Mormyshka, а как в этом плане устроено британское школьное образование? Насколько там критично, например, выбрать профильные предметы пораньше? Как там обычно родители с детьми - борются и двигают или спускают на самотек и развивают софтскиллы?
Там достаточно солидная и консервативная система. Что во времена 60х, что сейчас, примерно одно и тоже. Все очень разумно с точки зрения социальных лифтов, бесплатности, качества и "каждому своё", а главное, что от родителей нужна только форма, все остальное государство гарантирует. Правда, это в хорошем районе Лондона. Может, в 70 км тоже похуже будет.
До 13 лет все ходят в одну школу, ближайшую. Дальше уже по оценкам разбирают в разные школы.
Они рядом, но получше-похуже. Если балбес, то идешь уже по другому пути. Мои знакомые все шли кратчайшим.
В 16 лет вме сдают GCSE экзамены. Есть обязательные, есть по выбору. Чем больше их будет, тем лучше. Тот, кто хочет в университет быстрее, идет в 12-13 forms, где готовят углубленно к экзаменам А-levels. Можно набрать несколько предметов, но если GCSE сдал плохо или не сдал, то много предметов изучать не дадут, пока не пересдашь GCSE.
Можно пойти более длинным путем, через техникумы - это имеет смысл, если избрал медицину, искусство или что-то еще, где нужна практика, а не теория. Потом с этим можно также пойти в университеты и магистратуры, но не во все.
Все от ВУЗа к ВУЗу индивидуально. Кто-то требует, чтобы предметы GCSE и А-levels совпадали (т.е. требуют определиться к 16 годам), и определенные баллы на них, а кто-то таких условий не ставит, и набор можно поменять. Там еще есть и такие требования, как рекомендации школы или учителей.... т.е., могут и не дать в школе рекомендацию.
Насколько я помню, в наборе экщаменов у наших должен был быть как минимум один древний ящык, один современный иностранный, математика, английский и что-то еще, не помню, на что-то типа математики-информатики.
Т.е, древние языки там в школе еще изучают, латынь и греческий у наших, плюс русский и французский (сдавать нужно один такой и один такой). В школах попроще, может, и без древних было бы.
И это всё бесплатно. Учебники онлайн, доступ к библиотекам, льготы на проезд. От родителей нужны только форма и, наверное, какие-то тетради.
Удивительно, что читаешь воспоминания Кита Ричардса, он, получается, в конце 50х заканчивал, и там всё то же описывается, те же рекомендации от школы для поступления. Стабильная, всех устраивающая система.
На уроках музыки в обычной школе наши знакомые учились играть один на скрипке, другой на флейте. До сих пор играют. На рисовании, как я поняла, рисунок, скульптура, какие-то основы композиции. Т.е., не описательный курс, как у нас, а что-то прямо конкретное делают. Все эти наши поделки-рисунки домашние они там в школе делают на более профессиональном уровне как бы. Например, какой-то редизайн плохого участка соседней улицы показать (не одно-два занятия, а проект). Т.е., это не домашние мучения родителей с презентациями, а конкретный макет улицы из папье-маше. Потом тебя в арт-колледж порекомендуют. Как-то так.
А родителей не трогают. Они спокойно деньги зарабатывают. Утром младших отводят в старый детский сад, там их позже централизованно отправляют в школу, есть волонтёры, если через дороги надо переходить. Не удивительно, что там 2-3 ребенка норма. Школа не обременительна для родителей от слова совсем. Ни медсправок, ни формы 63 по прививкам, ничего. Одна справка, что налог в этом районе платишь. Помню, как мы медкарту для сада и школы оформляли, семь врачей, работающих с 9 до 17ти, отпуск брать надо было, и еще из псих и тубдиспансера справки, в 3 и 7 лет. Там это никого не интересует вообще.