Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

По секрету всему свету скажу,
Спасибо!

Вера! Всего-всего-всего! )))

s1200
 
Последнее редактирование:
Удивилась я, проверив: мы как-то с тобой фейсбучный момент прощёлкали. Пытаюсь исправить: послала запрос.

Вера, извини за оффтоп.
 
Вера, и меня простите, пожалуйста. Чудеса интернета - общаешься с людьми десятилетиями, а в лицо и по имени не распознать. Но благодаря Вашему дневнику - вот и познакомились :).
 
Хорошего Дня Рождения! Всего самого наилучшего! Здоровья, благополучия)
 
Когда сгущается тьма, важно опираться на самого себя.

Внутренние опоры у каждого свои. Это то, что у тебя не отнять. Это последнее, что остается, даже если ты совсем один.

Для меня такими опорами всегда были учеба, наука и творчество - три сообщающихся сосуда. Работа над крупным художественным текстом мало чем отличается от работы над дипломной или диссертацией, как по способу сбора материала, так и по приемам поиска идей, борьбы с творческим застоем, прокрастинацией и прочим.

Я останавливалась у книжных полок в своем или чужом доме, библиотеке, магазине, нужные книги сами ложились мне в руки и открывались на тех самых страницах, тексты впечатывались, врастали в мое сознание будто сами собой. Так было не всегда. В школе было трудновато учиться. До сих пор помню это ощущение, когда в беспорядке искрят и рвутся проложенные в натяг нейронные связи, система перегревается - и все без толку. Без сколько-нибудь заметного снаружи результата.

Было время, когда усвоение информации было страданием. Но сверхтекст, сотканный из всех текстов мира, манил и затягивал. За его пределами для меня не было жизни.

Однажды... нет, не однажды, а постепенно связи становились прочнее и эластичнее, пути в обход самоочевидных схем делались явными. Пришло облегчение: я наконец-то что-то могу, что-то начало получаться.

При этом мне захотелось всего. Познать все, до всего дотянуться, все поглотить. Ко всему приложить руку, во всем оставить свой творческий след. Пусть не сразу, а постепенно, но все равно.

Записные книжки наполнялись темами и планами будущих статей и книг, ссылками на нужные источники, конспектами к рисовальным проектам. Делать все это я, однако, не успевала, и это давило изнутри, беспокоило, а записи продолжали множиться.

Для того, чтобы что-то сделать, надо не только быть креативным. Важно понимать, чего тебе не хватает для того, чтобы создать готовый продукт. Увы, но наверстывание того, чего не хватает, всегда упирается во время.

Личностный кризис подводит черту, заставляет сверить свои внутренние часы, многие вопросы ставит ребром, даже те, от решения которых ты долго и упорно бежишь. Он проверяет мечты на прочность, не оставляя более места тому, что наверстывать - не наверстать.

После тридцать шестого дня рождения перетряхнула записные книжки. Многие планы из категории "обязательно сделаю" перешли в категорию "может быть когда-нибудь". Из категории "может быть сделаю" - в категорию "уже точно никогда".

Оставшийся список кажется очень коротким, если сравнивать с тем, что было когда-то. Но самое главное: с этим я уже почти смогла смириться.
 
В праздники писала стенограмму защиты. Стенографистка заболела, поэтому пришлось делать это самой по видеозаписи. Дальше отдел диссертационных советов подает мои документы в ВАК.

Воспользовалась скидкой на "сапсан" по случаю дня рождения и съездила в эту пятницу в Питер на выставку ассирийских барельефов в Эрмитаже. Вернулась в субботу вечером.

Выставка невообразимая. Никогда не думала, что смогу увидеть это все. Провела только на ней два с половиной часа. Кто как, а я неровно дышу именно к такому искусству.

Это ассирийская коллекция Британского музея, лучшая в мире.

Кстати, представлена пара деталей конской амуниции, которую на этикетке называли шорами, и налобник с изображением богини. Есть и лошади на барельефах.

Каталог выставки мне не достался, уже распродан. Зато в эрмитажную лавку завезли каталоги коллекции барельефов Британского музея, британское же издание - т.е. там те же самые экспонаты. Еще есть эрмитажная брошюра М.М. Дандамаевой "Древняя Месопотамия", очень информативная.

Сын расстроился, что я его не взяла с собой.
- А я знаю, где ты была, - сказал он, когда я вернулась. - В Эрми...
- В Эрмитаже.
- Да, в Эрмитаже. А ты купалась в НЕве?
 
В прошлом году я сделала свои консультации платными и обещала в конце года рассказать, что из этого вышло. А сегодня как раз вот такая дискуссия получилась: https://www.prokoni.ru/forum/thread...-iz-skreschivanija.83483/page-74#post-5203740

В каком-то смысле дискуссия повеселила. Поносят как будто за выход из колхоза, вот на что это похоже. Забыли только назвать меня единоличницей. В определенное время это было серьезным ругательством.

Конечно, хорошего мало. Потребительское отношение видеть неприятно. Зато в таких ситуациях каждый участник показывает свое истинное лицо. Есть люди, которые считают меня по гроб жизни обязанной их обслуживать за предоставленную когда-то информацию. Забыли только сказать, за эту информацию я в свое время заплатила. Иной раз не только своими услугами.

Друзья, у меня только одна просьба: если считаете, что после получения от вас какой-либо информации о ваших лошадях я попадаю к вам в вечное рабство, пожалуйста, озвучивайте это условие заранее. (Я просто буду сразу отказываться.) Чтобы не оказывалось несколько лет спустя, что я бы ни одной книги не написала, если бы не лично вы со своей лошадью.

Для того, чтобы информация об одной голове или даже о нескольких дала прирост научного знания, очень большую работу надо проделать.

А в целом считаю, что эксперимент с платными услугами оказался удачным. Да, ко мне стали обращаться существенно меньше, но я этого и ожидала. Однако взаимодействовать с обращающимися стало существенно легче: отношение другое.
 
Последнее редактирование:
Поздравляю с успешной защитой и праздниками!
Про платные услуги и дискуссию - все логично, любители халявы всегда недовольны ее прерыванием)))
 
Спасибо за поздравление, konyushnya2012. И Вас с прошедшими праздниками.

Важный момент: вопросы по мастям теоретического характера не подходят под описание платных консультаций, которое дано в объявлении. Так что теория бесплатна для всех.

Бесплатны консультации для тех, чьи лошади внесены в Регистр серебристых лошадей.

Также я оставляю за собой право бесплатно консультировать некоторых владельцев, заводчиков, любителей, исследователей, с которыми общаюсь и сотрудничаю давно.
 
Вера, свинская натура некоторых людей только лишь повод для того, чтобы ценить свой труд ещё больше.
Искренне желаю вам успехов.
Не обращайте внимания на падких к халяве жалобщиков.
 
Этот пост не совсем о Питере, хотя без него не получится. О другом регионе, где тоже есть реки и наводнения поистине разрушительны. О регионе, откуда и пошло предание о Всемирном потопе, - о Месопотамии.

На ее наследие я шла смотреть в Эрмитаж, когда оказалась там в третий раз в своей жизни и впервые - одна.

- Только это? А как же... посмотреть в Эрмитаже на шедевры? Ни одного шедевра так и не посмотрела?
Даже не спорю, что длиннобородые мужчины с крыльями - это тоже шедевры.

Я прошла через египетский зал. Не могла не взглянуть на мертвого человека, которого увидела впервые в 1991 году. Он так и лежал на прежнем месте, в стеклянном гробу с особым микроклиматом, внешне ничуть не изменившийся.
- Улыбка просто голливудская, - говорила девушка и фотографировала покойника в упор на смартфон.

Путь в эрмитажную Месопотамию лежал именно через Египет, а потом через Средиземноморье, но не будем придираться к географии. Удивило, что отдел Древнего Ближнего Востока маленький, меньше того светлого зала, что в Пушкинском музее. В Москве стоят два крылатых быка и один крылатый лев, и понимая все буквально, все мое детство я считала их пятиногими, не понимая, что пятая, подставленная, нога - условность. Другой кадр, как его только и могли увидеть и отобразить в те времена, задолго до изобретения даже камеры-обскуры. Впрочем, статуи не настоящие - слепки. Настоящие только таблички и цилиндрические печати, над которыми я зависла, отстав от школьной экскурсии. Все ломала голову, как бы сделать себе что-нибудь такое.

Я и сейчас делаю на пляже из песка - если не макеты Долины Царей, то зиккураты. Я и сейчас скажу, что из курса литературы за 5й класс лучше всего помню "Энума элиш".

Итак, в Эрмитаже совсем маленький отдел. Три зальчика: Пальмира, надгробия с надписями на греческом и пальмирском (алфавит похож не знаю на что), стела с выбитым на ней налоговым документом. В комнатке, которую иначе как проходной не назовешь, посуда государства Элам, что на западе современного Ирана. Миски с черным геометрическим узором - наиболее целые из всего, что есть в запасах. Впрочем, не стоит пренебрежительно о древней посуде - это основа основ археологии. Один из способов датировки находок - по сопутствующей керамике в раскопках, при условии, что керамика региона в целом хорошо изучена. Если кто знает, археологическая литература - чтение на любителя (вернее, на специалиста): длинными рядами горшки-горшки-мисочки.

В третьем зальчике, собственно, Месопотамия: таблички, поврежденные статуэтки и несколько плит с ассирийскими дворцовыми барельефами.

Была пятница, был вечер, из посетителей я была в этом отделе одна. Две сотрудницы стояли возле одной плиты, одна зачитывала другой что-то наизусть, справляясь по распечатке.
- А про Навуходоносора?
- Сейчас расскажу, это дальше.
Ну, ясно, одна у другой принимает экскурсию.

Я сидела на скамейке напротив плит, закрепленных на стене стальными скобами. На плитах крылатые божества зачем-то махали на священные деревья шишками, наверняка окуная их в ведерки, которые держали в руках. Окропи меня, Господи, иссопом... За спиной были двери с табличкой "служебный вход".

В январе я приехала снова, ради выставки британской коллекции барельефов. Это англичане вели там раскопки в XIX веке, а собственные экспонаты Эрмитажа - покупки, сделанные в царское время. Было видно, что в продажу пошло то, что поменьше, не то чтобы похуже, но как-то... послабее. Так распорядилась история.

Вглядываясь без очков - получилось бы разобрать? - в клинопись таблички-подушечки, я испытывала остаточное сожаление о несбывшемся. Вот бы заниматься этим, не тексты современные с английского и обратно переводить, а расшифровывать что-нибудь древнее, пусть даже и списки покупок... Работать в хранилище, что за той служебной дверью. Кстати, один из крупнейших ленинградских ассириологов* - мой соплеменник, Вольдемар Шилейко (по-русски Владимир Казимирович), переводчик "Сказания о Гильгамеше".

Но нет. Еще одна моя несбывшаяся жизнь досталась герою второго романа. Теперь это ясно, после долгих дней вслушивания в какие-то отрывистые звуки из мира идей, которые я долго не могла определить - что за язык? И фоном арабский и почему-то немецкий. А теперь все сошлось.
Может, именно для этого и нужны не слишком серьезные увлечения?

P.S. Мне все-таки достался каталог выставки - поступил в продажу в интернет-магазине музея.

* Ассириология - общее название науки о древней Месопотамии, без уточнения разделения на изучение других государств, кроме Ассирии, - Шумера, Аккада и др.

 
Есть и другая Ассирия.

Помню, я очень удивилась, уже будучи взрослой, когда мне рассказали, что в России есть такой народ, ассирийцы, и представителей их диаспоры можно наблюдать в сапожных лавочках, где на дверцах пучками висят шнурки для ботинок.

Потом я узнала о них подробнее. Одним из моих любимых предметов в Институте Св. Фомы была история восточных церквей. Ассирийцы принадлежат к уникальной христианской конфессии - Ассирийской Церкви Востока (также в литературе - просто Церковь Востока, другой вариант, традиционный, но теперь уже не очень точный - несториане).

Из всех сохранившихся до наших дней церквей, образовавшихся в результате богословских споров, эта - самая древняя.
Когда-то давно, а именно в XIII веке, она окормляла самую большую территорию в мире по сравнению с другими христианскими церквами. Миссия Церкви Востока дошла до Китая. Конечно, в те времена к этой Церкви принадлежали представители самых разных этносов, но теперь это только ассирийцы, происходящие с территории, которая в древности принадлежала Ассирии.

На самом деле нет однозначной уверенности в том, что современные ассирийцы - прямые потомки тех самых, что с барельефов. Их кровь наверняка течет в жилах наших современников, но вряд ли она преобладает. На территории Плодородного Полумесяца народы постоянно мигрировали и смешивались между собой.

В Москве есть ассирийская церковь Мат Марьям (Пресвятой Девы Марии) на Дубровке. Интересно, что это копия церкви в Багдаде, которая в 2007 году была разрушена.
В 2012 году я попала в Мат Марьям: пришла делать задание по курсу "Новые религиозные движения". Движения-то новые, но задание было сходить в любую религиозную общину Москвы, посмотреть, что там и как, а потом сделать доклад по этим материалам. Я выбрала Церковь Востока. Полгода спустя мы пришли туда уже всей группой на религиоведческую практику.

Тогда произошло странное. Накануне я читала книгу Доминика Шарпена "Чтение и письмо в Вавилонии". Там был вот такой барельеф:
FRhvXczialU.jpg


Хотите верьте, хотите нет, но вдруг я увидела, как рядом со мной остановились два старика - мало того, что они в профиль в точности походили на этих писцов, так еще и остановились в тех же позициях. Только табличек и окладистой бороды им не хватало.

На самом деле ничего мистического. Мой мозг, подготовленный чтением Шарпена, просто вычленил из реальности определенный кадр. А так - какие только положения люди не занимают в пространстве.

Зато стало почти понятно, почему англичане, познакомившиеся с современными ассирийцами в XIX веке, назвали их по-европейски именно так: из-за этнотипического сходства. На барельефах изображены ассирийцы - ну вот же они, точно, все сходится!
Современные ассирийцы, кстати, разделяют версию англичан о своем происхождении: в декоре учреждений, принадлежащих диаспоре, часто используют и клинопись, и крылатых быков. И можно встретить ассириек по имени Нинэв - Ниневия, столица империи.

А материалы моей полевой практики в приходе Мат Марьям стали основой не только зачетного задания, но и статьи для справочника "Религии Московского региона".
 
Последнее редактирование:
Гейнсборо в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вчера была на выставке английского художника Томаса Гейнсборо. Когда-то я писала, что у англичан нет художников такого же высокого уровня, как в континентальной Европе. Есть такое мнение. Но за себя я должна взять свои слова назад.

Дело на самом деле не в том, чтобы сравнивать английскую живопись с континентальной и решать, что лучше. Дело в том, что английская живопись - просто другая, ее можно лишь сопоставлять с искусством остальной Европы, отмечая, не кто лучше, а кто хуже, а в чем эти традиции различаются.

У англичан и музыка совсем другая. Но о музыке вообще и английской в частности когда-нибудь напишу отдельные посты. Хотя на выставке Гейнсборо без нее тоже не обошлось.

Выставка впечатлила. В ней участвует много музеев, в том числе дом-музей художника в Саффолке, до которого мало кто из нас когда-нибудь доберется, да и вряд ли все британские любители искусства туда поедут. Так что если есть возможность, не пропускайте. Представлены некоторые работы предшественников и современников художника.

С Гейнсборо я впервые познакомилась еще в школе по репродукциям в учебнике. В старших классах на уроках английского мы разбирали в том числе и живопись - композицию, цветовую гамму, сюжеты.
tWL7k9cpxqQ.jpg

"Утренняя прогулка"

tV5rgmT2Y6c.jpg

"Портрет мистера и миссис Эндрюс"

У миссис Эндрюс руках вроде как должен быть подстреленный фазан, но он не дописан, не помню почему. Этих двух картин на выставке нет.

Зато есть много чего другого. Кроме живописи представлена графика, в основном наброски графитом, мелом и углем на тонированной бумаге, есть две маленькие картины маслом на стекле, с подсветкой:
1VA3ZRJfI-Q.jpg

"Лунный лесной пейзаж с прудом и фигурой у двери"

Эта техника позволяет добиться эффекта правдоподобного лунного света, который трудно передать на холсте.

Есть даже фигурка лошади, старой и больной, с плохими ногами и сильно перепавшей, из раскрашенного гипса.

Официальным лицом выставки стал портрет Томаса Хибберта:

bRHL7eWwYbY.jpg


Важно, что на этикетках ко многим портретам были написаны краткие биографии изображенных лиц. Хибберт сделал карьеру на Ямайке, потом вернулся в Англию и вступил в права наследования поместьем. Никакого титула у него нет, значит, это джентри. Такой типичный, о котором можно было бы сказать "Как небо титаны, Державу держали", хотя оригинал - про другую страну.

Цвет его сюртука называется вермель (даже с погрешностью цветопередачи) - это не тот красный, который для нас базовый. Это национальный английский оттенок, цвет британского мундира тех лет, тот самый цвет, по которому англичан должны были узнавать на поле боя.
А внешне этот джентльмен, как оказалось, похож на врага, который никогда не дает мне расслабиться. Хотя мой одет по-современному.

Отдельная тема - Гейнсборо и музыка. Оказывается, художник на каких только инструментах не играл. На представленных картинах можно найти педальную арфу, виолу-да-гамба, какую-то флейту, а вообще художник изображал своих героев с самыми разными инструментами той эпохи.

QhjXPYnzPx8.jpg

"Портрет Энн Форд"
Этой картины на выставке не было, был ее эскиз. Кажется, на эскизе все-таки гитара (барочная?), а в итоговом варианте мандолина (? - сын сказал, это балалайка), еще на заднем плане, возможно, виола-да-гамба.

В каталоге есть большая статья на тему "Гейнсборо и музыка", что для меня оказалось приятной неожиданностью.

Другие картины можно посмотреть здесь: http://www.visit-city.com/exhibitions/gainsborough/
 
Последнее редактирование:
Сверху