А еще я в феврале побыла в музее Пушкина на Мойке, где тоже ни разу почему-то раньше не была. Хотя там тоже очень неплохая картинная галерея, но с акцентом на тематику музея, естественно. Пришла я туда ради выставки "Тропинин у Пушкина", на которую привезли некоторые картины из Музея Тропинина, из Москвы. Выставка эта маленькая и уже закончилась, но некоторые портреты показались интересными.
Больше всего заинтересовал вот этот портрет Николая Раевского, потому что в памяти сразу возникла картина Самокиша, на которой генерал Раевский в войну 1812 года увлекает за собой в атаку двух своих юных сыновей. Это вот младший из них:
Сейчас вот вычитала в Википедии, что ему было 11 лет в это время. И что, возможно, это легенда. Т.е. этот подвиг не является исторически достоверным. А этот портрет написан примерно за год до смерти. Этот человек был чуть старше сорока лет, когда умер от рожистого воспаления. Ассоциативная связь - у меня от этого же умерла прабабушка, мама бабушки со стороны отца, по дороге в эвакуацию, где-то в Средней Азии.
Но это из нашего музея портрет, а из Москвы привезли такой вот портрет Алябьева, автора многих очень известных романсов:
Наш вот такой этюд к портрету Карамзина (сам портрет в Третьяковке, и я его знаю только по репродукциям, но, по-моему, этюд очень хорош):
Из Москвы привезли графический портрет Екатерины Бакуниной работы П.Ф.Соколова (ей Пушкин посвятил стихотворение "К живописцу"):
Портретный рисунок младшего брата Пушкина, Льва, работы Орловского тоже очень понравился (эта вещь у нас живет):
Наш карандашный портрет Н.А.Полевого работы Тропинина:
Из Москвы привезли Тропининский портрет Николая Артемьевича Раевского:
Мне стало интересно, что за человек изображен, и нашлась вот такая очень необычная история его семейной жизни:
Приезжая во время отпусков из Петербурга в село Никитское (родовое имение Раевских), где жил его брат Иван, он знакомится с женой соседнего помещика А.А.Писарева - Софьей Ивановной и вскоре становится фактически ее мужем. Затем выходит в отставку и с согласия Писарева, давшего полную свободу своей жене, поселяется в его доме в селе Орловка, расположенном наискосок от Никитского на противоположном (правом) берегу Дона.
Естественный выход из этого положения — развод в те годы был практически невозможен. В результате этой связи все дети Софьи Ивановны и ее незаконного мужа Раевского в метриках были записаны Писаревыми, и таковыми остались их потомки. Будучи взрослыми, дети отлично знали, кто их настоящий отец, тем более что после смерти своего законного мужа Софья Ивановна через год вступила в законный брак с Владимиром Артемьевичем, но «законных» детей Раевских у нее уже не было
И еще из Москвы привезли вот такой портрет работы Тропинина - "Старик ямщик, опирающийся на кнутовище":