Очень много говорится в конном спорте о
качестве аллюра.Можно услышать высказывания о том, что " у этой лошади невероятно качественный галоп" или "какая некачественная рысь, всаднику стоит еще работать и работать над улучшением этого аллюра".
Чем же отличается "качественное" движение лошади от "некачественного"? :wink:
Попробуем разобраться (материалл взят из статья
http://ushakova-dressage.ru/index.php/training-horse)
Считается, что
критериями качества аллюра являются:
-равномерность и ритм,
-свобода,
-равновесие,
-каденция,
-прямолинейность,
-гармония.
Равномерность имеет отношение к способности лошади поддерживать аллюр с постоянно повторяющимися сериями постановки ног (ударов) на землю при условии двух ударов за цикл на рыси, трех на галопе или четырех на шагу.
Тут проще всего представить передвижение лошади как музыку, в такт ударов метроному. Аллюр должен быть ровным, четким, не "рваным" по ритму, без сбоев.
Равномерный аллюр показывает, что лошадь научилась удерживать равновесие под весом всадника.
Неравномерный аллюр, например, у заторапливающейся лошади, которая "частит и мельчит", у неуравновешенной лошади, делающей шаги разной длины. Также встречается у нервных лошадей, зажатых лошадей.
Свобода аллюра имеет место тогда, когда мышцы работают согласованно для поддержания равновесия и координации каждой части ее тела на каждом шаге. Тогда нет никаких препятствий в движении для сохранения равновесия или сопротивления действию рук всадника. Свобода показывает, что лошадь обучена двигаться в равновесии со своим всадником, и у нее достаточно силы двигаться еще легче. Она вновь приобрела «естественные» аллюры.
Лошадь в этом случае раскрепощена, не зажата, проводится, гибкая и легкая в управлении, движение под верхом не причиняет ей неудобств.
Равновесие заключается в способности подстроиться под вес всадника, не теряя опоры и не сбиваясь в ритма.
Чем более спокойно и неподвижно (но не напряженно) будет вести себя всадник на лошади, тем легче и быстрее она научится нести его на себе без потери равновесия.
Особенно важен поиск равновесия на молодой, тем более растущей лошади, которой непривычно подстраиваться под всадника, выполняя при этом требуемые команды.
Уравновешенная лошадь легко соглашается со всеми действиями всадника, сохраняя заданную рамку, ритм и свободу движения. Например, при просьбе сделать вольт или сгибание в шее лошадь не сбивается с равномерного аллюра, не учащает шаги, не "вваливается в руки "всаднику, не спотыкается. она также свободно, плавно и легко выполняет требуемое упражнение.
Каденция придает особое качество каждому движению аллюра благодаря выраженной эластичности сухожилий и связок, так как лошадь на каждом движении напрягает и расслабляет их свободно, без чрезмерного мышечного натяжения или скованности.
Другими словами это некая пружинистость в движении, отсутствие скованности. Лошадь не "переставляет дерганно ноги", боясь оторвать их от земли, а смело толкается вверх-вперед, сгибая суставы, без лишнего напряжения, не нервно, а плавно и размеренно.
Прямолинейность позволяет ровно нагружать конечности и использовать мышцы. Большинство лошадей более развиты с одной стороны, и почти всегда необходимо сделать несколько большее усилие в одном и том же упражнении в одном направлении по сравнению с другим, чтобы развить одинаковое мускульное усилие.
Наверное многие замечали что одно и то же плечо или принимание в одну сторону получается легче, чем в другую. Это связано как раз с прямолинейностью лошади. С тем, что она способна одинаково легко гнуться как направо, так и налево, при этом сохраняя ровность движения и ритм.
В самых запущенных случаях лошадь постоянно бочит в одну сторону или "заваливается боком" в прохождении поворотов. Как ни странно, прямолинейность вырабатывается упражнениями на сгибания лошади в одну и другую сторону, равномерном развитии ее. Когда лошадь "размята" и способна гнуться без потери равновесия она и бежать станет прямолинейнее и четче.
При развитии прямолинейности очень важно не забывать о всаднике. Основной причиной неровности многих лошадей является неровное использование мышц из-за неровного распределения веса всадника и/или неровного применения средств управления. Когда Вы сидите на лошади, Вы должны чувствовать, что Ваш вес распределен одинаково с каждой стороны спины лошади.
Гармония возникает и совершенствуется в процессе улучшения взаимопонимания между лошадью и всадником. Это взаимопонимание лошади и всадника. Всадник не мешает коню, дает четкие и грамотные команды, слыша каждое движение лошади и любое ее сопротивление по той или иной причине. А лошадь внимательно "прислушивается" ко всаднику, приятная в управлении, готовая в любой момент от легкого требования сделать нужное упражнение.
Когда со стороны не заметно действий всадника или сопротивления лошади, пара как бы "работает на уровне мысли"-это и есть "гармония" между всадников и лошадью.
Лошадь, которая движется равномерным, свободным, раскрепощенным, гармоничным аллюром с каденцией - свободна от боли и функционально здорова. Это также показывает, что всадник достиг одной из главнейших целей выездки - восстановления естественного аллюра под седлом.
Немного о повседневном))
Катя и Паша мучают посадку, работаем над увлекательным упражнением 2 через 2, 3 через3, 1 через 1. Это значит на рыси, например, два темпа встаем (едем строевой) потом два темпа сидим в седле, и так чередуем два через два.
Смысл в том, что на строевых темпах мы "ровняем" ноги-руки на место и садимся на учебные темпы в правильном сбалансированном положении. За время учебных темпов ноги-руки не успевают развалиться, потому как чтобы встать снова на строевую надо иметь должное для этого равновесие. иначе встать на строевую просто не получится (например если за учебные темпы нога уползла вперед на плечо).
Ира и Ваня готовятся к стартам. Готовятся больше морально, так как к к детским ездам мы вроде как готовы)) Уступки вполне себе приличные, из проблемных лишь переходы из средних аллюров в рабочие (но учитывая что Ваня сам подпирает это вполне объяснимо). Единственное, что может помешать этой паре выступать на отличном уровне- это нервы. Все таки первые старты всегда пугают))
Полина и Паша упрямо бьются над рысью. Осваиваем принимания, со скрипом, но все же. траверсы на шагу уже вполне себе в приличном виде, порой Паша тупит, а порой и Полина недостаточно разворачивает свой корпус в седле. На рыси траверсы чуть хуже. Плечи уже почти совершенны, что безмерно радует)
http://cs616321.vk.me/v616321043/189da/i9maa3hkon0.jpg
http://cs616321.vk.me/v616321043/189ec/cN6Acva6EQM.jpg
http://cs616321.vk.me/v616321043/18a07/zNG7T5wrbPw.jpg