На днях еще было два любопытных момента. Одна девушка пытается с земли освоить работу вперед и вниз со своей лошадью, но по ее словам, лошадь вываливает внутреннее плечо. Мне представилось что-то типа Оззиного накрененного движения, но оказалось не так. Они пытались изобразить что-то выглядящее похоже на "от внутренней ноги на внешний повод", научились слегка опускать шею и шли рядом по кругу. Хозяйка пыталась досылать хлыстиком, но кобыль не очень понимала, зато от души двигала хозяйку плечом, с напряженным, стеклянным взглядом.
Мне показалось, что в этом движении много внимания уделялось шее и мало "от внутренней ноги". В распоряжении были недоуздок, чомбур, пристегнутый а-ля кавессон, к переносью, и хлыстик. Мне захотелось показать каким я вижу итоговое движение. А как это сделать с лошадью, с которой нет общего языка? Сходу мне показалось, что это же так легко, просто попасть в ритм ее движения и начать чуть досылать задние ноги, чтобы она прошла глубже под себя и пошла свободнее плечами. Но не тут-то было, кобыль с отрешенным взглядом на попытку ее додвинуть сзади перешла на рысь с видом вордовской автозамены, которая Макаревич предлагает заменить на Маразматичка как наиболее из известного похожее на ту белиберду, что я набрала
)) Как хорошо мне знаком этот взгляд упорно не на меня, все куда-то мимо, выражающий стресс непонимания, когда даже не любопытно попытаться вникнуть в то, что же там человек имеет в виду...
На удивление, кобыль переводилась на шаг привычным языком тела. Я поднимала руку с чомбуром, замирала, а при первых намеках на замедление отворачивалась, ссутуливалась, опускала руку, а потом хвалила за шаг , гладя ее. Кобыле понравилось, что ее намеки слышат! Я заметила некоторое смягчение с ее стороны. Тогда я попробовала слегка согнуть ее в боку, чтобы в таком положении досылать задние ноги согласно моим представлениям о прекрасном
) А как это сделать, когда на помахивание хлыстика она сразу бежит, а не уступает? Но у меня же есть взгляд
Любая необученная лошадь откидывает задние ноги наружу от выразительного зырка на них. Мы пару раз пооткидывали зад с шага, а потом я дала ту же команду, но чуть слабее - лошадка согнулась в боку. Фактически мои глаза заменили шенкель
На это стало можно досылать задние ноги, кобыла пошла глубокими, свободными шагами с бурлящими плечами
А главное взгляд смягчился, хотя она все равно была слегка не здесь. Хозяйка, сказала, что на шагу у них еще что-то получается, а основная проблема на рыси, но это уже я бы в 5 минут не изобразила... слишком далеко было то движение, которое предлагала лошадка, от того, которое хотелось бы сформировать, и слишком решительно она двигалась по-своему, не желая ничего слышать. Я бы не заикалась о рыси, пока не достигла бы с ней взаимопонимания на шагу, пока хоть какой-то общий язык команд не выработался бы.
А вообще я посоветовала хозяйке меньше увлекаться копированием частностей, взглянуть на движение шире и перво-наперво неважно с помощью чего заполучить кобылино внимание и интерес. Хоть 7 игр, хоть пинать носом мячик. Потому что вот этот стеклянный взгляд "я не с вами, вы непонятные какие-то, и это настораживает" препятствует любому прогрессу. Насколько проще идет обучение, когда лошадь сотрудничает, когда ей интересно, она ловит сигналы человека и предлагает варианты ответов, советуется, правильно ли поняла...
А второй любопытный момент вот какой. Я заметила, что у одной нашей давней клиентки вдруг стали расти пятки на передах. Это совпало с сокращением продолжительности и изменением грунта выгула с земли с травой на песок. Но еще я заметила, что ее работают в высокой рамке. Я ничего не понимаю в работе в высокой рамке и никогда там не была, но у меня складывалось впечатление зажатости плечей. У этой лошадки и от природы не очень выносятся плечи, но при том, что берейтору была поставлена задача скорее оздоровительной физкультуры и общей управляемости, а берейтор правда умеющая и нашедшая с этой очень непростой лошадкой общий язык, при всем этом работа ведется по обучению элементам, а не по развитию того, что в лошади недостаточно развито от природы. Ну... на мой взгляд. Берейтор при этом открыто сетует на отсутствие движений у этой лошади, что на ее обучение жалко терять время, разве только из уважения к хозяйке.
Но речь не о том... хотя и об этом тоже, потому что эта лошадка очень старательная и как-то вот очень обидно за нее, что ее попрекают отсутствием природных движений... Я наблюдаю, как несмотря на все усилия копыта балансируют на грани торцовости, что обычно бывает при укороченном выносе ног. Еще и как мне кажется, работа в высокой рамке выглядит у них очень зажато, плечи перестают двигаться вообще... ну это мои наблюдения, хозяйка говорит, что она просто долго разминается, а потом начинает свободнее идти плечами. Но тут я узнала, что берейтор позанималась на ней с тренером "старой школы", и тот сказал, что ее рано поднимать в высокую рамку, что лошадь зажата. Любопытно, какие еще рекомендации по работе можно прочитать по копытам!
))