Итак, обещанная песня про канализацию.
(упс... ну, раз уж написала - пусть будет
)
На самом деле, при моем весьма недурном техническом образовании, я умею понять работу многих механизмов и систем. Например понять работу систем водоснабжения я могу. А вот работа систем канализования в моем сознании не укладывается… Система коллекторов вообще представляется мне даже не как совокупность механизмов и электрики/электроники. Это скорее представляется мне как соединение некоего живого простейшего существа с механизмами, которыми управляют люди. Потому что канализация живет своей жизнью… Это колоссальный, сложнейший комплекс, даже когда устроена она на простейшем, элементарном уровне. И там действуют свои законы, которые диктуют людям возможности управления системами… Канализация – это естественная химическая лаборатория. То, что туда сбрасывается и те смеси и вещества, что там образуются – это отдельная история. Работа в коллекторах опасна для жизни, там бывают выбросы метана, образуются взрывоопасные смеси (и газы, и жидкости), масса ядовитых веществ. Но эта работа ведется постоянно, не заметная жителям городов – постоянная очистка, постоянный контроль за состоянием труб, постоянный контроль за сбросами предприятий, ресторанов, автомоек и пр. объектов (экологи тоже работают по системам канализации, с отбором проб, постоянным анализом сточных вод - ведется постоянный контроль за составом сбросов). Рабочие, обслуживающие канализационные системы, рассказывают, что там своя жизнь – там обитают мутанты животные и насекомые. А один раз там был пойман настоящий крокодил – кто-то добрый скинул надоевшую зверушку в люк, когда она перестала помещаться в ванну, видимо. Зверушка еще подросла и прижилась. Крокодил был бледно-желтый, с выпученными глазами (впрочем, как все обитатели коллекторов).
В Ленинграде канализационные системы начали строить уже после 1917 года. Да-да, до этого с конца 18-го века рассматривались куча проектов, ни один из которых не был утвержден. При Екатерине стоили деревянные сливные канавы, выводящие стоки в водоемы города. От жилых домов бытовые стоки должны были вывозиться золотарями (система выгребов), но домовладельцы самостоятельно подсоединяли бытовые стоки домов к уличным канавам, что существенно загрязняло водоемы… Проекты рассматривались специальной комиссией, их было десятки, но ни один не был принят. И до революции так и существовала система выгребов и сливных зашитых доской канав вдоль улиц.
Реальное строительство канализации началось только после 1920 года. Использовались разработки старых проектов в том числе. Учитывая особенности грунтов города (плывуны), значительные трудности представляла прокладка коллекторов на глубине ниже слоя замерзания почвы. Но это было одно из обязательных условий. Канализационная система строилась в авральном режиме и почти по всему городу была проложена к 1939 году. В 1941 году строительство систем было приостановлено…
Тогда не было таких глобальных коллекторов и очистных сооружений, как сейчас. Преимущественно канализационные системы были самоточными, только в необходимых местах были установлены канализационные насосные станции, их было мало. Системы очистных сооружений представляли собой опять же самоточные в основном конструкции – бассейны на разных уровнях с фильтрами, жидкость стекала с фильтрацией, а осадок оставался на дней бассейнов, потом вывозился. Было много прямых выпусков в реки Неву, Охту, каналы. Но стремление было все-таки вывод очистки вдаль от города, в Финский залив. Это осуществилось только в 21 веке (строительство началось раньше) и в заливе есть искусственный остров, представляющий из себя очистные сооружения Питера. С самолета выглядит очень красиво… Это на самом деле чудо техники и электроники, с прокладкой коллектора под фарватером, но это сейчас.
Задачей канализации является в том числе отвод бытовых стоков от жилья. Но сточные воды это не только отходы жизнедеятельности населения. Основная задача канализации – отвод дождевых, талых вод, промышленных стоков, местами грунтовых вод, а так же рек и каналов, которые заведены под землю при строительстве в том числе жилых кварталов. Для Питера это особо актуально в связи с положением города на болотах и дождливым климатом. Ну, и количеством ненужных в городе рек и озер, запущенных в канализацию.
В блокаду… Я думаю, что промерзание внутридомовых инженерных систем предотвратить никто не мог. Но это не канализация. Это только внутридомовые системы. Грустно, что это было, но факт.
Про факты…
Во время блокады в период 1941/42 года прекратилась подача электроэнергии на насосную станцию Васильевского острова и станцию перекачки сточных вод (очистные сооружения могли выполнять свои функции в самоточном режиме в то время). Но персонал «Ленканализации» произвел работы по переключению бытовых и хозяйственных стоков в систему ливневой канализации, которая работала в самоточном режиме. То есть надо понимать, что эти работы велись по всему городу, а не в одном месте копнули и тумблер переключили. Зимой, долбили замерзшую землю, чтобы сделать перекладку труб , утеплить и закопать. В результате город не был затоплен канализационными стоками, особенно в период таяния снегов. А еще – если бы не работающая канализация, вода из разрушаемых взрывами водопроводных сетей (не промерзли и они, поскольку закладка водопровода так же ниже слоя промерзания почв) затопила бы город еще раньше. А, главное, были бы затоплены подвалы и бомбоубежища - вот отвод сточных вод для сохранения таких объектов был особой задачей, поставленной партией перед «Ленканализацией».
На очистных сооружениях (разноуровневых бассейнах) рабочие вручную долбили лед, чтобы обеспечить проток жидкости между бассейнами, чистили фильтры, выгребали осадок. Количество, объем осадка представляете? Так вот его вывоз был не возможен. Его вручную, тачками, вывозили на определенную территорию и там складывали в ГОРЫ. Потом, когда появилась возможность, то есть уже после снятия блокады, его вывозили военным транспортом на полигоны… Что могли постоянно сжигали, то есть осадок вручную сортировали.
И да – это все очень грязно и воняло.
Система канализации получала повреждения от разрывов бомб. Несмотря на то, что коллекторы прокладывались достаточно глубоко, взрывами их тоже разрушало. И эти разрушения бригадами «Ленканализации» устранялись весь период блокады – да, рыли, долбили, лезли в говно, заделывали, закапывали.
А еще канализация обеспечивала сток и очистку отходов производства работающих в городе заводов (Адмиралтейские верфи – ремонт судов, Кировский – ремонт техники (тех же грузовиков которые по Дороге Жизни), Арсенал – производство снарядов). На таких заводах подавалось электричество, по минимуму, но город-то жил и работал… Опять же больницы и госпитали.
А потом, после зимы, работники «Ленканализации» производили работы по отогреву, ремонту и запуску внутридомовых канализационных систем.
Ну, а позже… да. Реконструкция, строительство канализационных систем, продолжилось после войны. Да и сейчас не закончилось – строительство северного тоннельного коллектора (чудо техники на самом деле, напичканное электроникой и просто огромное по размерам) закончилось только в прошлом году. Заводы по уничтожению осадков строятся. Законодательство, опять же, ужесточается в отношении предприятий-загрязнителей (а их сбросы еще и портят канализационные трубы и вредят насосным станциям и оборудованию станций аэрации). Так что, процесс идет.
Но где-то там, глубоко под нами, в вязкой вонючей темноте, живут лысые крысы размером с небольшую собаку с выпученными глазами и летают полупрозрачные мотыльки размером с голубя, покрытые мягким ворсом… И коллекторы под землей готовят сюрпризы – то норовят взорваться, то прорваться и размыть почвы так, что рушатся дома… Канализация живет своей жизнью, полной перемен.
А люди, которые работают в этой системе, как ни странно, гордятся своей работой, и на шуточки в свой адрес просто снисходительно улыбаются. Просто потому что они цену этой работе знают.
Об этом мало пишут и мало знают (но книги об истории канализации в Ленинграде - Санкт-Петербурге все же есть, хоть они и не популярны - все-таки специальная такая литература
). А про блокадный Ленинград - и подавно, потому что героизм блокады с рутиной канализации (да даже со словом канализация) в принципе не сочетается. Да и на поверхности - замерзшие унитазы (то, что предотвратить никто не мог в любом случае), что только увеличивало восприятие героизма жителей. И это действительно страшно... Только был еще и никому не известный героизм людей, которые фактически спасли город от катастрофы. И тоже, кстати, при этом погибали...