Re: Учиться-не поздно.Комарово 18 и зан. "№213 с половиной"
Комарово 18 и занятие 213 с половиной
Сегодня с самого утра была в Комарово – опять занималась на Мане. Маня сегодня была в несвойственном для нее, но очень приятном для меня состоянии: полусонном. Ее надо было двигать, а двигать – это мне привычно, это я понимаю, этого я не боюсь.
Вообще, надо сказать, что я стала заметно увереннее себя ощущать в седле в целом, после того как начала заниматься на Мане и поездила на других лошадях. В мою картину миру вошел факт, что «лошадь может сама по себе быстро бежать вперед» - уже не на уровне теоретических знаний, а на уровне почти привычного факта бытия. И меня потихоньку это перестает пугать и удивлять. Причем, благодаря длительному периоду громообщения, даже после падений зажимы и страх, слава Богу, не образуются. Бывает, конечно, но по мелочи, а не в форме паники. Я просто потихоньку усваиваю идею, что не все лошади на свете полностью похожи на Грома в неторопливой мягкости движений и привычке тут же тормозить на потерю равновесия всадником, но однако при этом на них – других лошадях – тоже можно ездить :lol: , и даже очень и очень интересно. Мозгом-то я это всегда знала, а теперь и тельце потихоньку это осознает.
Но это было лирическое отступление. Если вернуться к нашим баранам к Мане, то в ситуации «надо двигать» я действовала увереннее обычного и не забывала о работе шенкелей, что тоже положительно сказывалось на целом. Ну и, если честно, то после полета это было более чем кстати, поскольку некоторый внутренний напряг присутствовал, и на легкие шарахи я могла сильно зажаться. А так – повода не было, и мы отлично и спокойно отработали.
По субъективным ощущениям сегодня как-то проще быстрее удалось поставить ее в повод. Немного не хватало импульса на рыси, поэтому она туда не вполне проходила, но контакт был ровным, спокойным, и в итоге мы более или менее туда доталкивались.
Сегодня попросила Наташу поработать к тестику – все-таки послезавтра езда. Поэтому первую рысь просто ехали по стенке и делали большие вольты и перемены. Задача заключалась в том, чтобы двинуть лошадь в повод, что мне удалось лишь частично: ползали мы.
Поэтому, после того как мы немного прошагнули, нас поставили на вольт вокруг тренера и последовала команда: «подъем в галоп». Я совершенно этого не ожидала, и от удивления конкретно испугалась. Даже пришлось извиниться и попросить несколько секунд на «моральную подготовку». Но к счастью, быстро сообразила, что бояться абсолютно нечего, и решила вновь проверить, как работают мои свежеобретенные путем неустанного вбивания в тушку умения поднимать лошадку. Я все еще не до конца верю своему счастью, что немудрено после стольких душевных терзаний по этому поводу – уже самой от себя смешно.
Оказалось, что все работает: поднялись мы с первой попытки (вот этот момент для меня очень важен – что на прошлой тренировке, что сегодня: исчезло чувство «слепого котенка» и появилась уверенность в своих действиях) и вполне прилично. Наша задача была простейшей: просто чуть двинуть лошадь галопом по вольту, чтобы она проснулась в целом и активизировала зад. Так что мы сделали очень короткий галопчик (даже не помню, был ли второй подъем ездой налево или только направо мы несколько вольтиков проскакали), а потом перешли в рысь и поехали по моей схеме. У занятий в 8.00 утра есть огромное преимущество: абсолютно пустой манеж и весь – мне. Наташа положила бортики, обозначив мне мою длину 40, и я спокойно катала, что хотела.
Правда, несколько напрягает, что по буквам толком так и не получилось поработать – именно последовательно всю схему: тут манеж на 4 метра шире стандарта, поэтому я опять делала схему «на глазок» и за буквами мы не особо следили, а в Бэсте тоже буквы и площадка не соотносились друг с другом. Но отдельно, по элементам, этот момент (отъезд-заезд-переход на буквах) отрабатывали много раз, так что надо будет просто применить знания в комплексе, и все.
Схему поехали уже учебной рысью. Я решила попробовать – если не смогу, то всегда успею сказать – и оказалось, что ребра мои молчат в тряпочку, и вполне я уже могу уже учебкой двигаться. Хотя первые полминуты после строевой – это какой-то мрак. Я не понимаю, почему я каждый раз начинаю болтаться во все стороны, как впервые на лошади оказалась. Причем, буквально через 20-30 метров все налаживается, но вначале… Кстати, со стороевой рысью после шага – примерно то же самое. На Громе это не так заметно – он мягкий и неамплитудный, особенно поначалу-то, а вот на Мане я каждый раз чувствую себя тем самым, что в проруби, и злюсь на себя. Такая вот задержка во включении нужного двигательного стереотипа.
Первый раз проехали слабо, а на второй прокат я приноровилась, и дело пошло получше. Правда, конечно, довольно по-разному это происходит – немножко за разным мне надо следить на Мане и на Громе. Стратегия-то одна: главное – смотреть глазами не вниз, а вперед. Это и Таня твердит, не переставая, и Наташа все занятие повторяла. И действовать правильно корпусом. Но детали чуток отличаются. Главным образом тем, что на Громе надо поддерживать движение, а на Мане – не обязательно, важнее сохранять мягкою и спокойную руку, и тогда она почти сама двигается. На дерганье рук Гром пытается вытянуть вперед нос, повод и тебя заодно, а Маня – наоборот: уходит головой резко вверх или прячется за повод, притягивая нос вниз к груди. Соответственно, и исправлять свои косяки поводом нужно по-разному. Ну и учебка от строевой тоже отличаются для меня, хотя уже поменьше, чем раньше.
Но главное – все равно абсолютно одинаково: надо очень четко ощущать всю лошадь под собой, и попой, бедрами, корпусом ее вести. Не каждым «средством управления» отдельно управлять, а именно вести целое из под себя вперед. Это не набор движений – это ощущение. Когда я о нем помню и его ловлю, то все получается. Как только увлекаюсь частностями, пытаясь что-то такое «выделать», сразу все сыпется.
И несколько практических советов Наташа дала. Самый главный: ехать нагло. Очень помогло, кстати, потому что этот образ позволил четко вспомнить, кто здесь кем управляет, и кто на ком едет. При этом не пытаться что-то сделать лучше, чем на тренировке – просто делать правильно. И еще – при выходе из серпантина на букву как докинуть на стенку зад, почти как на уступке шенкелем, чтобы получился правильный выход.
А еще Наташа объяснила остановку: три последовательные одержки. На Мане и правда после этого стало очень четко получаться, но тут уже, как мне думается, срабатывал эффект, что эта лошадь – опытная и отлично знает, что означают последовательные одержки в точки Х сразу после выезда на центральную. С Громом потом пришлось остановку еще отрабатывать – на нем это немножко по-другому происходит.
В общем, проехали мы по схеме раза три, но у Мани, по-моему, случился когнитивный диссонанс: она прекрасно поняла, что мы ездим по буквам, с переходами, и все ждала, когда же это странное вступление закончится, начнется собственно схема :mrgreen: , но так и не дождалась. Если учесть, что она сейчас непосредственно выступает по СП1 :mrgreen: , то можете себе представить, ее недоумение :shock: . Но как положено воспитанной лошади, она никак его не выражала, а честно бегала, куда просили, и даже честно шагала, все, что полагалось.
А в конце сделали галоп на вольту – подъемы опять были вполне приличны. Затем проехали по стенке и сделали перемену через середину с простой менкой (через шаг). Один раз очень хорошо, второй раз – в другую сторону – плохо: смазанно и с большим количеством шагов, а третий раз опять вполне прилично. Еще сделали то же самое по диагонали с менкой через шаг на Х. Для перехода в шаг велено было думать не про шаг, а про остановку, и тогда стало получаться хорошо. И подъемы тоже делали вполне нормальные.
На этом мы, довольные друг другом, выползли на улицу шагать: благо уже было тепло и солнышко вовсю сияло. Грунты там, конечно, шикарные.
А из Комарово поехала я в Бэст. Сегодня был не мой день – мы поменялись, но Таня разрешила подсесть после другой ученицы. Приехала я как раз к началу занятия, так что посмотрела еще и со стороны. Очень интересно и полезно, т.к. некоторые косяки – общие для всех, и со стороны хорошо видно и ошибки, и процесс их исправления по команде.
Ну а потом мы проехали пару раз схему и отдельно поработали выезд на центральную (главное – на прямую, т.е. прямолинейность) и остановки. Причем сегодня меня экипировали по полной – одели галькроты, так что заодно еще и разобрались, как ими работать. А то я с ними ездила только почти год назад, перед теми соревнованиями, и забыла то, что и не умела.
Двигались мы относительно прилично, тем более, что Полина лучше меня ездит, и конь после нее был хорошо размятый, охотно двигался и шел в повод. Ну и я была размятая, хотя разница (тип седла и сама лошадь) – заметная, и перестроиться сразу у меня не получается. Восстановили в моем мозгу идею, что лошадка двигается в повод, и руки этот повод вытянуть ей не дают, а мягко подрабатывают, где надо.
В общем, поработали, и я очередной раз убедилась, что если смотреть вперед и двигать коня из-под себя попой в руку, а не прыгать вверх, то все получается.
ЗЫ: Галстучек купила - заехала сегодня в "Белую лошадь". Правда, умудрилась запутаться в поворотах, и попетляла, а особенно, когда поехала назад: там же невозможно просто повернуть налево, надо ехать дальше, а там КАД, ЗСД, совершенно жуткая такая развязка с тысячей съездов и въездов, и не запутаться там, по-моему, может только гений. Навигатор меня посылал через ЗСД на Обводный, а я не хотела - хотела тихо-мирно по своему знакомому Московскому-Лиговке. В результате я уехала куда-то к метро Ветеранов, встала на аварийку на автобусной остановке, разобралась, нагло пролезла через три полосы пробки в крайний левый ряд на разворот и все-таки вернулась на знакомый маршрут. Правда в итоге с меня взяли 40 рублей за проезд по ЗСД - с сегодняшнего дня он платный. Причем по пути в Комарово и назад еще не взяли, хотя там я гораздо дольше по нему ехала. А тут за каких-то жалких 3 км пришлось платить. Где логика? Еще и в пробке постояла. В общем, не понравилось мне заезжать в Белую лошадь - надо будет вначале придумать, как оттуда выбираться другим путем, а потом уже туда ехать.