Да, эт точно. Сколько боролись за то, чтобы просто модернизировать дворец. В итоге решили так, но сделали как обычно. Начали демонтировать и обвалили все. Чтобы разрушить и новое построить. Задолбали эти кладбища арен, супермаркетов по городу. Уже давно там ничего не покупаю за редким исключением.
ВКонтакте сегодня наткнулась на полную статью о Витагесе. Тут конечно совершенно разгромная статья. Понятно, что никто его приглашать не будет с таким "неформальным" взглядом на выездку, хотя по мне, так все правильно.
Мне вот интересно, что имелось в виду под словами две ладони от вертикали. Думаю, что в оригинале он по другому как-то сказал.
А так - ХЕНД (англ. hand — ладонь) — мера длины, первоначально равная ширине ладони, составляет 4 дюйма или 10,16 см. Обычно ладонью измеряют рост лошадей.
Т.е. получается 20 см, что, в принципе, так и получается, когда едешь носом вперед, а не вниз.
Всадники, концентрируйтесь! О Венской классике в Москве
Автор — Е. Штатнова 2009 год
Раймонд Витагес – один из самых уважаемых тренеров, преподающий классическую школу верховой езды. Изучавший методы классической школы под руководством многих знаменитых тренеров, в том числе и Алоиса Подгайского, Раймонд Витагес с успехом применяет ее принципы в современной спортивной выездке. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает тренировать всадников и работать с лошадьми.
Практически каждую тренировку Раймонд Витагес начинал с объяснения, что движение лошади должно начинаться от активной работы зада: «Я могу сравнить лошадь с парусником, который двигается от ветра, дующего сзади. Толкающая сила задних ног – это ветер, без которого не может быть правильного движения лошади». Чтобы выработать такое движение не нужно сложных упражнений. Переходы шаг-рысь-галоп-остановка-рысь и так далее учат лошадь правильно реагировать на средства управления всадника.
Основой продуктивной работы с лошадью является правильная посадка. Этому вопросу г-н Витагес уделил особенно много времени, подвергнув критике распространенное мнение, что корпус всадника должен отклоняться назад. Когда у всадника правильная посадка, лошадь учится работать спиной, ее движения свободны и элегантны, и она легко выполняет как прибавки, так и сокращения. Корпус всадника должен располагаться перпендикулярно земле, или даже смещен вперед. Плечи должны располагаться над передней лукой седла. Такая посадка вызвала много вопросов, как у участников семинара, так и у зрителей. Г-н Витагес привел в пример конкуристов, троеборцев, жокеев, указывая на то, что никто из них не едет с корпусом «в отвале» назад, как это часто можно видеть на выездковых аренах. Если всадник отклоняется назад, он загружает зад лошади, гасит импульс и свободу движения. Кроме того, сидя «в отвале» спортсмен часто всего непроизвольно хватается за повод, чего делать нельзя. Раймонд Витагес отметил и весьма распространенную, но крайне вредную привычку всадников смотреть вниз. Опущенная голова портит осанку, а кроме того, как можно видеть, куда нужно ехать, если постоянно смотришь в пол?
Перейдя от посадки к первым упражнениям на рыси, Раймонд просил всадников двигаться по стенке прибавленной рысью по прямым и сокращенной рысью в поворотах. Это несложное на первый взгляд задание выявило сразу несколько проблем. Мало кто смог с первого раза правильно сократить и выдвинуть лошадь. Раймонд Витагес отметил одну общую особенность: лошади слишком неактивно двигаются на рыси, зато на галопе несутся «безумным аллюром».
Работая с одной из лошадей, вяло трусившей по стенке, Витагес попросил всадницу отдавать руку, давая возможность лошади продвинуться вперед, и легче сидеть в седле, то есть немного приподниматься на стременах, освобождая зад лошади. «Если вы не можете приподняться на стременах, оставаясь какое-то время в этом положении, значит, ваша посадка неправильная», - добавил Витагес.
От всех без исключения всадников тренер требовал точного выполнения своих указаний и движения строго по манежным фигурам от буквы к букве: «На соревнованиях от вас требуется движение точно по стенке манежа, и это нужно вырабатывать на тренировках. Нужно тренировать упражнения там, где они требуются по схеме». При перемене направления из угла, с которым тоже возникли сложности, Раймонд учил всадников сначала пройти угол на согнутой лошади, затем выровнять ее и только после этого начинать прибавку, которая должна достигнуть апогея при пересечении средней линии. Самым частым указанием Раймонда было «Смягчить повод!» Он отметил общую тенденцию слишком жесткого контакта по руке у наших всадников.
Контакт должен быть постоянным, нос лошади – на ширину двух ладоней вперед от вертикали. Большие трудности вызвало требования тренера смягчать повод при подъеме в галоп. Раймонд объяснил, что если повод не отдавать, на переходе в галоп лошадь как бы подпрыгивает вверх, а нужно просто дать ей возможность плавно вынести вперед ногу и пойти галопом. Тот же принцип применяется и при менках ноги в воздухе. Все участники семинара имели проблемы с отдачей повода: «Работать поводом от себя почему-то является для вас большой психологической трудностью», - отметил Витагес.
Полуодержки и сокращения также нужно делать правильно. Дергать за повод, давая ему провисать, - абсолютно неверно. Полуодержки должны быть резкими и непродолжительными, при этом даже при отдаче руки контакт со ртом лошади должен сохраняться.
Также г-н Витагес уделил много внимания боковым движениям. Он объяснил, что на уступке шенкелю по диагонали, корпус лошади должен быть выпрямлен и двигаться параллельно длинной стенке. От лошади требуется только постановление. На упражнении плечом внутрь от лошади уже требуется заметное сгибание, а самая большая степень сгибания требуется от лошади при выполнении принимания на рыси и галопе.
На вопрос о том, в каком возрасте лошадь может начинать делать принимания, Раймонд ответил, что возраст особого значения не имеет, главное – это правильное выполнение упражнения и грамотная подготовительная работа. Одной из спортсменок Раймонд указал на то, что важно правильно подвести лошадь к выполнению принимания: сократить лошадь, затем добиться требуемого угла сгибания, и затем поддерживать это положение на протяжении всего выполнения элемента.
В работе со спортсменами Раймонд Витагес применял скользящие поводья и развязки, объяснив, что это вынужденная мера для того, чтобы «насильно» поставить лошадь в нужное положение, дав возможность всаднику его почувствовать. В повседневных тренировках Витагес старается использовать дополнительные средства по минимуму. «С ними нужно обращаться очень аккуратно. Лекарство, принятое в больших дозах, может привести к смертельному исходу», - добавил Раймонд. Он порекомендовал спортсменам, не имеющим большого опыта работы с дополнительным снаряжением, не стесняться спрашивать у своих старших коллег. То же самое относится и к работе на корде. Работа с лошадью на корде – это не простое движение по кругу для моциона. Через корду должен поддерживаться постоянный контакт между рукой человека и ртом лошади. Работа на корде – большое искусство, и владеют им далеко не все.
Во второй половине семинара Раймонд Витагес рассказал о правильной работе шенкеля. По его мнению, на аллюрах и переходах в более низкий аллюр (например, из рыси в шаг) шенкель не должен работать вообще. Переходы выполняются только за счет натяжения повода. Шенкель подключается только на переходах в более высокие аллюры (из шага в рысь и из рыси в галоп) и при выполнении боковых движений. Шенкель и повод никогда не должны действовать одновременно – только по очереди и в определенный момент времени. Эта методика вызвала бурное обсуждение на трибунах, но результат указывал на то, что Витагес прав. На замечание, что в учебниках по верховой езде пишут о том, что шенкель должен работать всегда, Витагес ответил, что существуют учебники сомнительной ценности. В качестве книги, заслуживающей доверия он назвал труд его учителя Алоиса Подгайского, который, к сожалению, не переведен на русский язык, но доступ для изучения на английском. «В этой книге собран четырехсотлетний опыт работы с лошадьми по классической школе, и вы можете изучить его, а затем попробовать применить в своей работе», - добавил Витагес.
Говоря о более сложных элементах, таких как пируэт, Витагес несколько раз повторил, что главное – это сначала добиться качественного галопа. Если он видит плохой пируэт, то знает, что проблема лежит в качестве галопа. Пируэт начинается с сокращенного галопа. Затем всадник должен описать сначала большой круг задними ногами лошади, постоянно думая «поворот-поворот-поворот». При этом ни в коем случае нельзя тянуть за повод, работает только внешний шенкель, и обязательно нужно сидеть в седле легко, чтобы не гасить импульс лошади.
Подготовка к одиночным менкам ноги начинается с простого упражнения по диагонали: галоп-рысь-галоп. Переход из галопа в рысь делается только руками путем натяжения повода. Если лошадь выполняет это упражнение спокойно и прямолинейно, можно переходить к менке, помня о том, что ни в коем случае нельзя затягивать повод. Сигнал к перемене ноги подается, когда передняя нога лошади находится на земле, только в этом случае менка будет плавной и эффектной. Ритм галопа на менке не должен меняться. Лошади начинают торопиться от слишком активного воздействия шенкелем или слишком грубой работы рукой. Если следить за собой, то ничего сложного в менках нет.
После хорошей тренировки лучше дать лошадь пошагать с полностью опущенным поводом, чем рысить в положении «вперед и вниз». В заключении Витагес сказал, что научиться работать с лошадью правильно может каждый. Это только вопрос тренировки и концентрации. Все лошади разные, с разными проблемами. Искусство исправлять ошибки – это признак высшего мастерства. Раймонд Витагес в течение 12 лет занимался исправлением дурноезженных лошадей, но он никогда не делал этого в одиночку. У всадника всегда должен быть кто-то, кто может подсказать с земли, правильно ли выполняется тот или иной элемент. Впрочем, глядя на участников семинара, Раймонд Витагес отметил, что у нас немного хороших тренеров, судя по ошибкам, которые делают их ученики, приехавшие на семинар. «Неужели вам никогда не говорили, что голову надо держать прямо?!», воскликнул Витагес, глядя на одну из всадниц. «Для того, чтобы хорошо ездить верхом, в голове нужно держать очень много всего, но тренировки и постоянный самоконтроль помогут вам более качественно работать с лошадьми», - сказал в заключении г-н Витагес.
Впрочем, желание совершенствоваться и учиться имеют немногие спортсмены и тренеры. Трибуны в субботы были полупусты. Для тех, кто заинтересовался методикой г-на Витагеса, будет еще несколько шансов ознакомиться с ней на практике. Организаторы семинара обещают, что нынешний визит г-на Витагеса в Москву был не последним.