Как и
обещала, расскажу про самый экстремальный экстрим в моей, в общем-то довольно спокойной, жизни нелюбителя адреналина и вотэтоговотвсего
Картинки сделаны на ходу и из окна автобуса, заранее прошу прощения за качество.
Это Которская бухта, самый южный фьорд Европы, и Котор.
Котор, ещё со времен Византии бывший важнейшим портом и торговым центром этой части побережья, отделен от исторической столицы Черногории, Цетине, горным массивом Ловчен (высота около 1700 м). Чтобы соединить оба города, в 19 веке, во времена Австро-Венгрии, была проложена горная дорога через перевал Ловчен. Строилась дорога для осликов и гужевого транспорта, потому она очень узкая.
Представьте себе стандартную автомобильную полосу. Теперь изогните ее примерно такой загогулиной:
Или даже немного покруче, на снимке - нижняя часть серпантина, самая пологая и широкая. Представили?
Теперь поднимите получившуюся загогулину на высоту в 1000 метров...
Для тех, кто не представляет себе высоту в километр, ориентир: первая фотография была сделана с высоты всего лишь около 500 метров.
Фотографии с верхней точки перевала у меня получились довольно невнятные, все было в плотной дымке. В Википедии нашлась
вот такая картинка. Высота, в общем, впечатляющая.
С одного края нашей загогулины - гора, как и положено, а с другого - каменные плиты высотой по колено.
Теперь половину плит частично разрушаем, все-таки с 19 века эти плиты не обновляли. А вторую половину - убираем. Совсем. С высоты в километр далеко внизу виднеются горные хребты, цепляющиеся за них облака, внизу едва различимые деревушки и море... в общем, красота неимоверная, аж дух захватывает. И нас от этой красоты отделяют всего лишь редкие кустики травы.
Теперь представьте себе обычный экскурсионный автобус. Он совсем ненамного уже нашей дороги в стандартную автомобильную полосу. А поворачивая, так вообще еле вписывается в изгиб дороги.
При этом (та-даам!) движение на этой дороге - двухстороннее. И навстречу нашему автобусу попадаются не только легковушки, но и другие автобусы.
Разъезжаются они - я каждый раз думала, что не разъедутся - каким-то чудом, используя нечастые расширения дороги и даже заезжая на гору колесом (какая-то обочина там есть, но ее еле-еле хватает).
Так вот, все это еще не экстрим, экстрим наступил тогда, когда два автобуса попытались разъехаться на одном из поворотов, в узкой части дороги, как раз на участке, где плит-заграждений не было...
На этом месте слова для описания ощущений у меня заканчиваются. Половина людей в нашем автобусе молилась, хваталась за сердце и просила выпустить их из автобуса, вторая половина - радовалась, что мы не во встречном, потому что со стороны пропасти был он.
Ему приходилось колесом нависать над пропастью, а люди в нем бились в истерике. Какую-то женщину даже выводили, ей стало плохо.
Надписи auto šlep (авто шлёп), встречающиеся то тут, то там на участках, где плиты заканчивались, только добавляют штрихов в картинки, так красиво рисующиеся в голове.
Самый мощный приступ адреналина я получила, когда наш автобус, снявшись с ручника, меееедленно так поехал задом прямо вниз с горочки, в обрыв... Вид вниз отменный, обратите внимание на снимке выше
Сразу понятно, что это не в кюветик придорожный, а лететь далеко и без шансов.
Затормозил он, казалось, буквально за несколько сантиметров до края.
В итоге, конечно, разъехались, водители этих автобусов - мастера высшей категории и каждый из этих 26 поворотов знают наизусть, но я очень рада, что обратно мы возвращались по другой дороге, совсем не экстремальной новой трассе через Будву.
А вот вид от Тиватского аэропорта на этот самый хребет, для полноты картинки. Самые глазастые смогут в центре снимка разглядеть черточки нижней части перевала.
О, нашла картинку в интернете - вот такие повороты: