Рано или поздно, так или иначе. Германия конная и прочая.

Приехала я сегодня на подготовительный день курса для лицензии «Trainer C”».
В описании было сказано «в таком обязательно принять участие перед самим курсом».
Основная дата была в январе, но у меня был отпуск и руководитель курса сказала «договоримся индивидуально».
И где-то месяц назад она мне написала в Вотсап «подойдет ли такого-то числа», я написала «подойдет» и приехала.
Что брать, я не спросила. Почему-то решила, что будет просто информация о курсе весь день.
Выезжала в шесть утра, кинула зачем-то в рюкзак бриджи. Шлем, жилет в машине лежали, а конные полуботинки я ношу просто так в город.
Краги и перчатки остались дома.
Приехала я и узнала, что мы сейчас пойдем катать выездку, прыгать (омг) и учить не-новичков взрослых катать выездку и прыгать. Вот тут-то я и прибалдела.
Продолжение вечером.
 
Штож, продолжение - пока живы все воспоминания, ткскзть.
Выехала я в шесть утра.
"Подготовительный день" не слишком удачно совпал с рабочим графиком, на работе было важное событие, на котором я изначально собиралась присутствовать.
Но еще одного "подготовительного дня" не предлагали, так что пришлось событие делегировать коллегам.
Результатом предварительно довольна.
Думаю, что если бы не эта необходимость с курсом, я бы еще долго никому ничего такого не делегировала бы, а тут вот - вроде и прошло всё хорошо, и коллегам личностный рост.

Поехала я, в общем.
Два часа в одну сторону. Всю работу за меня никто не сделает, так что на светофорах как раз на мейлы поотвечать и на сообщения, благо светофоров по дороге очень много.
Зато заправок и еды - не очень.
Часа через полтора высветился в тумане одинокий Макдональдс и спас меня от голодной смерти.

Оказалось, что не я одна такая еду издалека - абсолютно все участники ехали минимум по два часа, а то и по три.
Как удачно, оказывается, я в свое время свела знакомство с этим обучающим центром Ausbildungsstall - другие рассказали, что, мол, они поближе что-то искали и ничего не нашли, мало кто предлагает тренерские курсы официальные.
Ну а я-то ехала потому, что мне было лень гуглить что-то другое :D
Оказывается, что его и нету.

На знакомстве расспрашивали бэкграунд. Две девочки сказали, что они прыгают S**.
Ничотак. Где S** и где я.
Еще только две девушки/женщины сказали, что они особо вообще не прыгают, так что я не чувствовала себя прям одиноко.
Также (ну это уже классика на всех этих курсах, тут я всегда выделяюсь сильно) абсолютно у всех свои лошади, а то и не по одной.
Также большинство сказали, что уже давно ведут тренировки, в том числе групповые. Только одна девочка ещё не вела ничего.
Ну и я. То есть как бы я веду тренировки) Но индивидуальные, с начинашками и на русском. Тоштонада.

Далее коротко поговорили о том, чего ждут от тренеров. Есть целый списочек интересных критериев.
Например:
- где тренер стоит (нужно перемещаться по манежу, чтобы смотреть на всадника с разных сторон: как изнутри вольта, так и снаружи, например
- достаточно ли громкий голос (никаких раций и индивидуалок на экзаменах, только орать, только хардкор)
- насколько тренер внешне уверен в себе
- употребляет ли тренер умные слова - научный язык. Напр., нельзя говорить разговорное слово Haken (пятка, каблук; употребляется в контексте "пятку вниз"), а нужно говорить Absatz (то же самое, но чуть умнее; говорят "Absatz tief", то бишь "пятку глубже"). И так далее; не должно быть разговорной лексики.

Далее прошлись по экзаменам. Открытые тренировки по выездке (ок) и прыжкам (блин).
Выездка (ок), прыжки (блин) и кросс (два раза блин).
Два что ли реферата по особенным темам на выбор (типа там работа с боязливыми всадниками, работа с детьми..,).
А, еще надо сдать отдельный экзамен по гонянию на корде и к нему тоже фигалион всего выучить.
Это не часть тренерского курса - подразумевается, что все еще до тренерского курса этот экзамен сдали, ну а кто не сдал - тот будет ночами тренироваться и сдаст параллельно.

Ну а теперь, говорит Лиза, план у нас такой.
Разделяемся на тройки и погнали.
Одна тройка катает типа_выездку, другая тройка их по очереди тренирует.
Потом меняемся.
Потом то же самое на прыжках.
А по итогам всего встретимся и поговорим о том, какие ваши шансы сдать экзамены тренерские.

Класс.
То есть я, которая никого не тренировала на немецком, никогда не тренировала группу и никогда не тренировала людей, которые умеют ездить, должна вот прямо сейчас всё это продемонстрировать. Обалдеть.
Ах, да, я же ещё прыгать не умею.
Ну и конные вещи я как бы не брала. Почти.
Ок, у меня есть конные штаны и ботинки, да и жилет со шлемом.
Уголка забытых вещей с крагами на конюшне не нашлось. Прыжки без краг, сказала Лиза, категорически нельзя.
Выдала мне сапоги какой-то их сотрудницы, широкие голенища, отклеиваются подошвы - идешь, а сапоги каши просят.
Очень смешно, но хоть так.

Из хорошего - в этот раз лошадей нам седлали и из-под нас забирали рассёдлывать: в целях экономии времени.

На выездке было позорище страшное.
Мне выдали тугую на шенкель лошадь и к ней длииинный хлыст.
Далее было сказано кататься на этой лошади так, как мне подсказывает интуиция, а девушки из другой "тройки" по очереди типа тренировали всех одновременно.
Никто из них мне не сумел ничего про эту лошадь сказать, конечно - ведь все они и лошадь, и меня видели в первый раз.
Я постеснялась лошадь прям избить на глазах Лизы, так что упахивалась там сверху, насколько мне позволяла этика.
Была красная, как помидор, и всё это шло плохо, плохо и очень плохо.
"Неэффективная работа шенкелем", - прокомментировала Лиза позже (спасибо, кэп), но как можно было это улучшить, не пояснила.

Ну а далее наступила моя возможность тренировать немецких взрослых, которые ездят не хуже меня, а некоторые и получше. Троих одновременно.

Я вспомнила про уверенный внешний вид, расправила плечи, представила, что я в своем любимом месте (на сцене) и пошла че-то гнать.
Из хорошего: меня определенно было слышно, так что Лиза с другого конца манежа давала мне фидбек.
Основное её замечание было такое: "Говори, зачем ты просишь всадника что-то сделать".
Вот это мне прям тяжело далось. Ну вот смотрю я на человека, вот я вижу, что ему хорошо бы сделать то или это (например! на самом деле, я ужасно не уверена, потому что впервые вижу и человека, и эту лошадь, я вообще хз, что это за лошадь и что на ней хорошо сработает).
Смотрю я, говорю, вижу, зашло; хвалю, даю другое упражнение.
И вот говорю я: галопом пройдись вдоль длинной стенки по второму следу.
А Лиза: "А зачем галопом по второму следу?".
Я: "Поработать над прямолинейностью".
Лиза: "Надо это человеку сразу говорить".
Также сказали пояснять, за что хвалишь (омг).
Не "хорошо", а "хорошо выпрямил лошадь".
Не "отлично", а "отлично вернул руки в нужное положение".

Выбесила меня одна из девочек, которая "конкур S**".
Ей досталась пожилая лошадь, которая не особо хотела шевелиться, да и в рамку её было не засунуть.
И вот я говорю девочке, например, "сделай это".
А она мне в ответ: "А я это уже и так делаю".

Я решила было, что это она меня невзлюбила, но услышала потом, как она огрызается и в ответ на предложения другой тётеньки, когда была её очередь тренировать.
Так что ладно.
Но фигли так себя вести - не понимаю. Все же в одной лодке.

Далее мы поставили три барьера и начался, оужас, конкур.
Ну что я могу сказать: тренера из девочек никакие. Даже из девочек, которые S** и якобы много лет ведут занятия - сочувствую я их ученикам.
Потому что вот есть я, человек, которого надо учить прыгать.
Человек, который плохо видит расчет, может не понять, что есть достаточная скорость галопа; не всегда в нужном месте поворачивает.
Что мне эти девочки?
А ничего, кроме как "еще раз зайди".

Лошадь мне досталась медленная, но честная, я на ней сдавала пару лет назад экзамен на разряд. Ох, даже не верится, что я тогда метр отпрыгала, господи спаси и сохрани :D
Вот и в этот раз он честно меня возил. Пару раз в расчет не попали, но там стояло может сантиметров семьдесят, так что никто не умер, только моя самооценка.

Ну а далее пришла моя очередь тренировать прыгающих, хахаха.
Я быстренько схватилась за первую часть - разминка. Катались галопом через палку, лежащую на земле. Но у меня было крайне мало идей на тему того, что вообще им говорить. Ну палка и палка. Ну давай активный галоп. Ну подсобери. Ну отпусти. Ну поддай газку. Ну на центр смотри.
Так что в какой-то момент Лиза у меня перехватила инициативу, приятно было послушать всё то же самое, но подробно и с комментариями, и с умными словами.

Потом нас всех позвали на короткий фидбек по езде и тренерству.
Нужно было рассказать, как ты сам себя оцениваешь, и послушать мнение Лизы на этот же счет.
На удивление, Лиза похвалила прыжки - сказала, что у меня хороший "фундамент" (тут под этим подразумевается такая штука, что вот у тебя вес типа в стременах, колено при этом не зажато, ты весь такой на балансе и пружинишь).
Мол, типа поупражняешься в траектории, разберешься с тем, где какой длины дб повод - и всё будет супер.
Даже в пример привела другой тетеньке - вот, говорит, там где у неё всё хорошо, у тебя вообще ничего нету, никакого фундамента, а надо бы.
На месте тетеньки я бы сквозь землю провалилась, но та ничего.

На том и закончили.
Обещали фидбек по езде и тренерству прислать в письменном виде.
Шансы мои проехать кросс Лиза оценивает как "пятьдесят на пятьдесят". Мол, если всё сложится с лошадью, то и норм.
Я в любом случае настроена пробовать в этом году, потому что если не сдать один из экзаменов - его можно пересдать потом.

Впереди три блока занятий: четыре дня (из них я два пропускаю ахах), пять дней и пять дней. Посмотрим, как всё будет развиваться.
 
Напр., нельзя говорить разговорное слово Haken (пятка, каблук; употребляется в контексте "пятку вниз"), а нужно говорить Absatz (то же самое, но чуть умнее; говорят "Absatz tief", то бишь "пятку глубже"). И так далее; не должно быть разговорной лексики.
С этим я бы поспорила. На мой взгляд до всадника эффективней доходит, когда ему говорят короткие команды простыми словами в нужный момент (как собаке))). Тогда ему не нужно думать, он сразу выполняет, и закрепляет это действие в мышечной памяти.

И да, нужно давать обоснование конечно. Но лучше до и после упражнения, когда голова не в коматозе и готова воспринимать и анализировать информацию. И видео прикольно разбирать после тренировки.
 
С этим я бы поспорила. На мой взгляд до всадника эффективней доходит, когда ему говорят короткие команды простыми словами в нужный момент (как собаке))). Тогда ему не нужно думать, он сразу выполняет, и закрепляет это действие в мышечной памяти.
Тут идея в том, что надо всех изначально приучать к использованию грамотной лексики и специфического «словаря». Формируется профессиональный язык общения. За счет него потом легче давать глубинные объяснения процессов.
Так что даже если экстремальная ситуация, то привыкший чел отреагирует на норм лексику.
Собаке, так-то, тоже пофиг: хотите, учите реагировать на команду «фас», а хотите - на команду «мясца отведай». И то, и то можно сказать быстро, да и результата одинакового добиться)

Плюс так чел, который в дальнейшем захочет участвовать в соревнованиях и для этого будет сдавать экзамены на разряд, будет уже сразу владеть нужной лексикой.
нужно давать обоснование конечно. Но лучше до и после упражнения, когда голова не в коматозе и готова воспринимать и анализировать информацию.
Вот так я тоже думаю/думала, но здесь принято давать «во время».
И сначала мне казалось, что я не воспринимаю «во время», тк коматоз)
А со временем оказалось - привыкла, норм заходит. Тело фигачит, голова опустошается и комменты записываются кусками прямо в моск.
 
Про профлексику согласна полностью.
Мы своему прокату стали говорить "нога" вместо "шенкель", я с ужасом поняла, что многие считают что надо действовать одной ногой!
Проще изначально объяснить терминологию, чтобы потом не "открывалось интересное"
 
Я вспомнила про уверенный внешний вид, расправила плечи, представила, что я в своем любимом месте (на сцене) и пошла че-то гнать.
Из хорошего: меня определенно было слышно, так что Лиза с другого конца манежа давала мне фидбек.
Основное её замечание было такое: "Говори, зачем ты просишь всадника что-то сделать".
Вот это мне прям тяжело далось. Ну вот смотрю я на человека, вот я вижу, что ему хорошо бы сделать то или это (например! на самом деле, я ужасно не уверена, потому что впервые вижу и человека, и эту лошадь, я вообще хз, что это за лошадь и что на ней хорошо сработает).
Смотрю я, говорю, вижу, зашло; хвалю, даю другое упражнение.
И вот говорю я: галопом пройдись вдоль длинной стенки по второму следу.
А Лиза: "А зачем галопом по второму следу?".
Я: "Поработать над прямолинейностью".
Лиза: "Надо это человеку сразу говорить".
Также сказали пояснять, за что хвалишь (омг).
Не "хорошо", а "хорошо выпрямил лошадь".
Не "отлично", а "отлично вернул руки в нужное положение".
господи, возблагодарим этого тренера!!
Я прям руками и ногами за! А то вот это "хорошо"....что хорошо? где хорошо? у меня только что нос зачесался и я почесала это вот это - хорошо или что?! 🤣
 
Тело фигачит, голова опустошается и комменты записываются кусками прямо в моск.
Вот кстати да! Когда тренер говорит, что сделать и зачем, потом, когда ездишь один, это всё очень круто всплывает в мозгу.
Сталкиваешься с проблемой - а мозг уже услужливо подсовывает: сделай вот это, потому что нам объяснили, что это действие решает эту проблему!
И самое провальное - когда просто говорят, что делать, без всяких комментариев. Потом выезжаешь один - и, о божечки, чего делать-то? Никаких инструкций! 🤦‍♀️
 
Вот кстати да! Когда тренер говорит, что сделать и зачем, потом, когда ездишь один, это всё очень круто всплывает в мозгу.
Сталкиваешься с проблемой - а мозг уже услужливо подсовывает: сделай вот это, потому что нам объяснили, что это действие решает эту проблему!
И самое провальное - когда просто говорят, что делать, без всяких комментариев. Потом выезжаешь один - и, о божечки, чего делать-то? Никаких инструкций! 🤦‍♀️
Вопрос необходимости инструкций не дискутируется. Это обязательно. Но когда? По моим наблюдениям развёрнутые объяснения лучше доходят до адресата до и после, но не во время исполнения.
 
Последнее редактирование:
Вопрос необходимости инструкций не дискутируется. Это обязательно. Но когда? По моим наблюдениям развёрнутые объясненич лучше доходят до адресата до и после, но не во время исполнения.
Истина где-то посередине, как мне кажется )
Если есть время поставить задачу (проехать вторым следом) - то есть и время добавить "чтобы поработать над прямолинейностью" - всадник же не сразу метнулся волосы назад нестись по второму следу?
А уже постфактум можно разъяснить, как именно это упражнение улучшает прямолинейность - хоть в схемах, хоть в картинках.
Если нужна мгновенная корректировка - "убери плечи назад!" - за темп до прыжка - то ясно, что пояснение нужно дать после прыжка )
 
С этими всеми рассказами мне вспоминаются тренерские семинары ФЕИ :)
Главное - говорить уверенно и не путаться в словах! Объяснить навык (над которым хотим поработать), продемонстрировать, попросить исполнить, обсудить. Фраза "Это было хорошо, потому что..." была притчей во языцах, за простое "хорошо" ставился жирный минус :)) Ставить открытые вопросы!..
Это все, конечно, касается индивидуалок, группу тренировать, мне кажется, должно быть попроще - наверняка там тоже есть какие-то приемчики и определенные требования; надо понять, что там экзаменаторы хотят слышать.
 
Что там было про лошадь, которая когда-нибудь привыкнет, господи, когда-нибудь, может, привыкнет или нет к страшным кустам?
Пока она, похоже, привыкла только к тому, что кусты вызывают стресс.

Напомню, на прошлой неделе все закончилось тем, что мы ужасно съездили в поля. Далее меня четыре дня на конюшне не было, но лошадь, по слухам, была интенсивно загружена в манеже другими арендаторами.
Сегодня я решила полчасика как следует покататься в манеже, а потом выйти на двадцать минут пошагать по лесочку, просто по лесочку - сто метров в одну сторону.
В манеже было всё относительно нормально. В какой-то момент мне прям хорошо зашла работа на галопе и я решила поделать серпантины с менками через рысь и ой... ни разу в нужном месте не было менки, тормозной путь был очень длинный. Но уже лучше, чем до этого, так что в какой-то момент я заполировала всёэтодело парой упражнений на контргалоп и пошла шагать в лес.

До леса надо еще дойти. На пути в лес есть низенькая калитка, её из седла не открыть.
Так что слезла я в манеже, веду лошадь к калитке - а та вкапывается метров за десять и всё, ни в какую.
Я ему и так, и сяк, и пойдем моя крошечка, и а ну-ка гэть тупая скотина - ноль реакции. Как будто я его там била ногами в прошый раз, чесслово. Тогда как в прошлый я всего лишь протащила (провела бодрым шагом) лошадь через лес в сторону конюшни в руках - до этого он испугался гусей у леса, я слезла, демонстрировала ему гусей и далее залезать уже не стала.

Кое-как минут за медленных пяяяять дошли мы до калитки, но не по прямой, а эдак полукругами.
Закрыла калитку; там за ней стоит такая металлическая табуреточка, с которой на конину полагается залезать.
И что же? Конина боится табуреточки, фырчит и всётакое.
Только конина попривыкла к табуреточке и встала поровнее, так подул ветерок и кусты зашевелились, снова фиг залезешь.
Ладно, взгромоздилась кое-как, далее решила стремена сделать покороче. Конина топчется и нервничает.

Пошли вперёд по лесу. Каждый куст - беда. Собака залаяла - лошадь всем телом дёргается.
Ладно, думаю, пройду сейчас буквально пол-лесочка, развернусь и домой. Пусть запомнит, что от него быстро отстали.
Прошла пол-лесочка, разворачиваюсь и что же? Нет, лошадь не хочет идти домой, лошадь стоит, потому что она чего-то увидела в кустах и забоялась.
Ну вот кое-как дошли снова до калиточки. Далее я думала слезть и в руках с ним еще раз пройти лес насквозь, но пришла лошадиная хозяйка и заболтала меня, так что пошли домой.

Господи...
 
Это явно уже врожденное трухло и ни к чему он особенно не привыкнет, так и будет всюду видеть конеедов(
 
Присоединяюсь! Если после хорошей работы в манеже, его так штырит, что его волнуют кустики на ветру, надо пробовать магния добавить.
не, это не вариант, хозяйка не даст
Не согласна.
Это вопрос доверия к всаднику.
идеи есть?))
 
Сверху