Орловец из Бессарабии. Жить нужно на Юге! "Замыкая круг..."

@Ourman , а я знала! Хотя многое нам в школе не рассказывали и моя подруга (из небольшого райцентра в Башкирии, приехавшая в Одессу в 17 лет) очень обижается, когда я говорю: "Как жаль, что нам это не рассказывали!" (всякие "это").
- Как ты можешь так говорить! Нам рассказывали!
Ещё позже расскажу о школе и учителях. Пока я читаю и слушаю, читаю и слушаю - свет в последнее время выключают редко, вот и пользуюсь благами цивилизации. Когда со светом был "Ужас!", больше внимания уделяла своему дневнику: "Успеть бы рассказать. пока есть возможность!".
Теперь расслабилась.
 
Из церкви поблизости разносится праздничный звон - Сретение.
Кто отмечает - поздравляю!
У нас в церкви звон живой, не в записи.
Будем наблюдать сегодня погоду и предсказывать, какая будет в этом году весна?
@Эгоистка любезно выложила фото работ А.Токарева, которые мне не удалось найти в своих запасниках, вот здесь:
Я рада, что фотография старенькой металлической чайницы нашла такой отклик и у других тоже хранятся такие!
Цена на моей - 14 копеек - столько стоила буханка ("кирпичик") ржаного хлеба "Московский" ("Бородинский" был дороже, потому что его делали с тмином, а потом - с кориандром). И столько же стоила пачка моих любимых ржаных хлебцев, хрустящих и воздушных.
"И кому оно всё мешало?" (с).
Раньше я читала у Паустовского, как он любил рассматривать, лёжа на пляже, осколки черепицы и т.п., а теперь стала его понимать.
 
Обещала рассказать, как немецкий язык помог мне научиться правильно говорить по-русски. Оказывается, папа, хотя и русский-русский, но, как уроженец Калужской области, произносил "Г" мягко (если верить статье в интернете, то южнорусское произношение распространяется и на Калужскую область). Мама, из Краснодарского края, да со множеством украиноязычных родственников, тоже так говорила.
Недолго я ходила в детский сад (была "несАдовским" ребёнком, часто болела, а больничными на детей мамочек тогда не баловали: 3 дня - и на работу!), но помню, с каким удовольствием мы играли в игру:
- Гуси-гуси! (говорит воспитательница)
- Га-га-га! (это мы все, хором)
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Потом было, что "Серый волк под горой не пускает нас домой" и "Летите, как хотите, только крылья берегите!" - и все бегут к назначенному месту, а ребёнок, назначенный "волком", пытается кого-нибудь поймать.
Не учили нас, как правильно говорить.
И всю начальную школу, 4 класса, - тоже.
И начался у нас в 5-м классе немецкий язык! И оказалось, что там без твёрдого "Г" - никак!
Я дома упорно тренировалась - и у меня получилось!
Но по-русски-то говорила, как всегда.
И вот "любимая" учительница, которая на первом же своём уроке поставила меня в угол, вызывает меня рассказывать наизусть стихотворение. Я спокойно начинаю:
- Звёзды меркнут и гаснут...
- Стоп, стоп! Как ты говоришь?
- моё немое недоумение
- Что это за "Г" такое?! Надо - и произносит твёрдое "Г".
Хоть убейте, не помню, получилось ли это у меня тут же, когда поправляли перед классом, или пришлось дома тренироваться... Но научилась!
Вспомнила, как нормально у меня получается в немецком языке - и стала воспроизводить это произношение в русском. Иначе вообще бы не могла понять, чего от меня хотят.
 
Вот так вот: можно к 5-му классу перечитать всего Пушкина, бОльшую часть произведений Тургенева, Чехова, а из-за произношения стоять и краснеть...
Потом уже думала, что учительница могла это как-то иначе подать: спросить ещё у нескольких. как они произносят непривычный звук, да и поправить всех, но...
Сейчас уже думаю, что учительница с фамилией "Мороз" (её ли это фамилия, или по мужу) могла бы отнестись с бОльшим пониманием и не унижать.
И ещё о русской литературе и Пушкине, уже в 8-м классе: "проходим" "Евгения Онегина". Мне всего лишь надо было возобновить его в памяти, т.к. давно был читан и перечитан, я уверена, что всё знаю, и тут меня поднимает эта учительница и задаёт вопрос:
- Какое качество Евгения проявилось в его поступке с письмом Татьяны?
Я в недоумении, т.к. никаких особых душевных качеств тут не увидела. Чёрствость? - Нет, он не обязан в неё влюбиться только потому, что она в него влюбилась .
Молчу.
Руку тянет другая девочка - знает ответ!
Её поднимают:
- В этом проявилось его благородство, потому что он мог бы её скомпрометировать, а не стал этого делать!
Ответ правильный, я в шоке: благородством сочла бы какие-то особые качества, а не скомпрометировать девушку - в моих глазах было нормой для любого нормального человека.
Дома открываю учебник, где были "разборы" всех произведений, которые мы "проходили": точно! Слово в слово о благородстве!
Смешно.
Я до сих пор остаюсь при своём мнении, что это - обычный поступок нормального человека, не подлеца.
 
Ответ правильный, я в шоке: благородством сочла бы какие-то особые качества, а не скомпрометировать девушку - в моих глазах было нормой для любого нормального человека.
Дома открываю учебник, где были "разборы" всех произведений, которые мы "проходили": точно! Слово в слово о благородстве!
Смешно.
Я до сих пор остаюсь при своём мнении, что это - обычный поступок нормального человека, не подлеца.
Вот помню, что в школе достаточно быстро поняла, что на уроках русского и литературы хотят не мнения учеников, а то, что положено говорить. Ну... это же даже легче, чем мнение - пересказал что услышал/прочитал - и молодец ;)
По поводу благородства - могу защитить эту точку зрения в принципе - ведь благородство это что такое по сути - воспитание+представление о чести и нравственности. Тут Вы тоже посмотрели на происходящее со своего советского времени и норм, когда всем в равной степени прививались похожие ценности, а "кто не с нами - тот против нас". А ведь раньше воспитание и понятие о чести давали именно людям из хороших родов, не простолюдинам. Простолюдин бы, не испытывая чувств к девушке - высмеял ее, воспитанный, но не благородный человек мог бы воспользоваться такой слабостью в своих целях, а воспитанный человек с чувством внутреннего достоинства - пожалел, проявил благородство, позаботился о ее, фактически, положении в обществе - вот и все.
 
Вот помню, что в школе достаточно быстро поняла, что на уроках русского и литературы хотят не мнения учеников, а то, что положено говорить.
А в моей школе наоборот - ценилось именно личное мнение. Помню мне поставили пятёрку за сочинение. Общая тема было про войну. Но я не читала книг про войну, поэтому честно написала, что не люблю эту тему, а люблю книги про животных и написала большое сочинение на тему Дарелла и Лоренца. Хотя меня конечно пятёрка за это сочинение, мягко говоря, удивила (наверно не только меня).
 
Вот мой брат учился в такой школе (с 8-го класса), где ценилось личное мнение - одна такая была на весь город. С углублённым знанием разных предметов: физический класс, математический, биологический и т.д. Родители хотели, чтобы я туда поступила - набирали с 8-го класса, я отказалась, смогла объяснить, что мне будет тяжело в новом коллективе. При этой школе даже было общежитие для способных учеников со всей области.
 
(с 8-го класса),, где ценилось личное мнение - одна такая была на весь город.
Ну да, моё сочинение было в 9-м классе. В младших личное мнение не спрашивали, вбивали знания вне контекста мнения. )) Хотя шаблоны в сочинениях в средних классах не приветствовались и высоко не оценивались. Кстати учителя всегда видели, когда домашние задания (сочинения) за учеников писали родители - кто-то принимал, а кто-то нет. Даже высказывание помню - "Если ещё раз принесёшь сочинение папы, оставлю после уроков переписывать заново". Лично мне сочинения легко давались - всё что по программе читала, а мыслительными способностями обделена не была.
И я бы сказала, что всё зависело от конкретного учителя, сама система образования допускала и шаблоны и творческий подход..
 
Не, у нас родители за детей не писали! Математику могли решать.
Сижу и наслаждаюсь тем, что есть свет - читаю-читаю всякие новости в интернете.
Надо будет об учителях докончить рассказ и о репетиторах рассказать!
Была сегодня у коня: его при мне работали - и порысил на корде, и бороновал "бочку", даже клали большой камень-ракушечник на борону. Пока работа идёт на пользу: добавились мышцы на груди и на спине.
Погода мерзковатая, я даже не переодевалась на ипподроме.
 
Не, у нас родители за детей не писали! Математику могли решать.
И сочинения писали, и математику решали, и черчение чертили, и карты контурные раскрашивали. Я с 1-го по 8-й класс училась во французской спецшколе, у нас были ученики, скажем там, с непростыми родителями но тем не менее оболтусы. Однако раньше было так - не вытягиваешь без хотя бы троек - идёшь в обычную школу. Поэтому - этим детям было пофиг, а вот родители старались. И очень хорошо помню "классовость" в школе. У детей "непростых" родителей был свой кружок, у детей родителей попроще - свой, и эти кружки не пересекались - была такая чопорность в отношениях. Вот кто комфортно чувствовал себя везде, всегда и со всеми - это паренёк из рабочей семьи - троечник, но заводной весельчак, очень лёгкий в общении. Правда проучился у нас не долго.
 
Как интересно про "классовость" - и в моей школе все были равны (по самоощущению и по восприятию других), и у брата, где учились "избранные". То, что с ними вместе учились дети из сельской местности, подчёркивало, что их отобрали по способностям, а не по происхождению.
Родители вообще не появлялись, кроме как на собраниях, где отсиживали формально, ничего не принимая близко к сердцу.
Вот нанять репетиторов в 10 классе - это да, тут родители брались за дело горячо. Но чисто по-деловому, без эмоций и соревновательности с другими.
 
Как интересно про "классовость" - и в моей школе все были равны (по самоощущению и по восприятию других), и у брата, где учились "избранные".
Самоощущение и восприятие у нас тоже было как "все равны", просто кружки эти были и жили каждый своей жизнью. Это не некая ущербность или "индийская кастовость" - это как "кружки по интересам" но по принципу "происхождения", без каких либо понтов и прочего, что было нормой в 90-е у "крутых". Я не помню почему так и не знаю как было в других классах (с девочкой очень непростых родителей из другого класса дружила без напряга, даже дома у них бывала, с этой девочкой у меня и конные воспоминания есть). Наверно всё пошло от нашей первой училки - очень строгая и вычурная дама была - какая-то "старорежимница" - била нас указкой по рукам только в путь. И директриса ей под стать - такая же чопорная, ещё и старая, возможно бывшая дворянка. Именно эта директриса завела такой порядок - отбирать учеников "по происхождению", из рабочих семей в эту школу попасть было невозможно - она в первую очередь смотрела на родителей. У нас учились дети министров, замов и всяких там высоких чиновников. Насколько я помню, именно она добилась статуса спец-школы. Потом директрису сменил другой директор - мужик, помладше, тогда с учениками стали попроще - больше смотрели на способности. Хотя "высоким" родителям, естественно, не отказывали в любом случае.
Родители вообще не появлялись, кроме как на собраниях, где отсиживали формально, ничего не принимая близко к сердцу.
У нас родители тоже появлялись крайне редко, всё работало без них. Бывали какие-то ЧП, тогда вызывались родители (но это было на уровне "кары небесной"). Все очень боялись вызова родителей.
 
Мне повезло с учителями в школе.Но,может,только первую половину первого класса не повезло - была очень злая пожилая татарка,которая била нас указкой,линейкой и могла за волосы оттаскать.Но её быстро уволили после жалоб родителей и пришла очень хорошая молодая учительница.Русский и литературу преподавала тоже достаточно молодая учительница Ирина Андреевна Риц(она потом,в 90-х,уехала на ПМЖ в Израиль).Она была заинтересована в нашем личном мнении,умела увлечь даже самых нечитающих,великолепно владела старославянским,на каникулах работала экскурсоводом по всяческим древним святыням.Помню,она мне тоже поставила 5 за сочинение,которое я даже не писала.Было 3 темы на выбор,но ни одна не была мне интересна,а пыжиться и выдавливать из себя какую-нибудь "правильную чушь" мне не хотелось.Я ей об этом прямо сказала,она мне поставила 5.Немецкий преподавала учительница,которая работала переводчицей много на каких крупных мероприятиях,включая Олимпиаду-80.Мы много чего читали помимо программы - Гёте,Шиллера,слушали музыку немецких композиторов.К нам приезжали дети из ГДР,у нас была сильная организация советско-немецкой дружбы.В 9-м классе мы должны были ехать в Берлин с ответным визитом.Но тут нашу школу сделали 8-милеткой и всё((( Кто хотел учиться дальше,тех перевели в соседнюю школу.По сравнению с нашей,это был адище...Директриса делила детей на касты,поощряла доносы,унижала учеников и родителей,была явно невменько(что потом и подтвердилось,но несколько лет она успела попить крови у всех).Литературу нам преподавала тётка,которая считала дебилами всех,кто не разделяет её симпатии в литературе.Если ты читаешь Стругацких - ты дебил,а если Евтушенко - ты молодец.А я ж привыкла к другому преподаванию,поэтому молчать не могла)))Немка вообще была училкой продлёнки,мы ей нафиг не сдались,поэтому немецкий из интересного урока превратился в тупое штудирование учебника.Ещё она плевалась,когда старательно пыталась произносить немецкие фразы,и сидеть на первых партах было невозможно))) Поэтому 9 и 10 классы я,в общей сложности,посещала школу 2/3 учебного года.На всё остальное время я на маминой печатной машинке печатала на фирменных бланках Ленфильма справки себе и подруге о том,что мы заняты с лошадьми на съёмках.8 классов я окончила на "отлично" по всем предметам,а 10 класс получился даже с парой "троек",но это были "тройки"по идейным расхождениям,за дерзость иметь своё мнение)))
 
.К нам приезжали дети из ГДР,
А к нам приезжали из французского Лиона. А наши ездили туда по обмену. Правда кто именно - осталось за кадром. Во всяком случае мою школьную подружку - отличницу с золотой (впоследствии) медалью, лучше которой в нашем классе французский не знал ни кто, но из "от родителей попроще", во Францию не взяли. Всё таки брежневские времена - времена блата, как ни крути, хоть и советское время было, как бы...
 
вызывает меня рассказывать наизусть стихотворение
у меня бабушка, мамина мама, живя на Украине, хоть и русская, конечно, в детстве тоже "г" произносила на южный манер. Учительница по русскому её отругала, и бабушка дома долго готовилась, чтобы рассказать наизусть басню Крылова. Натренировалась чеканить твёрдую "г", вышла к доске... а стихотворение начиналось так:
"С горшками шел обоз..." После взрывного "г" в слове "горшки" класс зашелся хохотом, не дали дорассказать..

Мама, тоже учившись на Украине, в начальных классах поспорила с учительницей русского: учительница уверяла, что слова "мышь" нет, а правильно говорить "мЫша". Маму довела до слез, но всё же пришлось позвать завуча, которая подтвердила, что по русски будет"мышь".

А вот кто добился больше всех в жизни и был профессором русской словесности - это бабушка украинка. Конечно, в универе она разговаривала как правильно, а дома вовсю "гэкала", так ей было привычнее.
 
У нас в брежневские времена в школах не было блата, но было всеобщее равнодушие и формализм и позиция: "Тебе что - больше всех надо?".
Я постоянно читала газету "Комсомольская правда" (тогда это была идейная газета, а не "жёлтая пресса") и думала, как в миниатюре Жванецкого: "Эх, везде жизнь кипит и только у нас - застой."
Зато теперь часто, при острой полемике в интернете, думаю: "И чего так кипятятся? Им что - больше всех надо?".
Свет сегодня пока что выключили на полтора часа. с 16.30 до 18 час. Уже настроилась пойти прилечь - и вот!
Об учителях: первая учительница, Капитолина Алексеевна - к ней одна претензия у меня: 2-х ребят в классе не "травили", но "подтравливали", надо бы ей было это пресекать.
Классная руководительница с 5-го по 7-й класс - Гомберг Раиса Матвеевна, преподаватель биологии. Ничем особо не выделялась, а теперь я понимаю, что она мастерски справлялась с детьми в таком трудном возрасте: уже не дети, но ещё и не подростки. Она так прямо и говорила: "Самый трудный возраст - 11 лет. Это "ослячий возраст" ". Т.к. она говорила "ослячий", а не "ослиный", то получалось в шутку и мы не обижались. Но и в самом деле были какие-то невменяемые. Буйные по-детски, а шума много, как от больших. Справлялась без скандалов и крутых мер.
Классный руководитель в 8-10 классах - преподаватель математики Александр Семёнович Арбер. Был предпенсионного возраста (лет 55). Зная его возраст, считали его старым, но при его экспансивном характере терялись от несоответствия его живости нашим представлениям о старости. Его любили за то, что не был вредным, максимум, что позволял себе: "Не думай, что кто-то дурнее тебя!" (вместо "Не думай, что ты самый умный!" - разница есть, по-моему). А его открытость и увлечённость своим предметом нравилась. В математическом кабинете у него были сделаны плоские фанерные ящики (сейчас бы их назвали лайт-боксы?), они висели на стенах и когда он включал свет в одном из ящиков, появлялась составленная из светящихся просверленных точек та или иная математическая кривая. Чего только не было! И параболы (квадратная и кубическая), и синусоиды, и тангенсы.
 
Последнее редактирование:
Внешне он был похож на Луи де Фюнеса, а тогда фильмы о Фантомасе "гремели".
Ура! У нас есть свой комиссар Жюв!
Но не с таким крючковатым носом, как у Луи де Фюнеса.
Т.к. за экспансивность его до того прозвали Александром Македонским (сокращённо - "Макет"), то тут прозвали и "патроном".
Поэтому о его светящихся графиках ходил анекдот: якобы какой-то ученик подошёл к нему и сказал: "Я сделал макет и вкрутил в него патрон". Понятно, что выдумка, но нам она казалась дерзкой(!) выдумкой.
Он знал о своих прозвищах и как-то, обращаясь к нам с чем-то как классный руководитель, сказал: "Я же ваш шеф, ваш патрон" - класс был в восторге!
Жаль, недолго он прожил - слышала, что умер вскоре после выхода на пенсию.
 
Формализм и застой в нашей школе исчез с появлением Дэвида Григорьевича Таужнянского, о нём я рассказывала.
Так, отвлекусь на домашние дела, а то ещё есть что рассказать об учителях - нельзя так много сразу.
Дала по Д.Г.Т. поиск - есть ссылки, и не одна. Вот краткая:
 
Поискала ещё информацию про Дэвида Григорьевича, узнала, что он умер в январе 2020 г. в Нью-Йорке.
 
Отвлечёмся от учителей, покажу фото с последней экскурсии в районе ж.д.вокзала.
Переулок возле трамвайного депо №1 и трамвайно-троллейбусного управления:

IMG_5487.JPG


Почему "Ватманский"? Когда в Одессе появились трамваи, вагоновожатых называли "ватман".
Здания депо очень интересные, но в этот раз их не снимала, надо искать.
Зато вот такой шедевр конструктивизма - здание фабрики-кухни, построенное ещё в 30-е годы, изуродованное перестройками, но исправно работавшее и как фабрика кулинарии, и по выпечке тортов, и как ресторан (и сейчас ещё работает):

IMG_5485.JPG


IMG_5488.JPG


IMG_5491.JPG
 
Сверху