Анна Дорофеева
Очень внимательно прочитала статью Мартьяновой В.В. «Лошадь для выездки». Интересно было узнать мнение человека с одной стороны зоотехника, с другой – тренера по выездке и судьи, посещающей семинары иностранных специалистов.
Однако, к сожалению, выяснилось, что статья представляет собой набор общих и общеизвестных фраз о том, что коннозаводчики должны совершенствовать качества своих лошадей путём отбора.
В первом же абзаце автор информирует, что настало время, когда основной целью разведения стал спорт. Мысль не новая и вроде как являющаяся аксиомой с середины ХХ века. Вспоминать успехи наших всадников в мировой выездке ХХ века сегодня не модно, требования нынче новые, раньше ведь такие качества как гибкость, эластичность, баланс, судя по статье, были не в почёте, а вот сейчас они стали нужны. Да, стоит сказать о новом требовании к выездковой лошади – «асинхронном расщеплении», жаль, что данное словосочетание не разъясняется, но звучит устрашающе.
Довольно заманчиво нам обещают рекомендации для лошади, которая может стать «чемпионом мира»! Однако, всё сводится к перечислению всё тех же требований, с добавлением возможности лошади двигаться «вперёд и вверх», с лёгкостью выполняя все элементы.
Далее начинается самое интересное. Автор предлагает коневодам создать «модель лошади-атлета», отображающую «весь комплекс необходимых качеств для достижения успеха» и понимать «модельные характеристики» успешных спортивных лошадей. Далее опять про модель, соответствие, и про то, что качества эти должны быть научно обоснованы, а целесообразность требований доказана. Кто это будет делать, как это должно выглядеть – без комментариев. Приводится даже иллюстрация «пропорции лошади», правда текста к нет и не понятно та ли это искомая модель, насколько она соответствует идеалу выездковой лошади и давно ли «квадрат» стал желателен.
Ради объективности надо сказать, что имеется ещё иллюстрация «Баланс лошади в зависимости от экстерьера», которая содержит 4 картинки, подписанные по-английски, и обозначающие видимо перестроенность и другие особенности строения. Что хорошо, что плохо, к какой картинке надо стремиться не объясняется.
Третья картинка «позитивная асинхронность» также не проливает свет ни на значение термина, ни на пользу её для будущей модели.
Видимо, чтобы сильнее наукообразить рекомендации, автор предлагает приложить к модели «перечень задач», выполняемых выездковой лошадью и «реконструкцию действий для достижения цели». К сожалению, более подробных разъяснений не следует. Может, на первом этапе, коннозаводчики должны выяснить сильны ли нагрузки на путовые и скакательные суставы при пируэтах, пассаже и др. элементах? Слово «реконструкция» дословно обозначает «процесс изменения устаревших объектов, с целью придания новых свойств в будущем» и видимо призывает изменить некие действия, о которых тоже ничего не говориться, как и о том на какие действия их менять.
Далее, по тексту обещана информация о качествах аллюров современной лошади, но выясняется, что это по-прежнему ритм, эластичность, равновесие, лёгкость и т.д. по списку. Конечно, при многократном повторении, возможно, что-то и осядет в головах коннозаводчиков.
В завершении статьи автор напоминает про важность отбора, ориентированного на результаты самых успешных лошадей мира. Правда сильно удивило, что у Валегро автор из всех его достоинств отметил атлетичность и хороший характер. Тотилас – мировая звезда, никто не спорит, но нельзя же не интересоваться полемикой, которая лет как 15 идёт между Германией и Голландией из-за применения запрещённых методов воздействия на лошадь.
Заканчивает автор статью высказыванием шейха Заки Амани «Каменный век закончился не потому, что закончились камни» и очередным лозунгом менять некую систему. Если применять ассоциативное мышление, то можно выйти на мысль, что конный спорт европейского уровня в России закончился потому что исчезли лошади с нужными качествами, а импорт пока не помогает. Можно это высказывание трактовать и по-другому, что лошади в стране закончились, потому что закончился конный спорт. Жаль ничего не говориться в статье о «последних из могикан» отечественного разведения – Мистере Иксе и Воске, их экстерьере, углах, балансе, горке, а также подтверждения того, что в КФХ «Тракен» достигли желательной модели, путём попадания их лошадей в руки специалистов по выездке.
Кстати, статья снабжена красивыми цветными фотографиями выездковых лошадей мира и России, при этом лошадь, рождённая в России и входящая в десятку лучших лошадей мира, показана со стороны крупа. Не очень-то «патриотично»…
Не больше ли было пользы от публикации, пусть и повторной, из прошлого опыта великих тренеров и спортсменов, наверняка они имеются в архивах журнала или переводов иностранных авторов?
PS. Сразу за этой публикацией была размещена статья аспиранта Г. Леппенен об апробации методики представления лошадей в г. Смоленске. Уникальность этого материала в том, что в нём перечислены все спонсоры и эксперты, но не упомянута ни одна лошадь, порода или племенное хозяйство-участник.
Было указано, как лошадь рассёдлывали и оценивали, но не сказано, была ли хоть одна лошадь «способная сохранять равновесие и баланс в поворотах». Становится понятно, что Г. Леппенен удобство трибун важнее, чем результаты выступлений молодых лошадей в конкуре и выездке. Создалось впечатление, что автору лошади вообще не интересны, а важна лишь публикация в журнале.
Хотелось бы пожелать нынешнему аспиранту и будущему кандидату наук в будущем анализировать информацию, делать выводы и в целях популяризации коннозаводства и конного спорта упоминать клички победителей, хозяйства их вырастившие и спортсменов, их подготовивших.