Произведение, сильно повлиявшее на мои взгляды на ...

  • Автор темы Автор темы Primary
  • Дата начала Дата начала

Primary

Новичок
Вот придумалась по дороге домой с работы такая темка.
Проразмышляла всю дорогу. :) Оказывается, есть над чем подумать...

Имеются в виду литературные произведения (или авторы в целом).
Это не обязательно могут быть шедевры, они даже не могут быть в числе любимых.

Стихи можно приводить целиком, не только названия.
Возможны вопросы и комментарии.

Вот мои примеры:

* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к любви в целом и к семейным отношениям: И.А. Гончаров, "Обыкновенная история"

* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к расизму:
Синклер Льюис, "Кингсблад, потомок королей"

* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к революции (Великой Октябрьской): как ни банально, но М.А. Булгаков, "Белая
гвардия" и "Собачье сердце"
.

* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к химии любви:
Шодерло де Локло, "Опасные связи"

* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к супружеской измене и семейным ценностям: как, опять-таки, ни банально, Л.Н. Толстой, "Анна Каренина". Отношение не практического свойства, а чисто умозрительное, так как к этим выводам я, видимо, была склонна изначально, как человек флегматичный и очень ценящий стабильность. :wink:

Я продолжу позже. 8)
 
... на мое отношение к миру в целом: "Александрийский квартет" Даррела и "Волхв" Фаулза :)
 
* Произведение, сильно повлиявшее на мое отношение к мелким проблемам в отношениях с людьми (в любой сфере):
Николай Гумилев, "Индюк":

На утре памяти неверной,
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный,
Мной обожаемый индюк.

Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года
Меня он остро презирал.

Ни шоколад, ни карамели,
Ни ананасная вода
Меня утешить не умели
В сознаньи моего стыда.

И вновь пришла беда большая,
И стыд, и горе детских лет:
Ты, обожаемая, злая,
Мне гордо отвечаешь: «Нет!»

Но всё проходит в жизни зыбкой —
Пройдет любовь, пройдет тоска,
И вспомню я тебя с улыбкой,
Как вспоминаю индюка!

Долгое время это (для краткости - последние строки) было прямо-таки моей мантрой, и очень помогало. А потом, видимо, к какой-то степени повлияло и на отношение к жизни в целом. :lol:
 
На мироощущение в целом - "Братья Карамазовы" и "Идиот" Достоевского :roll: Причем, как когда-то повлияли (особенно БК), так и продолжают. Постоянно что-то новое...и что-то оттуда. То ситуации такие складываются, то просто себя в героях узнаешь. То в одних, то в других. Иногда в некоторых ситуациях думаешь про себя "ну вот, опять достоевщина поперла" :roll: :shock:
Вроде читаю много, а такого, что могло бы "перешибить", как не было, так и нет :shock:
 
Не могу сказать, чтобы произведения искусства именно влияли на мой взгляд на жизнь. Скорей - помогали его выявлять, если каим-то образом перекликались с уже начавишими складываться мыслями или эмоцианольному настрою. Поехали :lol:.

Э.Т.А Гофман, в особенности "Повелитель Блох". Реальность нереального, являющаяся порой сильней и реальней рельности реального. Это трудно выразить словами... точнее, это мог сделать только Гофман :lol:.

"Дон Жуан" Моцарта (а также, "на волне" - Гофмана и, отчасти, А.К. Толстого, и "Человек и Сверхчеловек" Бернарда Шоу). Проблематика жизнелюбия, плещущей через край жизненной энергии - то, что по английски можно назвать словом vitality и что я затрудняюсь перевести на русский язык.

Гумилев, весь. Там настолько много всего разного, что так и не скажешь.

"Кольцо Нибелунга" Вагнера ("на волне" - обе Эдды и Геббель, последний просто за компанию). Предначертание судьбы, конфликт власти закона и власти богатства, холодная жертвенность стоицизма, искупление любовью (которое, врочем, проходит через все творчество Вагнера), и неминуемый конец, заложеный в самой идее начала, созидания.

"Похищение Быка из Куальнге". Это сложно сказать, это скорей набор ощущений. Это - некая странная гармония совершенно непривычного мира с совершенно другими правилами игры... что заставляет задуматься. Хотя бы о том, что привычные нам категории - далеко не абсолютны.

"Доктор Фаустус" Томаса Манна. В комплекте - не помню чей фильм "Чонтвари" и "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова. Хужожник и дьявол. Неминуемая расплата за счастье творчества. Что, между прочим, тоже заставляет задуматься - а так ли уж она обязательна и неминуема? Посему:

Герних Гессе, "Игра в бисер". В комплекте - не смейтесь - девятая симфония Бетховена. В особенности - финал, на слова "Оды к Радости" Шиллера. Когда это стало гимном объединенной Европы, я крайне порадовалась. Потому что она о том же самом! О чистоте духа. Об истинной цивилизлованности. О победе над смертью не путем изобретения эликсира бессмертия, а путем внутреннего принятия ее неминуемости, и именно поэтому - полного ее отрицания.

Я, пожалуй, заткнусь, потому что можно продолжать до бесконечности.

Последнее - очень любимые стихи. Которые в ранней юности помогли мне сказать то, что я интуитивно уже прекрасно знала и чувствовала. Что не все на свете можно выразить рационально. Что есть еще цвет, запах... есть пресловутое "ощущение". И что оно-то подчас и важней всего.

Ямабэ-но Акахито

В этой бухте Вака,
Лишь нахлынет прилив,
Вмиг скрывается отмель,
И тогда в камыши
Журавли улетают, крича...
 
lisa написал(а):
Последнее - очень любимые стихи. Которые в ранней юности помогли мне сказать то, что я интуитивно уже прекрасно знала и чувствовала. Что не все на свете можно выразить рационально. Что есть еще цвет, запах... есть пресловутое "ощущение". И что оно-то подчас и важней всего.

А вот об этом мне лучше всего тот же Гумилев сказал:

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Я это часто сама себе декламирую почему-то. И каждый раз мурашки по всему телу, да крупные! :D
 
А про "мироощущение в целом" - ну, это как-то слишком просто. Понятно, что все очень важные для нас, любимые книги в какой-то степени повлияли на мироощущение в цеом, помогая формировать его. Но целое ведь распадается на части, причем с любой степенью детальности.
Так я тоже про "Идиот" могу сказать - повлияло, да, просто потрясло и потрясает каждый раз. Только я про это лучше еще подумаю, что же конкретно меня зацепило больше всего. ("Братьев Карамазовых" - нет, вообще не тяну, хотя... перечитать собраться надо, может, поумнела, с девятого-то класса :lol: ).

А я вот в этом ключе поразмышляла про свое самое любимое произведение, точнее, писателя, и пришла к довольно интересному для меня выводу.

Итак, произведения, сильно повлиявшие на мое отношение к вере, точнее,к религии, и к истории. Если подробнее, то на мое отношение к собственному неверию религиям (это меня пугало) и к нелюбви (равнодушию) к истории (было стыдно):
Дж.Р.Р.Толкиен, "Властелин колец" и "Сильмариллион" - в равной степени, пожалуй.
 
Гумилев сказал. А Ямабэ-но Акахито просто взял и показал, как это делаестя.

Кстати, обожаю эти стихи Гумилева. А эти Вам нравятся (простите, убегаю, не могу искать, напишу начало по памяти) "Я счастье разбил с торжеством святотатца, и нет ни тоски, ни укора." - где про озера. А "Сон о Стокгольме"? И еще много других примерно на ту же тему... потом напишу.
 
Банальное. :) На мое отношение к себе повлияла книга Р.Баха "Иллюзии".

На оценку важности собственной персоны (о как!) повлияла книга "Мистер Льюишем и Любовь" Г.Уэллса.

Primary написал(а):
Итак, произведения, сильно повлиявшие на мое отношение к вере, точнее,к религии, и к истории. Если подробнее, то на мое отношение к собственному неверию религиям (это меня пугало) и к нелюбви (равнодушию) к истории (было стыдно):
Дж.Р.Р.Толкиен, "Властелин колец" и "Сильмариллион" - в равной степени, пожалуй.
ППКС. Кстати говоря, это распространенная ситуация...
У меня еще эти книги сформировали в какой-то степени отношение к смерти. "Зеленые берега" и прочее. Хотя, конечно, не только.
 
Primary написал(а):
А про "мироощущение в целом" - ну, это как-то слишком просто. Понятно, что все очень важные для нас, любимые книги в какой-то степени повлияли на мироощущение в целом, помогая формировать его. Но целое ведь распадается на части, причем с любой степенью детальности.

Понимаете, люди-то все разные. У Вас целое распадается на части, а у меня, наоборот, из частей складывается целое, да так, что части уже перестают иметь значение и вообще перестают быть видными:) Для меня "слишком проста" как раз формулировка данное произведение повлияло на мое отношение к...

Вот "Игра в бисер" в свое время, да и потом тоже, просто помогала мне жить, преодолевать себя и обстоятельства, смотреть на происходящее под другим углом... Но одновременно эта книга связана у меня в узел с некоторыми очень важными отношениями... и невозможно теперь сказать, что было причиной, а что - следствием. Равным образом и "Волхв", и другие книги...

И не могу я сказать, что "Доктор Живаго" Пастернака перевернул мое отношение к русской истории. Не так это. Это отношение долго формировалось... Но книга Пастернака была этапной и задала, что ли, некоторый толчок к осмыслению. Так вот как-то :roll:
 
Ой, как же я забыла! Замечательное английское детское стихотворение (пишу по памяти, ивзините если где врака):

"Не было гвоздя - подкова пропала,
Не было подковы - лошадь захромала,
Лошадь захромала - командир убит,
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого что в кузнице не было гвоздя".

Как вы думаете, о чем оно? О необходимости порядка и ответственности в любом деле, которое ты делаешь, даже маленьком? Да вовсе нет! В детстве такая нелепая и занудная мысль просто не приходит в голову. Оно - о взаимосвязи событий. О том же, о чем и рассказ Брэдбери "И грянул гром" - что маленький камушек может иногда вызвать большой камнепад. О том, что заставляет нас иногда ни с того ни с сего остановиться на дороге и начать чесать репу: куда бы это лучше повернуть - направо или налево? Вообще говоря, это не имеет никакогого значения, но вдруг от этого незначительного выбора зависит что-то очень очень важное? И как бы это почувствовать и проинтуичить?

А "Идиот", пожалуй, подтвердил мою итнуитивную догадку, что не надо бояться быть самим собой: кому надо - разглядят :wink:. Что, вообще гворя, очень помогает в жизни. Простовато, да? А все что ни скажешь - получится простовато. Поэтому, наверное, Gloria и отмалчивается :lol:.
 
lisa написал(а):
А эти Вам нравятся (простите, убегаю, не могу искать, напишу начало по памяти) "Я счастье разбил с торжеством святотатца, и нет ни тоски, ни укора." - где про озера. А "Сон о Стокгольме"? И еще много других примерно на ту же тему... потом напишу.

"Сон о Стокгольме" очень нравится, завораживает, и там мне все понятно, то есть это настроение я чувствую. Причем, по-моему, немалая часть очарования этого стихотворения - в названии этого города. Оно звучит на редкость музыкально, красиво ложится на, как бы это сказать, ... поэтическую ткань.
"Озера" - скорее нет. Вот это настроение я не ощущаю, к тому же стихотворение кажется немного перегруженным, вычурным, с избытком информации, что ли. Мне, кстати, у Гумилева все-таки не все нравится. Два приведенных мною - одни из любимых.
 
skubird написал(а):
Primary написал(а):
Итак, произведения, сильно повлиявшие на мое отношение к вере, точнее,к религии, и к истории. Если подробнее, то на мое отношение к собственному неверию религиям (это меня пугало) и к нелюбви (равнодушию) к истории (было стыдно):
Дж.Р.Р.Толкиен, "Властелин колец" и "Сильмариллион" - в равной степени, пожалуй.
ППКС. Кстати говоря, это распространенная ситуация...
У меня еще эти книги сформировали в какой-то степени отношение к смерти. "Зеленые берега" и прочее. Хотя, конечно, не только.

На мое отношение к смерти, к сожалению, повлияла "Желтая стрела" Пелевина. К сожалению - потому что "уходить за моря" или к "зеленым берегам" все же приятнее.

А насчет ППКС - возможно, все-таки меня не так поняли, поэтому поясню свою мысль на всякий случай.
Говоря "повлияли на мое отношение к собственному неверию религиям (это меня пугало) и к нелюбви (равнодушию) к истории (было стыдно)", я подразумевало не то, что прочтение Толкиена вызвало у меня интерес к истории и тягу к религии. Скорее наоборот.

Я перестала грузиться из-за своего отношения к этим вещам.
Толкиен вызвал у меня интерес к истории Средиземья (или Арды, если угодно) гораздо больший, чем вызывает вся история нашего мира, вместе взятая (правда, настолько, насколько меня вообще можно заинтересовать историей). Поэтому, если мне вдруг захочется заняться этим, или почерпнуть для себя каких-нибудь исторических уроков, то -вон еще 12 томов "History Of Middle-Earfh" есть - читать-не перечитать.

С религией - не так все просто, поэтому напишу потом, обед кончается. О религии вообще аккуратно и обдуманно писать надо - тема флеймоопасная.

skubird, у меня личный вопросик. Я читала тут, что вас Искрой называют. Я так понимаю, это ваш старый ник? А вы не та Искра с Хеннет-Аннуна, у которой еще подпись "сибирский валенок" была?
 
Primary написал(а):
skubird, у меня личный вопросик. Я читала тут, что вас Искрой называют. Я так понимаю, это ваш старый ник? А вы не та Искра с Хеннет-Аннуна, у которой еще подпись "сибирский валенок" была?
Да, это старый ник.
Только не сибирский, а ширский. Ширский валенок. :) Я. :D
 
на мое отношение к жизни вцелом... кк и в.зеланд. р.бах когда-то давно задевал за нутро.
 
lisa написал(а):
Герних Гессе, "Игра в бисер". В комплекте - не смейтесь - девятая симфония Бетховена. В особенности - финал, на слова "Оды к Радости" Шиллера. Когда это стало гимном объединенной Европы, я крайне порадовалась. Потому что она о том же самом! О чистоте духа. Об истинной цивилизлованности. О победе над смертью не путем изобретения эликсира бессмертия, а путем внутреннего принятия ее неминуемости, и именно поэтому - полного ее отрицания.

Я что-то не допоняла? Принятие неминуемости не означает ее отрицания.
 
Primary написал(а):
"Озера" - скорее нет. Вот это настроение я не ощущаю, к тому же стихотворение кажется немного перегруженным, вычурным, с избытком информации, что ли.
Я как раз сильно ощущаю настроение. Стихи действительно вычурные и этим раздражающие, а финал вообще дурацкий. Но там есть очень сильное и "понятное" место (опять же, по памяти, наврняка что-то перепутала):

"Я вспомню, и что-то должно появиться
Как сумрачной драмы развязка:
Печальная девушка, белая птица
Иль странная нежная сказка.

И новые звезды заблещут в тумане,
И станут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени."
 
Alexandra написал(а):
Я что-то не допоняла? Принятие неминуемости не означает ее отрицания.
Полное внутреннее принятие означает, что можно жить, не задумываясь над этой проблемой. Т.е., таким образом - отрицание проблемы, которая больше не является проблемой. "To conquer death you only have to die", Jesus Christ Superstar (да, понимаю, что трактовка не единственная возможная :wink:). Кстати, наверное это еще означает отказ от религии. Но, наверное, не от Бога. Не знаю. Потому что одно дело это вроде как понимать, и совсем другое - научиться так жить. Эх, если бы все было так просто :lol:.
 
Итак, влияние Толкиена на мое отношение к религии.

Говоря о религии, я подразумеваю православное христианство – вроде бы такая вера пристала бы мне по титульной национальности в моей гремучей национальной смеси. Поскольку вера как понятие внутреннее, интуитивное, «не дающееся по уму» у меня отсутствует, я пыталась как-то приобщиться к ней путем убеждения себя. То есть познакомилась с христианской литературой, космогонией, мифологией и системой ценностей (не углубленно). Не убедилась. Не убедительно для меня, то есть.

Для чего я это делала – единственно из-за ощущения, что, возможно, сама себя чего-то важного лишаю.

Надо еще пояснить, что Толкиена я прочитала в возрасте вполне взрослом и сознательном – лет в 25-26, точнее не скажу.
Так вот, я увидела, что вполне себе обыкновенный, не причисленный к апостолам человек, практически мой современник, смог создать гораздо более талантливый, убедительный, последовательный и логичный, привлекательный (для меня !!!, подчеркиваю!!!) легендариум, картину мира, в том числе и религиозную.

Нет, я не стала исповедовать веру в Эру Илуватора. Но и перестала насиловать себя на предмет убеждения в том, во что поверить никак не могу.

Во-первых, эскапизм толкиенистский ничем не хуже эскапизма религиозного (зато приятнее, на мой взгляд).

Во-вторых, если вообще верить в подобные вещи, то эгрегор (выражаясь понятиями определенного вида литературы) толкиенизма, конечно, слабее эгрегора христианства, но тоже вполне способен оказать сильную душевную подпитку.

Во всяком случае, Толкиена я перечитываю регулярно, с некой периодичностью, и он давно перестал быть для меня просто одной из книг – судя по ни с чем не сравнимому воздействию не на разум, а непосредственно на душевное состояние.
 
Сверху