание моих оппонентов на эту деталь - нет, в упор не видят. Опять куча и каша.) Я вот ни одного такого произведения припомнить не могу. Если и проскакивали какие-то моменты типа происхождения Смердякова из "Братьев Карамазовых" или изнасилования Матреши в "Бесах" - то как-то очень скомканно, закомплексованно, без описаний и, вот ужас, с авторским осуждением. Какие-то очень закрепощенные классики у нас были.
К сожалению, не нашла в теме точной цитаты фразы "Ну как это секс был в русской культуре сокрытым - вон же по сеновалам с крестьянками развлекались!".
Когда я слышу такое, я не знаю, как продолжать, и стоит ли продолжать дискутировать на эту тему вообще.
Есть явление - а есть его отображение в культуре.
Путать одно с другим... во-первых, я не понимаю, как такое вообще возможно, во-вторых, опыт продолжения таких дискуссий показывает, что оппонент выйти из этой смысловом петли не может. Или не хочет. Тут уж кому что ближе.
Секс как явление, разумеется, есть во всех странах и у всех народов. Непорочное зачатие - это не только один из христианских догматов. Если верить китайским мифам, многие императоры, а также сам Конфуций были зачаты от того, что будущая мать наступила на след дракона, или нашла чудесную жемчужину, или всего лишь погладила цилиня (это единорог, только китайский, на нашего не похож). Да, еще в ирландской мифологии: там можно забеременеть будущим героем или известной красавицей, всего лишь проглотив муху, плавающую в кубке с вином. В мухе и есть душа будущего ребенка, который был человеком, но превратился в муху при сложных обстоятельствах, и ему теперь остается только переродиться и начать человеческую жизнь заново.
Зачатие при помощи высоких технологий человечество освоило в историческом плане совсем недавно. Так что да, секс был, и был у всех. Давайте больше на этом вопросе не останавливаться и не бросаться бессмысленными клише вроде "в СССР секса не было". Да, и размножались все, как в "Матрице", конечно. В зубах навязло, ей-богу.
Один из моих оппонентов сделал почему-то акцент на развлечениях барина с крестьянками на сеновалах. Здесь для нас имеет значение не половые акты, а аморальность самой ситуации: некий мужчина вступает в интимную связь с женщиной, которая ему не жена. А если она крестьянка, а он барин - она еще и находится в юридической зависимости от него. Т.е. он, скорее всего, не столько ее соблазняет (чтобы тоже была сама виновата), сколько пользуется своей властью.
Да, такое в жизни, увы, было. Но и не только такое - вспомним, что секс бывает и при других обстоятельствах. В общем, он есть. Есть литература отражает жизнь, то ей трудно совсем-совсем обойтись без этого.
Я в своем романе, который сейчас пишу, тоже никуда от этого не делась. Когда малую прозу писала, как-то обходилась без этого, но роман - жанр эпический и по природе своей претендует на охват нескольких сфер жизни героев. А в моем случае это еще и работает на главную тему книги.
Есть еще одна причина, по которой я, говоря об отображении темы телесного низа в русской классике, выделяю именно всякие аморальные случаи. В прошлом в нашей культуре нормальным считался только секс в браке. А его как раз авторы могли обойти вниманием, подпустив в тексте даже и не намек, а следы намека... как? Сообщив, что у супругов либо есть дети, либо ожидаются, либо детей никак нет, и они от этого очень страдают (понятное дело, что они пытаются решить эту проблему единственным возможным в те времена способом - естественным). И все. Не надо больше ничего, и так все ясно.
Но есть и разные аморальные ситуации, связанные с сексуальной сферой жизни человека. Их в произведении совсем замолчать сложно, если
в мире текста они происходят, потому что на них часто либо весь сюжет строится, либо какие-то важные сюжетные линии. Таким образом, предметом нашего обзора будут случаи секса вне брака и сексуальные извращения, если я смогу их найти. Нас будет интересовать: 1) факты и их отображение в тексте - насколько откровенно показан именно этот самый телесный низ; 2) самое главное - отношение к этим фактам автора. А то меня в той теме пытались убедить чуть ли не в том, что в нашей классической литературе это подавалось чуть ли не как норма, как пример для подражания. Вот и проверим.
Важное замечание. Я не могу вспомнить все произведения, которые представляют интерес для такого обзора. Так что если увидите, что я что-то упустила, особенно если этот пример меняет общую картину, говорите.