И снова позади путешествие в 1000 км за 2 дня. На этот раз в качестве остановки, чтобы размяться, мы выбрали реку Угру. Почему-то из школьной программы я хорошо запомнила Куликовскую битву, а что такое Великое стояние на Угре представляла себе смутно. Видимо, потому что Куликовская - это битва, это героизм, а тут просто постояли и разошлись. Но именно это "постояли" и положило конец татаро-монгольскому игу. Войска хана Ахмата и войска князь Ивана 3 встали по разные стороны реки Угры. Хан готовился к нападению в удобный момент (когда река замерзнет), князь готовился дать ему отпор со своим, как нам сказали, небывалой в те времена величины войском в 100 000 человек. И в какой-то момент оба войска взяли, развернулись и ушли. Почему? Есть разные версии, в монастыре нам конечно рассказывали божественную, но Википедия считает, что просто накопилось. Иван 3 выбрал другое место для сражения, более удобное, куда решил отступить с войсками, а Ахмат получил новости, что его не поддержат, в его собственном войске свирепствовала эпидемия дизентерии и заканчивались запасы продовольствия, Орда потерпела поражение в других ключевых местах... Он ушел и не вернулся.
На трассе мы увидели коричневый указатель "музей-диорама Великое стояние на Угре". На строящейся калужской развязке на М3 получается на Калугу - это налево, а к музею - направо, если ехать из Москвы. Дальше по указателям очень легко приехать куда надо. Мы увидели монастырь и быстро пролетели мимо. Указатели пропали. Хмм.... Выехали на высокий берег величественной Угры. Холодрыга, шквальный ледяной ветер и потрясающие виды...
Тут нам пришла мысль, что музей, видимо, находится в монастыре. А как нас туда пустят, особенно меня? Без головного убора, в джинсах и говнодавах? К счастью, там все продумано. При входе стоят два короба - с платками и с юбками
Я спросила, сгодится ли просто надеть капюшон, мне ответили утвердительно. Обмотавшись красной запашной юбкой из плотной тянущейся ткани, из-под которой торчали джинсы и грубые ботинки, в своем остроконечном капюшоне на плотной темно-синей куртке я, по словам Максима, могла бы участвовать в реконструкции в образе стрельца
)))
Мы зашли в музей и узнали, что экскурсия начнется через 3 минуты! Поспешили купить билеты. Оказалось, что музей этот не государственный, а построен на средства монастыря. Настенную часть делал калужский художник, в одиночку трудившийся над ней 2 месяца практически без сна и еды. С остальным ему помогали. Место очень атмосферное. Тем, как увлеченно рассказывает об этом событии экскурсовод, тем, как живо сделана диорама, тем, что совпало время года и даже погода - неуютная поздняя осень, последние листики на деревьях, облака с просветами... Диорама рассказывала не о героизме, там не было пафоса и патетики... просто момент из жизни лагеря. Вот в котелке на треноге варится еда, вот раненому монах обрабатывает раны, за столом сидят люди и о чем-то оживленно разговаривают, вот исколешенная земля, вылезшие наружу корни и свежий пень. На той стороне реки стоит вражеское войско, его не видно, но известно, куда смотреть. Оттуда придет ужас и смерть, но когда-то не сейчас.
На диораму можно смотреть с уровня земли, а можно с балкона будто бы княжеского терема. Как он мог бы видеть происходящее. 5 минут звучит создающая атмосферу музыка и слышны звуки, сопровождающие происходящее перед нами. Тихий металлический лязг, позвякивание и поскрипывание, гул разговоров, шорох ветра, буммм из пушки и крики разлетающихся ворон... Потом диктор рассказывает о том, что мы видим, кто, где и что они делают. Когда запись заканчивается, слова диктора дополняет экскурсовод, а потом приглашает нас пройти в следующий зал, где помимо доспехов и картин собраны предметы быта того времени, найденные в местных раскопках. Правда нам показалось, что кусок подковы мог быть от колхозной лошади
))
Макет диорамы, правда не похожий на оригинал. Оригинал снимать не разрешили, но можно посмотреть его в виртуальной экскурсии по музею:
http://diorama-ugra.ru/
Мы старались сделать экскурсию интересной и для Димки, комментировали ему своими словами сложные вещи. Например, что по ту сторону реки войско - это пра-пра-пра....дедушки наших конюхов
))) Что приятно, в третьем зале была предусмотрена фишка для детей - можно было потрогать доспехи и надеть на себя шлем! Экскурсовод померила его всем детям.
А вот виды монастыря.
В открытую дверь виден короб с юбками
Очень сильное впечатление оставил музей. Именно своей атмосферностью. Поражает не кровища, не виды убийств, а бытовая сценка ожидания, намек на то, что может быть дальше... Если кто-то будет проезжать мимо, прям вот рекомендую!
А дальше была длинная дорога под любимую музыку, которую мы накануне в изобилии кинули на флэшку
К сожалению, с пол6 наступила темнота, мы половины красоты не видели. Дорога по лесной грунтовке на последних 7 км пути началась с песни "будь как дома, путник, я ни в чем не откажу"
)))) Нас встретила как всегда позитивная и замечательная Лора, накормила ужином, и мы легли спать пораньше. Расчистка была на следующий день, на рассвете мы не фотографировали, такой прям особой красоты не показывали. К сожалению, вообще ничего не фотографировали в заповеднике, потому что и светового дня оставалось мало, и погода была пасмурной и унылой. У меня были большие планы на хвойный лес, но увы. Заехали еще раз на Тропу с муляжами животных, добавили тех, которых не хватало в прошлый раз. Уезжали уже по густым сумеркам. Всю обратную дорогу гонялись в темноте с фурами... очень боюсь обгонять по встречке в темноте, но со скоростью 70 км/ч мы бы до сих пор еще ехали эти 500 км. Спасибо. что фуры мне даже подсказывали, когда можно было обгонять
))