Re: Учиться - никонгда не поздно.Зан. 84 и 85. Сплошные сюрп
mmm написал(а):
Здорово! Я смотрю, народу то много! Это все приезжие или из деревни?
Приезжие, конечно. Этот храм, во-первых, самый красивый в районе. Остальные либо новостройки, либо переделанные, либо неотреставрированные. А во-вторых, он все советское время был еще и единственным действующим на огромный район, даже в то время на два - Бокситогорский и Ефимовский. Так что в него традиционно едут. Вдобавок в городе Пикалево решили служить раздельно, и ночной службы там не было. Вот многие и приехали к нам.
Я тут успела все-таки накропать отчетик, но без смайликов - времени нет.
Занятие 84 и 85. Сплошные сюрпризы.
Два занятия получились разными, но очень связанными.
На предыдущем работали в бочке. Причем, вначале Таня коня размяла, а когда села, то пошагав совсем немножко, мы занялись «пугалками». То есть, я двигалась по вольту рысью, а Таня показывала Грому «страшный» бичик. Конь радостно пыталась развернуться, а моя задача была продолжать движение в прежне направлении.
Первое, что мне удалось усвоить, что руки нельзя разводить в стороны. Нет, я это как бы давно знала, но как выяснилось, действовала по принципу наоборот. Поэтому обратили на это внимание и хорошо почувствовала, почему это делать не следует – когда работаешь поводом вдоль лошади, получается на порядок эффективнее.
А еще надо было понять, что все, что ниже пояса вместе с конем – это одна плоскость, а то, что выше – это другая. То есть все маневры должны балансироваться поясницей. И именно в поясницу все действия поводом должны в итоге приходить. То есть не руками и плечами дергать, помогая себе ногами удерживать равновесие, а вектор любого усилия поясницей в итоге направлять вниз, так чтобы ноги оставались на месте, независимо от верха. Трудно словами это описывать, но суть, как мне кажется, я уловила.
Немножко мы так повеселились в обе стороны, причем Гром от радости даже нашел маленького коноедика, но прыгать не стал – просто маленько пробежался по бочке. Игру прервали, с коноедиком в замерзшем окне познакомились поближе и продолжили уже спокойно.
Ну а потом пошагали, распустив повод, Таня еще раз проговорила и показала мне про поясницу, а потом поехали рысью. Причем, вначале мягко подобрали повод, и на легком контакте толкнули коня шенкелем. И – вуаля, хороший такой, четкий подъем в рысь. Успех закрепили, и поехали рысью по вольту. Шенкелем работал бичик, а моя задача была сидеть правильно и вести коня поводом. Впрочем, сидеть правильно на строевой рыси беж шенкеля все равно не возможно, поэтому и шенкель тоже работал. Если разложить на отдельные задачи (ну или ошибки), то надо было балансировать на бедрах, не сжимая колени, не закрывая шлюсс, не в коем случае не болтать ногами, а для этого пятки провесить вниз и вставать от прижатого шенкеля. А руками спокойно вести коня, поставив стабильно опору и подрабатывая пальчиками. И постепенно поднимать затылок, подбирая нос, но не зажимая поводом. Как ни странно, но в итоге вполне даже ничего получилось. Конечно, тренер все время подправляла то одно, то другое, но все-таки удалось мне поймать нужное положение и тела, и рук, и ритм. И конь сразу же очень хорошо двинулся рысью в сборе.
Работали мы так довольно долго, периодически меняя направление и на шагу еще и еще раз разбирая, что так, а что не так. Поэтому получились две рыси в одном флаконе.
А потом, прошагнувшись, так же на вольту мы поехали галопом. Задача была та же – вести коня. Но если на рыси я действительно вела коня, особенно в конце, и чувствовала это, то на галопе пока не совсем. Пока все, что мне удается на галопе, это относительно отделить корпус от рук, и балансировать, не зажимая плечей и не болтаясь, а сохраняя более или менее вертикальное положение корпуса.
Тем не менее, в конце занятия я была полна оптимизма, потому что было чувство, что практически все поставленные задачи были успешно решены.
А на следующем занятии все меня опять ждали сюрпризы. Причем начались они прямо в конюшне. Гром был почищен – я как раз успела к Таниному приезду, но седлать его никто не торопился. Вместо этого Таня взяла кожаный чомбур, велела мне взять его двумя руками на уровне груди, как повод, а сама с другой стороны стала им работать, то набирая на себя, то отпуская, причем достаточно сильно и резко. Моя задача была стоять и сохранять руки в одном положении. Сразу скажу, что это было очень-очень непросто. Я либо вытягивала руки, либо падала вся (ну, ногу подставляла, конечно, но этол не в счет – нужно же было оставать на месте, сохраняя равновесие). Таня объясняла, что надо упираться не ногами, а поясницей, не зажиматься, а слушать и балансировать, но у меня ничего не получалось. Ей пришлось довольно долго добиваться от меня хотя бы единичной правильной реакции – чтобы я вовремя и пропорционально изменила силу воздействия рукой, сохраняя равновесие. И надо сказать, что хотя бы один раз из трех стал у меня получаться только тогда, когда она уменьшила и силу, и скорость воздействия со своей стороны. Гром долго смотрел на то, чем мы занимаемся, и решил, что в этом чомбуре явно сокрыто что-то вкусное и интересное, раз мы вдвоем в него вцепились и полностью поглощены им, а его забыли – не седлают, не взнуздывают… Вначале он понюхал чомбур, потом меня, потом еще раз чомбур. Потом попытался пихнуть мои руки носом – вдруг там что-то спрятано. Был отпихнут и проигнорирован. Потом еще раз, и еще раз… Когда мы наконец закончили и повернулись к нему, то взгляд его был весьма красноречив: смесь удивления с явным беспокойством за наши умственные способности.
Но на этом сюрпризы не кончились – на меня одели галькроты. Впервые. Я, как водится, испугалась, но как-то не очень: решила, что надо просто за пятками следить, и все должно быть нормально.
Ну а на манеже было много народа, а бочки были заняты. Так что пришлось ездить со всеми. Прямо скажем, получалось все гораздо хуже, чем в бочке. Хотя Таня опять же вначале подсаживалась и размяла Грома. Так хорошо сесть, как на прошлом занятии мне удалось только в конце второй рыси. До этого ноги летали и задирались, а коленки зажимались, соответственно конь не двигался. И руки тоже болтались – не могла никак нащупать опору. Как-то этот момент у меня пока по наитию происходит. Иногда удается: послать на мягком контакте, добиться движения и уже на нем подсобрать лошадь – поднять затылок, забрать нос, чтобы был тот самый «внатяг», когда опора и вес лошади в руке достаточно ощутимы. Но чаще я слишком хватаю или дергаю руками, не добившись движения, а неспокойная рука, в свою очередь, не дает лошади двинуться, и без толчка от зада мне не сесть правильно, потому что лошадь не берет на спину. И разорвать этот порочный круг бывает очень сложно. Утешает то, что я уже его четко чувствую, и даже нередко понимаю, в чем главная проблема: что нет движения, что руки болтаются или что опять выпустила нос. Но понятно, что тут только пробы и опыт. Должны отложиться правильные ощущения и появится опыт их последовательного формирования: что за чем, с какой силой и в каком порядке. Это теоретически не выучишь, потому что на каждый темп надо подстраивать систему – как музыкальный инструмент перед игрой: тронул струны – фальш, подтянул одну, опять тронул – другая фальш – опять подтянул уже другую струну,.. и т.д.
Народ решил работать с кавалетти по одной стенке, и мне, соответственно, пришлось тоже бегать через них, но поскольку нормального движения я никак от Грома добиться не могла, то получался тихий ужас: мы через них переваливались, конечно, но очень неритмично, и я совсем сбивалась с ритма и темпа. Из-за вялого движения я уже на подходе понимала, что нам так нормально не пройти, и не зная, как мы будем через них перелезать, я вовсе бросала коня – поводом, а шенкелем пихала как попало, не в ритм, полагаясь на него: авось он умнее, все видит, и не споткнется. Результат такого безобразия можете представить. Иногда получалось чуть получше, но нормально не прошла их ни разу.
Однако есть и ложка меда: в конце второй рыси все-таки удалось сделать нормальную рысь, причем не два темпа, а целую стенку, и перешли на шаг мы по команде (и так уже ездили дольше нужного, потому что кое-кто никак не мог сесть нормально), а не рассыпавшись и не растерявшись.
В перерыве сделали остановку и осаживание. Вначале плохо: ножки не поднимали, хотя назад и ползли, но потом поправились – когда кто-то сверху вспомнил про шенкель.
А галоп надо было делать по вольту. Я немного приуныла от своих, мягко говоря, скромных, особенно в сравнении с прошлым разом успехов, поэтому вначале была полная лажа. Я опять не могла сделать нормально подъем: без голоса и не разбалтываясь в седле. И опять начала выносить коню мозг своими слишком замысловатыми телодвижениями. Тогда Таня села сама, поделал подъемы, и поскокала в разные стороны, меняя ноги, и даже сделал несколько приниманий на галопе. А потом села я, и Таня быстро превратила мои робкие потуги в подъем с помощью бичика. Ну и примерно к третьему разу я перестала психовать, а Гром понял, что от него хотят подъемы, и халява не прокатит. Дальше мы уже поднимались довольно четко, а я скоро перестала болтать плечами и изобразила относительно приличное положение тушки и даже делал вид, что управляю конем, хотя, конечно, вести его как на рыси, у меня не получалось. Но хотя бы руки не болтались, и то – достижение.
В общем, на этом занятии мы пытались закрепить то, что вполне хорошо получилось "под дистанционным управлением" и "на коротком поводке" накануне в бочке. Понятно, что мои самостоятельные достижения были на порядок скромнее, но это - нормально. Главное, что хотя бы кое-что получилось.