Да, я жива-здорова, у меня понедельник - единственный стабильный выходной на работе, да и службы в этот день не очень часто бывают, поэтому вчера я вообще не собиралась почти перемещаться по городу - исключительно в зоне пешей доступности.
Очень тепло стало на сердце, когда позвонила Наташа
@Швед-нибенимеда , узнать, как мои дела. Чужое неравнодушие всегда так утешает!
На самом деле, теракт дал потрясающий эффект.
Я выросла с мыслью, что Петербург - особый город, а петербуржцы ("ленинградцы" тогда еще) - это несколько особенные люди. Это имя обязывает. Если ты петербуржец - ты должен быть образцом воспитания, культуры и интеллигентности в лучшем смысле этого слова. Вот выходцу из малороссийской деревни вполне позволительно лузгать семечки или бросить огрызок мимо урны, а тебе - нет, придется поднять и бросить нормально... Потом перестройка, 90-е, "бандитский Петербург", "криминальная столица", обилие мигрантов, причем не только инородцев, но и просто более активное переселение людей внутри России... В какой-то момент стало казаться, что это все в прошлом. Что этот особый питерский дух ушел вместе с тем неспешным, слегка патриархальным ХХ веком, также невозвратно, как пустые улицы и безопасные дворы нашего детства.
А вот вчера я, как похоже и многие другие, убедилась, что - нет. На самом деле, главное не изменилось. И петербуржец - это по-прежнему имя, а не просто фиксация географического положения.
После взрыва люди кинулись не к выходу, а к пострадавшим, пытались помогать. Не было ни давки, ни паники.
Конечно, великолепный профессионализм показали все спецслужбы - огромное им уважение и благодарность за это. И пусть они были в полной готовности и на низком старте из-за приезда Путина - это только доказывает, что не зря каждый его приезд сопровождается "поставлением на уши" всех частей местной гос. системы. Вчера это очень помогло. Но в конце концов, четко работать при ЧП - это и есть их работа. А вот обычные люди...
Когда закрыли метро, наступил транспортный коллапс. Город встал. Мы, конечно, не Москва, но все-таки почти 5 миллионов людей в рабочий день активно перемещались. И как вдруг все убедились, наверное, процентов 70-80 народа обычно делали это под землей. А метро закрыли как раз перед часом пик.
Понятно, что отреагировали городские власти - мобилизовали водителей и выпустили дублирующие метро автобусы. Но это ожидаемо. Гораздо интереснее отреагировали частные фирмы и организации. Маршрутки отменили плату за проезд. Такси официально объявило о бесплатном вывозе из центра до метро (пока оно работало; а потом водители такси просто возили бесплатно из центра куда просили). ЗСД подняло шлагбаумы и пустило всех без оплаты. Автомобилисты стали подхватывать высаженных из метро людей и развозить их, тоже, разумеется, бесплатно. В "яндекс-разговорчиках" стали постить предложения подвезти попутчиков, указывая маршрут и время старта. Говорят, оперативно создали группы в соцсетях для отслеживания маршрутов и поиска попутных машин. Некоторые АЗС объявили о том, что развозящих людей по домам автолюбителей заправляют бесплатно на 500 р. - был список адресов таких заправок в и-нете.
Но все равно без подземки город не справлялся. Автобусы, маршрутки, такси и добросердечные частники стояли все вместе в мертвых пробках. Но это были, наверное, самые спокойные пробки в истории Питера. Никто не ругался, не подрезал, все старательно пропускали друг друга. Вслед ошалевшей от происходящего автоледи, вырулившей на встречку и поехавшей в лоб потоку, неслись не мат, а смешки (к счастью, она быстро разобралась в ситуации и развернулась).
ГАИшники реально помогали потокам двигаться, а не создавали людям дополнительные проблемы, как это часто бывает в "обычной жизни".
А люди шли пешком. И тогда кафе стали предлагать бесплатный кофе и пирожки. А в яндексе и контакте появились объявления вроде такого: "Машины нет, но могу сварить кофе. Заходите переждать!" И телефон.
А к ночи яндекс-карты наполнились сообщениями: "Спасибо водителю Ане, которая подвезла моих маму и бабушку до метро Ломоносовская". "Спасибо тому, кто подвез меня сегодня от Сапсана сюда!" и "Питер, - ты особенный город! Я горжусь тобой" "Вы все - замечательные люди! Спасибо!", "Питерцы - вы необыкновенные! Мы счастливы, что приехали сюда".
Поздно вечером метро открыли и объявили, что с утра оно будет полностью работать в штатном режиме. Однако сегодня утром карты вновь полны объявлениями: "Еду в Стрельну с Обводного в 9.30, есть 2 места" "Подвезу от Сенной до Ветеранов - 1 место и 2 детских кресла" и телефоны, телефоны.
Думается, это совсем не тот эффект, на который рассчитывали террористы. И слава Богу.
Сегодня днем Сенную опять закрыли - анонимный звонок от почти очевидно психически неадекватного человека, которому "показалось, что он чувствует в туннеле бомбу", но в контексте событий решили все проверить.
На самом деле, эта станция давно имеет славу нехорошего места. Главный вестибюль метро "Сенная площадь" стоит на месте храма "Спас-на-Сенной", снесенного в годы хрущевских гонений. В 1999 г. у этого вестибюля средь бела дня отвалился и упал на людей 24-тонный бетонный козырек. Семь человек погибло, 12 были ранены и покалечены. Разговоры о восстановлении храма идут давно, но дело осложняется плотной застройкой, коммуникациями метро и финансами. Пока стоит только небольшая часовня сразу за вестибюлем. Но надежда есть.