Я однажды на эту тему немножко пошалил сам себе))) интеллектуально - и вот что получилось:
***
Типовой действующий учебный план белорусской базовой школы ныне включает 21 предмет, а именно:
1) белорусский язык;
2) белорусская литература;
3) русский язык;
4) русская литература;
5) иностранный язык;
6) математика;
7) информатика;
8) человек и мир;
9) всемирная история;
10) история Беларуси;
11) обществоведение;
12) география;
13) биология;
14) физика;
15) химия;
16) изобразительное искусство;
17) музыка;
18) искусство, или переводя прямо - художество (отечественная и мировая художественная культура)... это особенно удивительный пункт, но подробнее об этом дальше...;
19) трудовое обучение;
20) черчение; и наконец,
21) физическая культура и здоровье.
1. Объединяем родные литературы и языки в один предмет.
2. Преподаём иностранный (разумеется, это будет английский) язык с первого класса путём объединения его с чтением оригинальных (и только оригинальных, никаких адаптаций на пушечный выстрел!) англоязычных (и английских, и американских, и канадских, и ирландских, и австралийских, и новозеландских!))) увлекательных детских книжек с картинками.
3. Отделяем естественнонаучные дисциплины от всех остальных.
4. Информатика - причём не одной кучей, а с давно понятным из практики разбиением как минимум на "железо", программирование и интернет-технологии - должна быть выведена из общего плана в положение свободного факультатива для желающих уже потому, что она развивается слишком быстро, и поэтому любые утверждённые учебные программы оказываются устаревшими уже на момент их утверждения, вследствие чего соотв. специальные уроки неизбежно навевают или сон, или смех.
С другой стороны, современные цифровые и интернет-технологии должны пропитать буквально все предметы подобно тому, как любой предмет пропитан как минимум устным и общепонятным языком общения; ведь преподавать "информатику" в рамках утверждаемого более или менее надолго учебного плана возможно только так - по очевидным, кажется, причинам...
5. Черчение как отдельный предмет откровенно нелепо; оно очень важно и нужно, но должно преподаваться, естественно, в рамках трудового обучения, причём вместе с введением в те же рамки ещё одной дисциплины - технического рисунка, в т. ч. с натуры.
6. Само название предмета "трудовое обучение" - а в детском школьном просторечии просто "труд" - это, разумеется, ещё одна нелепость... выходит, на всех других уроках мы бьём баклуши и пинаем груши... %)
"Ручной труд" и то уж лучше (в дополнение к интеллектуальному!), а для барышень - разумеется, "рукоделие".
В конкретных же учебных планах и программах должны фигурировать такие старые и проверенные столетиями (!) практики слова и словосочетания, как "технический моделизм", "инженерное искусство", "детали машин", "кройка и шитьё" и т. п., а также элементарные начальные практические сведения по сопротивлению (свойствам) материалов, конструированию зданий и машин, по технологиям изготовления и обработки материалов, по стандартизации и метрологии строительства и машиностроения, способам соединений деталей строений, машин и механизмов, устройству двигателей и движителей и т. п.
7. ЛЮБОЙ урок по ЛЮБОМУ предмету ВСЕГДА должен нести в своём составе минимум пару-тройку практических примеров реализации того, о чём было рассказано на уроке умными словами.)))
В норме такие примеры должны быть реализованы учениками, в идеале - полн. самостоятельно.
В случае принципиальной невозможности прямого моделирования (например, ядерной реакции))) - используются упрощенные модели, в крайнем случае - наглядные и максимально подробные цветные рисунки-схемы.
8. Рабочая тетрадь по любому предмету тоже должна приглашать не только и не столько к письму, но и к рисованию, и к черчению, и к изобилию пометок на полях и т. п.
9. Музыку нужно учить не только знать и играть, но и сочинять, и к обучению музыке должно обязательно добавить обучение пению и танцам, причём в разных стилях и на высоком проф. уровне!
Теперь ужимаем список общих предметов до предела - и получаем самую простую и логичную структуру:
1. Родной язык и литература.
2. Мировая литература и иностранные языки.
3. География, геология и астрономия.
4. Физика, биофизика и биомеханика.
5. Химия и биохимия.
6. Общая биология, ботаника, зоология и палеонтология, а также сравнительная анатомия.
7. Математический аппарат, геометрия и стереометрия.
8. Всемирная история, этнография и культурная антропология.
9. Национальная история, этнография и культурная антропология.
10. Мировая культура и искусство.
11. Национальная культура и искусство.
12. Техническое творчество и рукоделие (включая кулинарное искусство, кройку и шитьё и т. п.).
13. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, первой (доврачебной) медицинской помощи и т. п.
Итого 13, максимум 14 (если посчитать два наших гос. языка и, соответственно, две литературы))) пунктов вместо 21-го; урезать точно вдвое не вышло, но тем не менее...
А теперь простая арифметика.
Ежедневное пребывание ребёнка в школе не может продолжаться более 8 часов (ещё 8 часов - на счастливое детство, и ещё 8 - на полноценный сон); к тому же надо отбросить время на дорогу до школы и обратно, а это ещё минус примерно 1 час, то есть чистого учебного времени выходит - 7 часов.
Домашние задания - вздор и варварство, отнимающее у ребёнка детство, а у родителей - время и нервы; их необходимо забыть как страшный сон, поскольку они бессмысленны и беспощадны примерно так же, как и работа, которую регулярно берут из офиса на дом.
При продолжительности [интересного и методически правильного] урока в 45 минут нормальная перемена занимает 15 минут, а перерыв на полноценный обед - 45 минут; т. о., в 7 ежедневных школьных часов свободно вмещается целых 6 уроков, чего совершенно достаточно; при пятидневке количество уроков в неделю может составить до 30 академических часов, чего тоже достаточно с избытком.
Теми знаниями, умениями и навыками, которые школа обязана давать всем ученикам поголовно и в первую очередь - являются:
физическая культура и оздоровление,
искусное творчество и
совершенное овладение языками и речью параллельно с приобретением минимально приличного общеобразовательного и культурного цензов.
Отсюда следует: каждый из четырёх полных учебных дней недели (кроме сокращенной пятницы) обязательно содержит 1 урок физкультуры, 1 урок технического творчества либо искусства и 1 урок родного либо иностранного языка и соотв. литературы.
Оставшиеся три урока в день распределяются уже совсем просто - с естественным чередованием естественнонаучных и гуманитарных блоков:
понедельник: география, всемирная история, физика;
вторник: химия, национальная история, биология;
среда начинает цикл заново: география, всемирная история, физика;
четверг цикл заканчивает: химия, национальная история, биология;
пятница - сокращенный день, состоящий из пары уроков математики+дополнительных/самостоятельных занятий в индивидуальном (внеклассном) порядке.
Теперь суммируем эти подсчёты на предмет соответствия поставленным целям.
Уроков физкультуры - 4 в неделю, т. е. каждый день.
Каждая естественнонаучная и каждая гуманитарная дисциплина, включая национальные, а также математика - изучаются на протяжении 2 уроков в неделю.
Языки и речь совершенствуются каждый день.
Изучение самых разных искусств, от мировых до национальных и от художественных до инженерных - занимает минимум 4 урока в неделю, т. е. происходит опять-таки каждый день.
При этом совокупная недельная нагрузка составляет приемлемые даже для начальной школы 26 академических часов при наличии правильного начала уикэнда.)))