Re: Учиться - никогда не поздно. Расширяем кругозор-2. Ванил
Кира, спасибо за цветы
.
Расширяем кругозор - 2. Ваниль.
Сегодня выбралась в еще одно новое место. Познакомилась с новым тренером, посмотрела новую конюшню и поработала на новой лошадке. Бонусом стал несколькодневный жеребенок и отара овечек с козочками и их дитями. Сплошной день новизны.
А все благодаря моему замечательному тренеру! Вот скажите, где вы видели, чтобы тренер не только тренировал ученика, но еще и подыскивал, куда бы ему съездить потренироваться дополнительно??? :shock: А вот мне стоило только пожаловаться Танюше, что трудно придумать, куда бы еще выбраться с толком и пользой, как она меня опять буквально, можно сказать, за ручку отвела на отличную лошадь к хорошему тренеру. Спасибо тебе, Танюша, огромное!
Итак, я сегодня была на конюшне в Лаголово. Туда меня подхватила от метро тренер Наташа, а обратно уже добиралась на маршрутке. Немного подальше и подольше, чем в Карлино, зато более предсказуемо, т.к. маршруток куча, не приходится долго ждать.
Конюшня меня впечатлила тишиной и уединенностью. Правда, мы приехали в субботу около 10.00 утра, т.е., не самое популярное, наверное, время, но все же конюшня, где из людей – только конюх, - это очень необычное для меня зрелище. Собственно, конюшен там даже две небольшие, несколько совсем молодых лошадей – двухлеток или даже помладше. Тоже интересно было посмотреть – я до этого их вживую-то особо и не видела. У нас все взрослые на конюшне.
И бескрайние поля в обе стороны фактически от дверей. Это вполне искупает отсутствие крытого манежа. Как ни крути, а верхом заниматься на свежем воздухе гораздо приятнее, если только нет дождя, а с погодой мне повезло.
Лошадку, на которой мне предстояло заниматься, зовут Ваниль. Я как-то не удосужилась уточнить домашнее имя и сама окрестила ее Ванькой, а меня не поправили. Рослая, гнедая, и гуляющая в полях, а потому – в зимней шубе статная кобыла. На протянутое ей яблоко посмотрела довольно равнодушно, попыталась его откусить, но я не очень ловко подала - у нее не сразу получилось. Однако она торопиться и суетиться не стала, потихоньку разобралась, отгрызла половину, прожевала, и снисходительно взяла вторую половинку.
Прочистить зимнюю шубу так, как мы надраиваем Громика, было нереально, но мне выдали очень удобную мягкую резиновую скребницу, я выбрала самую жесткую щетку (тоже очень ловкую) и почистила ее вполне успешно, более или менее. Во всяком случае, пыль лететь перестала и работа была принята. Наташа тем временем расчесала хвост и гриву и раскрючковала ноги. Поседлали вместе - Наташа положила вальтрап и меховушку, а я – седло и потом все зацепила-застегнула под ее присмотром. Уздечку я надела тоже легко. Сама она брать не стала, но и не сопротивлялась нисколько, стояла спокойно, и легкое нажатие на беззубый край тут же позволило трензелю оказаться во рту. И голову внизу подержала, пока я за ушами все расправила.
Вывелись, а вот садиться пришлось почти с земли. Максимум, что мы нашли – полчурбачка на боку, см 30 от земли. Я опустила свое стремя на самую нижнюю дырку, Наташа подержала с другой стороны, и так я влезла без проблем.
Седло оказалось непривычным. Первое ощущение было – совсем плоское. Потом я поняла в чем дело – в нем фактически нет передних упоров и передняя лука тоже очень низкая. Я не спросила про тип, но факт тот, что по ощущениям мне было весьма непривычно. Однако ничего, довольно быстро приладилась.
Зато эта конструктивная особенность седла самым положительным образом повлияла на мою посадку на строевой рыси
: в такой ситуации, да еще в чистом поле, мне почему-то резко расхотелось прыгать вверх на носочках
, как я до сих пор периодически имею тенденцию. Я сразу села поглубже вниз-назад, в пятку, а привставать старалась как можно экономнее, не вверх, а именно чуток вперед, но так, чтобы бедро оставалось лежащим на седле, только перекатывалось. В общем, все, как и Таня, и Наталья учили. И меня кой-то веки похвалили за строевую рысь.
Начали на корде. Вышли в поле подальше, буквально кружок сделали шагом, выполнили пару остановок, чтобы, так сказать, познакомиться, и поехали строевой рысью. Я просто ехала, Наташа на меня смотрела.
Ваниль сразу сама стала в повод. Я вообще ничего для этого не делала – на корде же. Просто поставила руки и поехала, а она в эту ручку честно и мягенько сама немного округлила шейку, повесила вниз носик, взяла меня на спину, и побежала – сама себя понесла, чем меня купила просто сразу и с потрохами :lol: . Вот прямо так, без разминки, фактически без каких либо просьб, с одного намека. Даже с Маней мне гораздо дольше и сложнее приходится договариваться, чтобы двигаться в поводу. Конечно, не потому, что Маня хуже это умеет – просто она намного чувствительнее и реактивнее, и чтобы прийти к взаимопониманию, что именно я прошу, а какие сигналы ей надо игнорить как «информационный шум», проходит время, порой довольно значительное, да и усилий с моей стороны требуется много (не физических, а именно на внимание и координацию). А тут – бац, и все само получилось. Правда, не исключено, что и корда повлияла. Но так или иначе, мы поехали, и я даже по просьбе чуть добавила движения – ногу она слушала отлично.
Потом меня попросили проехать в полевой посадке – только Наташа ее назвала балансирующей посадкой, но я догадалась правильно, о чем речь. Потом то же самое сделали в другую сторону. Буквально несколько темпов проехали учебкой.
Потом подъемы в галоп. Разумеется, не сразу, но довольно быстро я разобралась. Наташа еще раз мне показала, где должна сработать внешняя нога (прямо руками, только на внутренней), и подъемы у меня стали получаться очень легко. Поднимается она чисто от шенкеля, а если точнее, от четкого посыла нижней его частью за подпругой и чуть-чуть вверх. Очень легко – буквально, как кнопкой «вкл».
Вообще лучше всего она реагирует на четкие, отчетливые, достаточно выраженные и как бы «формализованные» команды. Если на Мане надо именно «двигаться лошадью» для оптимального результата, т.е. действовать строго всей совокупностью средств управления в очень четком процентом соотношении каждый момент времени, то тут больше работа «на кнопках»: нажал – включилось – работает – нажал – выключилось. Я утрирую, конечно, но на моем уровне – это ну просто о-о-оочень комфортно
. Хотя такого кайфа и чувства «кентавровости», как в редкие моменты успеха на Мане, и не ловишь, зато в процентном отношении времени, когда лошадь делает именно то, что ты хочешь, гораздо больше от общего времени занятия.
(С Громиком сравнить сложнее – он «многофункциональный»: и на «кентавровость» настроен, и от кнопок тоже хорошо включается, но преимущественно при поддержке с земли Таней. Сверху кнопки постоянно заедает – надо все же работать более цельно, как и с Маней, хотя и не так «мелкодисперсно», не так детально. Никто ничего не понял, наверное
, но я для себя же пишу, так что извиняйте).
В общем, убедились, что в галоп мы поднимаемся и останавливаемся, и что у лошади никаких ненужных идей в голове нет, и отцепили корду. Опять же, Ваниль каждый день гуляет в полях, но под всадником работает достаточно редко. Наташа даже не могла точно сказать, когда последний раз ее брали под седло. И при этом – никаких поползновений, никаких фокусов: полная лояльность и управляемость, хотя было видно, что бегать ей очень даже в кайф, и она совсем не прочь активно подвигаться. И кстати, ветер был очень сильный, аж сдувало - тоже для многих лошадей провоцирующий фактор. И ничего.
Работа в чистом поле для меня тоже была абсолютно новым опытом. Даже у Маши, где я ездила по пересеченке, мы больше ездили по лесам и дорожкам, а чтобы прямо по полю до горизонта – не припомню. И как правило – ездили в смене, т.е. я – за хвостом. Одна я ездила только в лес и по дороге. А тут единственный пространственный ориентир – тренер в центре вольта, да полоски старых борозд, которые читаются на земле. Домики где-то на горизонте, и надо смотреть вдаль, чтобы они попали в поле зрение, а не в гриву и под ноги, как я делаю всегда. Так что ощущения были необычные.
И движение по естественному грунту тоже отличалось от манежа – на рыси не было такой абсолютной ровности: то бороздка, то кочечка, то грунт более скользкий, то посуше… С этим я у Маши сталкивалась, но это было давно, так что тоже пришлось к этому приспосабливаться.
Сочетание несколько скользкого грунта с отсутствием упоров привело к тому, что я стала больше, чем надо, цепляться за повод – на легком контакте, который был в самом начале, на корде, возникало острое ощущение неустойчивости, чувство, что мы можем в любой момент поскользнуться и упасть. Я стала искать более плотный контакт, но не уверена, что это было правильное решение. И тем более не уверена, что мне это удалось. Забегая вперед – на руку мою она к концу занятия стала ругаться, я ее подзадергала.
Отцепившись от корды, мы поездили строевой рысью по вольту, потом по восьмерке – переложение вначале я сделал очень плохо, но потом получилось получше, а вот насчет формы и размеров вольтов – тут ничего не могу сказать: в поле я даже не пыталась это оценивать. Но вроде как тренер сказала, что более или менее.
Потом проехали серпантин – «примерно 12 м ширина петли, петель 5-6». Я стала выполнять задание, но петли посчитать забыла, однако на очередной, как раз где-то 4-5-6-ой Ваня громко заржала, а поскольку серпантин мы делали от тренера в сторону горизонта, то я решила, что это может означать, что лошадке стало одиноко, и не искушая судьбу, повернула обратно.
За серпантин нас похвалили и даже повторять его не стали.
А вот следующее задание я завалила, оно было уж слишком для меня сложное. Надо было сделать восьмерку на галопе с переменой ноги через рысь. Проблема была в том, что переход в рысь и подъем в галоп с рыси у меня получались сильно не сразу. С шага даже лучше стало получаться к концу, а вот на рыси я стала подключать старые стереотипы и суетиться, поэтому лошадь вытягивала морду вперед и расширяла рысь вместо подъема, не понимая, чего же я там кручусь сверху. Нет, мы поднимались, но поскольку все это происходило не там, где задумано, то в восьмерки мы не вписывались – ерунда получалась: вольты разного размера и неправильной формы, подъемы и переходы – где попало, а не в начале и в конце прямой
. Сделали много попыток, в обе стороны, добились хотя бы некоторого прогресса и пошагали. Короче, именно восьмерка так и не получилась, но: подъем – вольт на галопе – выезд на прямую – переход в рысь – где-то там подъем с другой ноги – некая округлая фигура на галопе с другой ноги – это в итоге мы делали.
На шагу попробовали расширить и собрать шаг. Получилось, тренер приняла. Потом опять работа с галопом: подъем – переход в рысь и в шаг. Тоже оказалось неожиданно сложное упражнение. Несмотря на то, что мы это с Таней отрабатывали (правда, под бичом и с поддержкой команд снизу, но довольно много), и с Натальей на Мане – тоже много раз. Но мне пока это сложно дается везде, потому что есть глупая тенденция тянуть за повод вместо работы корпусом прежде всего. Меня отучают, отучают, но я все никак не отучусь. :cry: Вот и здесь. В шаг вообще в упор перевести не получалось долго, даже с рыси сильно не сразу. Наконец, я вспомнила именно как на Мане – вначале сокращаю галоп корпусом, и только потом в шаг, сосредоточилась максимально (даже глаза закрыла) и один единственный раз получилось практически галоп-шаг, буквально полтемпа рыси она сделала. Но повторить я это больше не смогла.
Справедливости ради - Ване бегать нравилось, а шагать - не очень. Она на набор повода уже сама в рысь поднималась, если корпусом не держать активно (если прямо вниз просиживать, сопровождая шаг, тогда шагала, а если просто расслабленно повод набирать - тут же прибавляла и понималась в рысь). Так что на этой лошади переходы - более сложное упражнение, чем подъемы.
Но к концу переходы в рысь по словам тренера стали с моей стороны получше по корпусу, и на этом мы закончили.
Тем более, что Ваня стала намекать, что час уже прошел, и урок окончен, а также, что всадника с такими корявыми руками ей катать уже надоело (повод на шагу стала периодически выдергивать вниз, как и Гром делает, когда ему рот задергаешь).
Со ртом, я еще сообразила только когда трензель замывала, что я не учла, что здесь-то простой трензель восьмерка, а не олимпийка, к которой я привыкла (и на Громе на ней, и на Мане).
Надо было помягче рукой-то, покороче движения, а я - по привычному.
В итоге, мне сказали, что по низу вообще нет вопросов, посадка и шенкель понравились, а вот сверху – уже все не так радужно, и посоветовали засунуть палку за спину. Таня тоже давно этим мне грозится. Думаю, что главная причина даже не в сутулых плечах как таковых, а в том, что я опять смотрела все время вниз. Забыла я про это, во-первых, и внимательно следила за грунтом, потому что там и ямка могла попасться, и неровности хотелось отслеживать, во-вторых. Наташа мне несколько раз говорила, про грудь вперед-локти назад, но мне ж надо каждые 30 секунд повторять.
И мне в целом занятие очень понравилось. С Ванилью было очень приятно поработать, и с Наташей - тем более.
У Ванили аллюры мягкие, удобные, ритмичные и в то же время - активные, как и она сама. Очень чуткая на шенкель и на рот, гнется отлично, легко, и при этом очень спокойная по темпераменту - ближе к Грому. Никаких вздрагиваний, никаких нервов: бежим - так бежим, короче - так короче, шагаем - так шагаем. И очень настроенная на сотрудничество, честная до крайности. Буквально: "чего изволите", но при этом без суеты и сама голову тоже не отключает: грунт-то не идеальный, поэтому она сама где считала нужным - подсокращалась, могла даже на рысь перейти, если я не поддерживала активно... В общем, прямо лошадка-тренажер в лучшем смысле слова: никаких напрягов, сиди и работай над собой.
На ней, пожалуй, впервые за последнее время я совершенно спокойно и расслабленно поднимала в галоп (в конце занятия, с шага, когда переходы работали). Вот вообще без напряга - на полностью мягком корпусе, расслабленных плечах и руке. Я почувствовала наконец-то где-то внутри полную уверенность, что галоп по моей команде точно будет. В моей психологической ситуации это было, по-моему, ну просто очень кстати. Думаю, даже ради одного этого надо будет повторить.