Все это когда-то уже было. "Алабай" Умка..

Арауканы - это такие бесхвостые курицы, несущие голубые яйца. :D

Свершилось! Заездились! ну, или почти заездились. :wink:

По -порядку.

Я долго-долго искала тележку или санки, чтобы заездить в них Роську. Ибо согласитесь, иметь каретную лошадь в сельской местности и не использовать ее по-назначению... Но все чего-то не складывалось, то цена кусалась, то еще чего... И тут совершенно случайно подвернулась телега. Не новая, но вполне себе крепкая. И вчера благодаря стараниям Иришки, она была доставлена и выгружена на плац. Дело оставалось за малым - уговорить Роську, что она не только верховая лошадь. Опыт у Роськи, хотя и небольшой, но был. Еще на конюшне у Ларисы Роська таскала за собой мешок, а потом и шину для прочистки дорожки. Но это было уже 3 года назад, и это была не телега. Снаряжение (безхомутное) нам досталось тоже от Иришки. Я его уже примеряла на Роську и поняла, что оно несколько... маловато (наверное). Но ждать больше не хотелось. Тем более, что еще 2 недели, пока у меня опять окажутся в наличии помощники (Натка с Пашкой). Заездку начали, как только спала жара. Для начала я решила отработать Роську под седлом, на этот раз не сокращая, не приставая с упражнениями и дав лошадке побегать вволю (моя спина сразу вспомнила про перетасканную накануне кучу дров). Настроение у Роськи было хорошее. по полевой дорожке она разогналась нехило. Большая скорость и отсутствие регулярных занятий накануне позволили мне особо не надеяться на правильную и быструю остановку, поэтому я дала команду к оной абсолютно не надеясь на результат. А зря. Роська была в ударе и... встала. Я, в довершение к больной спине, еще и оделась желудком на рожок. Пришлось возвращаться на плац и предложить покататься Натке. Натка не отказалась. А я пошла собирать амуницию для заездки. Пашка тем временем прикручивал оглобли к телеге. Шорка, седелка, шлею решила пока не одевать, вожжи, веревочный недоуздок, корду, и кучу разных веревочек, поскольку, понятное дело, упряжь никто под эту телегу не подгонял. Тем временем смеркалось. После почти получасовой бестолковой беготни (перчатки, другая обувь и пр.) лошадка, наконец, осаживанием была заведена в оглобли. И не обратила на них никакого внимания. Решение пришло само собой. Я одела на Роську шорку, а седло решила не снимать, прицепив оглобли к подпружным кольцам. Тут-то и пригодилась куча веревочек. Оглобли оказались длинные, поэтому длины постромок явно не хватало. Удлинили веревочками, веревочками же привязали оглобли к седлу. Посадив Натку в телегу и вооружив ее возжами и дав Пашке в руки корду, пристегнутую за веревочный недоуздок (на случай, если Рокси порвет уздечку) , я водрузилась в седло. Роська только с грустью поглядывала на растущую под ногами травку. Первая проблема - шенкель из-за оглобель не достает бока лошади. Хорошо, что Роська знает голосовые команды. Мысленно зажмуриваюсь, представляя себе картинки одна страшне другой, как Роська галопом с развевающейся по ветру телегой превращается в точку на горизонте, и ..."гоу". Лошадь пошла, телега поехала, и.... ничего не случилось. Один круг по плацу, другой. Я, не переставая, нахваливаю Роську. проблема только одна - лошадь не понимает команд вожжами. А шенкеля нет. Поэтому несколько нервничает. Но это под седлом. Под седлом Роська всегда супер-послушная. Набираюсь смелости и слезаю. Теперь Натка с Пашкой едут в телеге, а я на корде страхую в центре круга. Один подрыв все-таки случился, но небольшой какой-то, неинтересный. Остался последний пункт на сегдня - это мне оказаться сзади лошади. Нет, сесть в телегу я пока струсила, но сзади походила. Роська, потеряв меня из виду, сначала занервничала, потом, вроде, ничего. К этому времени стало почти совсем темно. И тут проблема была только одна - отсутствие привычных для лошади команд. Роська изначально заезжалась в вестерн, с голоса работала только в бочке. А в остальном я осталась очень довольна и лошадью, и телегой, и всеми нами. Завтра - вторая запряжка. И помощников уже не будет.
 
Светик, я вас с Роськой поздравляю с почином! И первый блин совсем даже не комом! Ура! Теперь осталось закрепить и научить Роську понимать вожжи))))
 
Поздравляю и дальше поаккуратней все же.
Светик,Лешик не может пока никак.У него сменщик на похороны поехал-он пока без выходных.
 
Ух ты вот это вы даёте с Роськой! Крутецко!

Свет, ты вообще где таких интересных курочек берёшь? Хочууууууу......
 
Да я сама не ожидала. Вот ей-богу! Правда, еще пока говорить рановато. Вот когда сама без помощников могу, тогда... А курочков - нет проблем. Есть великая весчь - интернет. :D Я беру племяйцом и инкубатором высиживаю. Результат далеко не 100%, но в разы дешевле.
 
Ларис, спасибо!

Новости посыпались, как из рога изобилия. В выходные мои любименькие детки подарили мне очередного зверя. Минитигра. Зверя назвали Гаврюшей. Сидит, как и полагается тигру, в клетке (попугаячьей :D ).



Далее. Я так давно хотела телегу, еще давнее - саночки. Но все как-то не так. И вот сегодня мои саночки дома (спасибо Иришкиному мужу). Ехать за ними пришлось аж в Ликино-Дулево. Но оно стоило того.

 
Случайно нашла статью. Она показалась мне интересной.

ДИАГНОСТИКА ХРОМОТЫ ЛОШАДИ

«Где у тебя болит?» Задайте любой хромой лошади этот вопрос, и она ответит.

Иногда это будет просто крик: «Моя правая передняя нога, осел! Не видишь разве, как она беспомощно болтается от самого плеча. Перестань таращится и помоги мне, наконец!» Ответы других лошадей можно легко понять, разглядев на них опухоли, ссадины или порезы: «Если бы с твоей задней левой содрали половину шкуры, ты бы еще не так захромал!»



Большинство хромых лошадей не смогут ответить так же красноречиво. Поэтому важно, чтобы Вы точно выяснили источник боли — это поможет Вам определить методы лечения. Обычно тут и начинается игра в догадки с лошадью. «Ну-ка, что болит? Путовый сустав? Вроде нет. Запястье? Трудно сказать наверняка. Тогда что-то не в порядке со связками? Вроде бы нет. Но болит-то хоть в этой ноге? Или жалуешься на заднюю? Ничего не понимаю!»

Да, сложно. Хорошо, если сразу видно, где источник хромоты, и Вам не надо снова и снова кружить вокруг лошади, которая не знает, как Вам подсказать. Но если лошадь чувствует боль, она не станет прикидываться. Вы должны задавать ей точные вопросы в правильной логической последовательности и уметь расшифровать ее ответы.

Потратьте полчаса, чтобы познакомиться с предлагаемыми нами методами. Однако, если Вы хотите найти в этой статье готовые ответы, лучше отложите ее сразу, так как мы предлагаем Вам методы, которые потребуют от Вас полной сосредоточенности и напряженной аналитической работы при минимальных подручных средствах.





ХРОМОТА И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЛОШАДИ

Организм лошади запрограммирован так, чтобы делать равномерные последовательные шаги автоматически и без больших физических усилий. Именно эта почти метрономная регулярность тактов любого аллюра и воспринимается как стандарт, с которым сравниваются шаги данной лошади, чтобы определить, компенсирует ли она боль изменением в походке. В 99 случаев из 100 хромота лошади - изменение походки, с помощью которой она стремится облегчить или снять боль в двигательном аппарате. Больная лошадь располагает весьма ограниченным набором средств, с помощью которых можно уменьшить нагрузку на беспокоящий ее орган, поэтому умение определять компенсационные возможности лошади должно исходить из оценки правильных движений здоровой лошади. Одним из лучших методов к подготовке определения хромоты является наблюдение за большим количеством здоровых лошадей в движении: это позволит довести до автоматизма зрительный образ правильной походки. Кроме того, полезно выработать привычку «освежения» своих представлений. Для этого необходимо наблюдать за нормально двигающейся лошадью, прежде чем приступать к поиску признаков компенсации у лошади, которая, по Вашему мнению, хромает.

Используя зрение и слух, можно определить характерный ритмический строй. Обычно на шагу большинство видов хромоты выражено не слишком отчетливо, за исключением крайне болезненных, в том числе вызванных воспалительными процессами в мышцах плеча и капсуле запястного сустава.

Лучше всего компенсация наблюдается на рыси, потому что это наиболее равномерный и симметричный из всех аллюров. Слышны абсолютно синхронные звуки опирания, когда диагональные пары копыт по очереди ударяют о землю.

Чтобы гасить разного рода вибрацию и колебания, которым подвергается связочный аппарат, лошадь имеет специальные органы. В первую очередь, это мышцы, идущие параллельно костям предплечья и голени, снимающие вибрацию, которая возникает в растянутых тканях при движении. Без этих мышц, играющих незначительную роль в поступательном движении, отдельные части связочного аппарата могли бы выйти из-под контроля.

Связочный аппарат лошади напоминает тросы строительного подъемного крана: он помогает сохранить костям определенное положение относительно друг друга, когда ноги несут вес туловища. Он даже позволяет лошади спать стоя. Кроме того, он создает эластичную «отдачу», которая дает импульс к дальнейшему движению ноги. Этот эффект позволяет лошади двигаться наподобие вечного двигателя - каждый шаг почти полностью дублирует предыдущий. Такая манера движения очень экономична, поэтому, когда из-за заболевания лошадь начинает двигаться с трудом, она путем укорачивания шага компенсирует боль.

Каков же источник энергии такого замечательного механизма движения? Движение вперед у лошади осуществляется такими моторами, как сильная мускулатура плеч, корпуса, пояснично-крестцового отдела, которая почти под прямым углом прикреплена к крупным костям плеч и конечностей. Ниже локтевого и коленного сустава нет ни одной мышцы, осуществляющей движение вперед.

С точностью часового механизма, качающего маятник, движущиеся мускулы тела затрачивают сравнительно небольшие усилия, чтобы обеспечить размах движения на концах опорного аппарата. Важнейшие двигательные мышцы, проходящие вдоль верхней части тела, лежат почти перпендикулярно бедренной кости. Поскольку они действуют быстрыми, короткими сокращениями, то могут сообщать высокую скорость (и ускорение) задним ногам. Это позволяет лошади развивать высокую скорость на твердой поверхности, но, в свою очередь, при большой скорости увеличивается обратное разрушающее влияние отдачи от поверхности на лошадь. Вот почему мускулатура и кости тела значительно реже бывают причиной хромоты, чем опорно-связочный аппарат ног (кости, сухожилия, связки и соединительная ткань).

Рассмотрим отдельный шаг, когда нога лошади проходит через три позиции она совершает движение взад и вперед от вертикальной оси (фаза ухода со следа и прихода на следующий след), а также находится на стадии полной поддержки веса, которая достигает максимума на полпути при движении ноги назад На каждой стадии работает различный аппарат, и знание последовательности их использования поможет решить, в какой момент шага происходит компенсация боли.



Возьмем для примера шаг на рыси. Правая передняя нога приближается к земле. Когда нога готовится опуститься на землю, связочный аппарат, который наиболее активно занят в принятии веса, будет расслаблен на всю длину. Затем напряжение, возникающее в нем, будет двигать ногу назад, и в тот момент, когда нога касается земли, она движется назад с той же скоростью, что и туловище вперед. Если эти две скорости не совпадают, например, если нога соскользнула в грязи либо оступилась на камень, лошадь спотыкается или даже падает. Во время первой стадии шага (движение ноги назад) нога обычно находится в ненапряженном состоянии свободного движения, и, как правило, не повреждается.



В последующей стадии поддержки суставы, кости и копыта получают растущую нагрузку. Удар ноги о землю гасится суставами, копытными стенками и меняющимися углами соединения костей ноги. К середине стадии поддержки максимум нагрузки на жесткую ткань двигательного аппарата уже пройден.



Когда нога нагружена полностью, находится прямо под телом и перпендикулярно ему, путовый сустав опускается до самой нижней точки и поддерживающий связочный аппарат - от копыта до позвоночника - максимально растянут.



В конечной фазе стадии поддержки сухожилия, связки и соединительная ткань находятся под наибольшим напряжением. Как только связочный аппарат передней ноги начинает сокращаться и поднимать ногу, двигательные мускулы на односторонней передней ноге заканчивают вынесение ноги вперед.



Когда передняя нога отрывается от земли, для движения вверх она использует остаток напряжения в связочном аппарате, сокращая тем самым усилия по выносу ноги вперед Во время этой третей фазы шага мускулы плеча активно включаются в вынос ноги вперед.



Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: от момента опускания ноги на землю до середины стадии поддержки происходит компенсация боли в опорном аппарате, от середины поддержки до конца третьей стадии и начале движения вперед происходит компенсация боли в связочном аппарате, во время выноса ноги вперед - компенсируется боль в двигательных мышцах.





Как определить, на каком этапе движения лошадь компенсирует боль?

В большинстве случаев это можно определить по движению головы. Голова и шея вместе составляют почти 20% веса лошади, и она использует их примерно так же, как канатоходец свой шест. Понаблюдайте некоторое время за здоровыми и больными лошадьми в тот момент, когда они рысят вдоль прямой горизонтальной линии, например, вдоль верхушки забора. У здоровой лошади голова и шея остаются на одной линии по отношению к мягко колышущемуся вверх-вниз корпусу. Голова и шея хромой лошади будут постоянно дергаться, как у карусельной лошадки. Перемещая вес вперед-назад или из стороны в сторону, этот значительных размеров противовес оказывает большое влияние на распределение веса и баланс тела в целом. Почти во всех случаях хромоты передних, а также при серьезных повреждениях задних ног, рысящая лошадь будет поднимать голову - выше обычного. Таким путем она пытается разгрузить больную ногу и перенести вес на здоровую.

Голова реагирует на боль в передней ноге следующим образом:

• хромота в начальной стадии поддержки (боль возникает после того, как копыто ударяется о землю и держится до полного опирания) обычно свидетельствует о неблагополучии в опорном аппарате и сопровождается резким задиранием головы.

• Как только лошадь почувствует боль при касании копытом земли, она немедленно переносит вес с больной ноги на здоровую, боль, возникающая в момент середины поддержки и после него, обычно связана с повреждением связочного аппарата, особенно сухожилий и связок, и сопровождается резким нырком головы, как только нога проходит фазу максимальной загрузки Поскольку другая здоровая передняя нога готовится принять полную нагрузку на данной стадии шага, опускание головы еще больше увеличивает нагрузку и таким образом облегчает работу больной ноги.

• боль в обеих передних ногах не будет вызывать резких движений головой вверх-вниз, но постановка головы часто бывает выше нормальной, так как лошадь пытается вынести передние ноги с меньшим усилием и для этого дальше подводит под корпус задние.

Определить компенсацию боли в задних ногах значительно труднее, поскольку задирание головы происходит только в самых тяжелых случаях, да и тогда этот сигнал не всегда может быть правильно истолкован.

Гораздо надежнее сравнить движение вверх-вниз бедренных костей стоя, сначала спереди, а затем сзади двигающейся лошади. Если боль возникает на ранней стадии поддержки, то остальная часть шага будет резко сокращена, и Вы увидите, как бедро «вздернется». Если боль появляется позднее, Вы заметите, что бедро резко опустилось. Для правильной оценки движения бедер обычно представляют себе большую букву «Т», ножка которой идет вдоль хвоста вертикально вниз, а концы перекладины соединяют бедра.

Только когда боль в задних ногах становится очень сильной, лошадь пытается с помощью головы перенести вес на передние ноги. Когда она рысит, заметно глубокое опускание головы, соответствующее фазе поддержки у диагональной передней ноги. Например, если хромает правая задняя нога, голова будет нырять всякий раз, когда нагружается левая передняя. Однако необходимо помнить, что если Вы будете судить только по движениям головы, то можете спутать хромоту в задней ноге на ранней стадии поддержки с хромотой передней ноги на поздней стадии, поскольку голова будет одинаково «нырять» вниз.



НАРУШЕНИЯ СИММЕТРИЧНОСТИ ПОХОДКИ ЛОШАДИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С БОЛЬЮ



Не является единственной причиной, по которой походка лошади теряет характерные для здорового животного прямолинейность и симметричность. В некоторых, хотя и редких случаях, еще два момента могут вызывать нарушение походки. Их отличие от вышеупомянутых видов хромоты в том, что они не сопровождаются болью. Во-первых, это механическая деформация, которая может быть врожденной (например, косолапость) или является следствием плохо залеченной травмы. Представьте себе, что один из элементов связочного аппарата, скажем, сухожилие, получил растяжение и не может вернуться к своему нормальному размеру даже после лечения. Излишняя его длина приводит к тому, что путовый сустав опускается почти до земли при каждом шаге лошади, вызывая неуверенность походки. Однако, поскольку животное не испытывает боли, оно не стремится к явной компенсации через изменение походки.



Боль - единственный точный показатель нарушений в опорно-связочном аппарате. Механические и неврологические дефекты болезненной хромоты не дают.



Неврологические дефекты являются второй причиной, по которой лошадь может несколько изменить походку, не чувствуя при этом боли. В эту категорию хромоты включаются самые различные повреждения — от местных параличей до болезней позвоночника. В некоторых случаях лошадь выглядит скорее слабой, чем больной, и на ранних стадиях болезни может показаться, что лошадь - «немного не в себе», либо просто имеет необычную походку. Любые сбои в системе, объединяющей головной и спинной мозг, отражаются на силе и координации движений лошади. Животное словно теряет часть мускульной энергии и, говоря буквально, не знает, где его ноги. Но эта потеря координации и хромота не вызываются болью.



Как можно отличить болезненную хромоту от механических сбоев в походке? Во-первых, местная анестезия не снимает этот вид хромоты. Во-вторых, надо понаблюдать за стоящей лошадью - если вы имеете дело с механическим дефектом связочного аппарата, путовый сустав будет занимать ненормальное положение, даже когда лошадь не движется.



Если имеется хотя бы намек на компенсацию, когда лошадь работает на ровной поверхности, надо создать ей такие условия, чтобы рывки головой, «проваливание» бедра в момент нагрузки на больные конечности проявлялись наиболее отчетливо. Опорно-двигательный аппарат лошади испытывает гораздо большее напряжение, когда животное спускается или поднимается по склону, идет по твердому или, наоборот, слишком мягкому грунту, при резких остановках или внезапном движении вперед. Движение по кругу и повороты также усиливают нагрузку на кости и суставы.





ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ХРОМОТЫ



1. Хромая лошадь имеет асимметричную походку и/или форму.

Лошадь исключительно симметрична. Если мысленно сделать продольно-вертикальный срез, то каждая половина лошади будет зеркальным отражением другой. Таким образом, для определения источника почти любого вида хромоты надо искать асимметрию.



2. Хромая лошадь имеет только одну возможность уменьшить боль или избегнуть ее — как можно меньше использовать больную конечность.

Самое крайнее, что может предпринять лошадь - неподвижно лежать на боку (именно это часто проделывают лошади, страдающие воспалительными процессами в копытах), но вообще лошадь в состоянии разгрузить больную ногу и когда стоит, что она обычно и предпочитает. Она может также снизить интенсивность нагрузки на движении, больше опираясь на одну ногу, покачивать больной ногой, либо ставить ее под необычным углом.



3. Хромота отражается на лошади в целом.

Даже простейшее недомогание (например, ушиб о камень) посылает болевые импульсы через весь организм. По мере того, как хромота проходит, компенсационные движения лошади становятся не такими интенсивными, поскольку боль уменьшается и исчезает, не оставляя заметных последствий. Однако длительная хромота, конечно, влияет на форму тела лошади, и изменения могут наблюдаться в местах, совершенно удаленных от поврежденного участка. Скажем, лошадь имеет хроническую боль в копыте. Соответственно, вся нога снизу доверху нагружается все меньше. Результат? Если не заставить лошадь работать этой ногой, то ее можно потерять. Мышцы, кости, копыто хронически больной ноги от недоиспользования становятся меньше, а на здоровых ногах от постоянной длительной нагрузки мышцы заметно увеличиваются. Одновременная боль в обеих передних ногах вызывает увеличение мышц крупа, изменения в углу соединения суставов задних ног, постановке задних копыт, потому что лошадь задирает голову, когда перемещает вес на здоровые задние ноги. Разумеется, в таких условиях не требуется много времени, чтобы превратить здоровые задние ноги в больные. Так, зачастую, возникает новый источник хромоты вдали от прежнего.



4. Хромая лошадь почти всегда хромает на одну ногу

Сравнительно редко встречаются случаи, чтобы одинаково сильная боль возникала одновременно в обеих передних или передней и задней ногах. Обычно хромота поражает одно определенное место, и типичные повреждения, связанные с работой, вызывают хромоту на одну или реже на обе парные ноги. Конечно, если лошадь повредит сухожилие на передней ноге, в то время как скакательные суставы на задней ноге передают на него нагрузку, можно увидеть необычное зрелище хромоты в трех ногах. Но даже тогда доминирующая боль будет только в одной ноге (первоначально поврежденной), и лошадь станет стремиться как можно сильнее разгрузить эту ногу. Наоборот, по этой же самой причине хроническая боль в пораженных артритом суставах не вызывает внезапную асимметрию в движении лошади. Похрустывающие суставы остаются болезненными, но компенсация происходит иначе, не затрагивая походки.





КАК ПРАВИЛЬНО ПОДХОДИТЬ К ОБСЛЕДОВАНИЮ ЛОШАДИ



Каждое обследование хромоты необходимо начинать так, словно ничего подобного раньше не видели. Если приступить к осмотру с убеждением, что у данной лошади мозолистый нарост на бабке и собираясь доказать это, отыскав симптомы, подтверждающие это, то, конечно, симптомы «найдутся». Но при этом можно проглядеть настоящую причину болезни — ведь при таком подходе мозг работает в одном направлении. Скоропалительный диагноз часто затуманивает дело, поскольку лошадь всегда честно жалуется на боль. Как правило, когда осматривают больную лошадь, имеется прочная склонность фиксировать наиболее яркие признаки и не уделять должного внимания остальным, менее выраженным. Вместе с тем наиболее важная информация находится как раз за пределами наших первоначальных предположений, и мы не замечаем нужные симптомы.



Опытные специалисты в определении источника хромоты двигаются от общего к частному, от целой картины до все более суживающегося участка. Только вооружившись четким пониманием строения лошади и механизма ее движения, путей, которыми проявляет себя хромота, возможно правильно определить тот конкретный случай хромоты, который находится перед вами.



Для исследования необходима ровная, гладкая поверхность, лучше всего подходит мощеная дорога. Возможно, потребуются участки с мягким грунтом, а также склон, достаточно длинный, чтобы хватило времени понять, что происходит с лошадью при подъеме и спуске. Единственное оборудование, которое необходимо — часы или секундомер и, возможно, пара копытных щипцов.





1. ЛОШАДЬ В ЦЕЛОМ: ищем асимметрию



Начинаем всегда с общей картины, и, прежде всего, ищем асимметрию. Лошадь предпочтительнее держать на открытом воздухе, где лучше наблюдать за ней. Необходимо помнить, что лошадь на осмотре, а не на выводке, поэтому пусть она стоит,как хочет. Между прочим, выбор ее позы может подсказать правильное решение.



Во время первого осмотра лошади в целом отступите на несколько шагов назад и внимательно всмотритесь в нее. Если Вы хорошо знаете лошадь, то такой общий вид может подсказать, как изменилась форма или поза. Если Вам предстоит осмотр незнакомой лошади, мысленно воспроизведите картину здорового животного, чтобы было с чем сравнивать стоящую перед вами лошадь.



Второй осмотр должен быть более тщательным. Во время осмотра спереди и сзади мысленно разделите лошадь вдоль и посмотрите, насколько обе половины идентичны. Осмотр ведите снизу вверх, сравнивая размер и форму частей тела с каждой стороны; особое внимание следует обращать на копыта и суставы. Когда Вы доберетесь до груди и крупа, сравните степень обмускуленности.

Осмотрите заднюю часть передних ног, когда наблюдаете сзади, и переднюю часть задних ног, когда наблюдаете спереди. При осмотре с боков особенно бросаются в глаза отклонения в форме ног и компенсационные изменения, произошедшие под воздействием смещения центра тяжести во время хромоты. Осматривая лошадь под разными углами, попытайтесь определить, как изменившиеся части тела реагируют на нагрузку. На этой части осмотра любая асимметрия или отклонение от нормы представляют интерес. Необходимо их зафиксировать, чтобы при необходимости вернуться к ним, а затем продолжить осмотр по трем оставшимся пунктам методики.





2. При пальпации можно заметить то, что недоступно глазу. Начиная снизу, сравнивают одну стать за другой. Надавите на каждый венчик и посмотрите, одинакова ли будет реакция. Одну за другой прощупайте пятки. Круговыми движениями осмотрите путовые суставы. Твердо пройдитесь пальцами вниз по сухожилиям на задней стороне ног, а также по передней поверхности пястей и плюсен. Проверьте запястья. Подвигайте ноги в скакательном, коленном и локтевом суставах, пощупайте их.

Поместите плечи лошади между двух ладоней и сравните их форму. То же проделайте с бедрами. Обратите внимание на реакцию лошади при надавливании.



Что же за информацию можно собрать с помощью рук? Во-первых, форма той или иной части тела. Один сустав, сухожилие или поверхность ноги могут отличаться (по размеру и форме) от парных. Бывает и так, что на парных ногах отклонения от нормы одинаковые. Прикосновение дает возможность судить о плотности тканей. Опухоль может быть мягкой (наполненной жидкостью, часто в ходе текущего воспаления), твердой (на месте затянувшейся раны), мозолистой или костной (полностью зарубцевавшийся шрам). Исходя из этой информации, можно сделать вывод о характере и времени повреждения. Реакция животного на прикосновение говорит о чувствительности тканей (но не каждое вздрагивание и уклонение есть боль). Также можно определить разницу между пульсом в парных ногах (конечно, по силе наполнения, а не по частоте). Эта разница часто указывает на воспаление где-то в ноге. К больной ноге по сосудам направляется больше крови (более наполненный пульс).



Как правило, во время каждого обследования хромоты проверяйте пульс на задних ногах возле сесамовидных костей. В большинстве случаев установленная разница в наполнении пульса просто подтвердит прочие признаки воспаления. Однако в случае повреждения внутренних тканей копыта она может стать определяющим симптомом. Но существует одна сложность в определении того, что означает сравнительно сильный пульс в случаях хронической хромоты в одной ноге здоровая нога, работающая с большей нагрузкой, может получать несколько больший объем крови, что отразиться и на силе пульса. Общее состояние лошади поможет правильно интерпретировать этот симптом.



Что касается температурной разницы при осмотре отдельных участков тела, к сожалению, большинство людей не в состоянии определить небольшое колебание температуры голыми руками. Те горячие участки, которые можно нащупать, означают, что воспалительный процесс в самом разгаре. После ознакомления визуально и в руках с асимметрией неподвижно стоящей лошади можно приступать к обследованию в движении. Начинать следует также от общего к частному. Водить лошадь следует по ровной поверхности вперед и назад, наблюдая со стороны, спереди и сзади. Необходимо встать так, чтобы видеть лошадь целиком, даже если отдельные стати не будут различаться отчетливо. Это лучше, чем собирать потом общее впечатление по кусочкам. Поскольку шаг не является большой нагрузкой и потому не слишком показателен для выявления небольшой хромоты, наблюдать асимметрию лучше всего на короткой рыси. При наблюдении со стороны следует использовать как ориентир забор, крыши строений или другие постоянные горизонтальные линии. Относительно них наблюдайте движения головы лошади вверх и вниз. Во время осмотра спереди и сзади можно заметить, что асимметрия в движении бедер становится более очевидной, когда лошадь находится между Вами и солнцем - резко обозначен силуэт, и легче наблюдать нарушения индивидуальных особенностей. Прислушайтесь, соблюдается ли регулярность и ритм движения шагом, одинаков ли звук каждого удара об землю. Если нет, понаблюдайте, какая нога дает нетипичный звук.





3. Мысленно прикиньте на себя движение лошади и обратите внимание:



• дергается голова вверх или ныряет вниз от нормальной прямой линии движения;

• какая нога вызывает это движение;

• в какой момент шага удар об землю звучит легче и/или быстрее, чем остальные;

• когда во время движения каждой отдельной ноги – вытягивания вперед, приземления, полного опирания или отрыва от земли – лошадь перемещает центр тяжести для облегчения нагрузки на больную ногу. Если Вы составили полное представление о хромоте при движении шагом, переходите к рыси — она должна подтвердить Ваши наблюдения. Если Вы продолжаете сомневаться, какая именно нога беспокоит лошадь, мощный двухтактный аллюр сразу обнаружит отклонения от нор мы. Обычно рысь настолько ритмична, что сразу выявляет все неритмичные опирания. Наблюдайте рысящую лошадь под теми же углами, что и шагающую, обращайте внимание на те же детали. После того, как лошадь порысит некоторое время по ровной поверхности, будет значительно легче определить хромающую ногу. Для дальнейшего подтверждения заставьте лошадь рысить по кругу диаметром 9 метров, по твердому мягкому грунту, по часовой стрелке и противоположном направлении, и, наконец, вверх и вниз по склону. Пусть лошадь быстро переходит на рысь и резко останавливается. Увеличение хромоты на каждом из упражнений означает:



ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО КРУГУ

В целом движение по кругу переносит основную нагрузку на внутренние ноги лошади. Дополнительная нагрузка на конечности и их некоторое сгибание делает боль в костях, суставах и копытах более очевидной, когда больная нога находится с внутренней стороны круга. В то же время дополнительная нагрузка на связочный аппарат на внешних ногах усиливает хромоту с больными мышцами шеи и плеч, с серьезными повреждениями опорного аппарата;



ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ТВЕРДОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Сотрясение при ударах ног о жесткий грунт увеличивает боль в опорном аппарате;



ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МЯГКОМУ ГРУНТУ

Когда ноги лошади вязнут в глубоком песке или рыхлом грунте, дополнительное растяжение, особенно в мышцах, связках, сухожилиях, участвующих в движении ноги, усиливает боль в связочном аппарате;



ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО СКЛОНУ ВВЕРХ И РЕЗКИХ ПОСЫЛАХ

Тянущие движения, которые производит лошадь при этих упражнениях, нагружают, главным образом, тот же связочный аппарат, что и при движении по мягкому грунту.

Дополнительные усилия при отталкивании задними ногами и давлении, требующемся для движения вперед, также усиливают боль в костях задних ног;



ПРИ ДВИЖЕНИИ ВНИЗ ПО СКЛОНУ И РЕЗКИХ ОСТАНОВКАХ

Во время этих упражнений значительную нагрузку испытывает опорный аппарат. Хромота в этих случаях становится особенно заметной.





4. Увеличиваем боль



Сгибанием больного сустава на несколько секунд Вы усилите боль, имеющуюся в концах костей, капсуле сустава и заставите хромать лошадь еще сильнее. На те части тела, которые нельзя согнуть, - трубчатые и лучевые кости, сухожилия, венчики (опыт - надо надавливать пальцами в течение 15-60 сек. Боль возрастает столько, что усиление хромоты станет очевидным сразу.



Предлагаемые тесты вовсе не предназначены для того, чтобы мучить лошадь. Всегда можно почувствовать, когда Вы приближаетесь к тому порогу, за которым боль становится невыносимой – достаточно внимательно следить за реакцией лошади на сгибание и давление, считывайте усиление боли в соответствии с индивидуальной чувствительностью каждой лошади. Бывает так, что требуется целую минуту сгибать сустав у незначительно хромающего животного, чтобы добиться усиления хромоты при движении, а иногда достаточно 15 секунд, чтобы хромота резко увеличилась.



Как и в любом исследовании, Вы фиксируете все изменения и реакцию лошади на усиление боли. Например, Вы предположили, что лошадь хромает на левую переднюю ногу. Все наблюдения, уже проведенные Вами, говорят о том, что источник боли в опорном аппарате, поэтому Вы особенно внимательно проверяете состояние копыт и суставов. Важно определить, что за боль скрывается заданной хромотой. Поэтому Вы переходите с предполагаемой больной ноги на здоровую парную и обратно, применяя изгиб и давление с одинаковой силой и в течение одинакового времени. Помните, что эксперимент надо проводить на ровной площадке с обязательным использованием секундомера, иначе неизбежны ошибки в наблюдениях.

Используйте щипцы для сжатия пяток каждого копыта, сжатия от стрелки к стенкам по всей окружности копыта; нажмите пальцами на венчик и немедленно заставьте лошадь двигаться. Повторите эту операцию на каждом копыте. Согните каждый сустав, стараясь одновременно не воздействовать сильно на остальные суставы данной ноги (скорее всего, эта операция получится только на передних ногах, потому что связочный аппарат задних ног устроен так, что все суставы сгибаются одновременно). Подержите сустав в согнутом положении, потом сразу же заставьте лошадь двигаться. Если, к примеру, Вы обнаружите, что сгибание путового сустава на левой передней ноге увеличивает хромоту лошади, не бросайтесь поздравлять себя с тем, что Вы наконец-то нашли пораженное место. Проделайте то же самое с путовым суставом правой передней ноги. Если реакция аналогична, то Вы не достигли цели, то есть боль в этом случае симметрична и никак не может служить причиной асимметрии и хромоты у данной лошади. Только в том случае, если хромота явно усиливается при воздействии на какую-то одну ногу, а на остальных выражена слабо или отсутствует, Вы действительно нашли источник боли.





5. Дополнительные проверки хромоты



И вот обнаружено, что у лошади болят мышцы одного из плеч, либо боль сосредоточена в том месте, где глубокое сухожилие-сгибатель (на нижней задней части правой бабки под копытом) проходит через сухожильную сумку, либо источником боли является поверхность скакательного сустава левой задней ноги, а, может быть, болит где-то внутри копыта.



Дальнейшие опыты потребуют ветеринарных знаний и навыков. Анестезия блокирует нервные пути, по которым передается боль, то есть прерывает связь между больным участком и позвоночником, позволяя лошади двигаться свободно. Если, например, нерв, идущий от копыта левой передней ноги, блокирован и ранее хромавшая лошадь двигается теперь свободно, можно не сомневаться, где находится больной участок.



Разумеется, анестезия не дает ответа, какой именно участок копыта - твердые или мягкие ткани - является источником боли. Это становится ясным при дальнейшем исследовании. Блокада нервов особенно полезна тогда, когда Ваши усилия не могут в достаточной степени увеличить боль; когда в ноге обнаруживается несколько мест с повышенной чувствительностью, и неизвестно, где именно источник основной боли; когда лошадь настолько чувствительна, что невозможно решить, шарахается она от боли или просто от прикосновения к тонкой коже. И исчезновение хромоты сразу после блокады, лишний раз подтверждает, что во всех случаях, кроме самых тяжелых, компенсация через изменение походки происходит у лошади бессознательно. Лошадь ни мгновения не тратит на рассуждения по поводу причин и следствий типа «раз больше не болит, перестаю хромать».



Рентгеновские лучи могут обнаружить повреждения костей, небесполезны в случае боли в мягких тканях. Кроме того, они фиксируют то, что уже давно произошло, кроме, разумеется, случаев свежего повреждения кости. Кстати, иногда даже переломы можно увидеть на снимке только через несколько дней после несчастного случая. Если имеются длительные разрушающие сустав болезни, то снимок даст картину значительного повреждения кости. Ранние стадии разрушения рентген не выявляет, поскольку хрящ, который подвергается разрушению, недостаточно плотен для рентгеновских лучей. Кроме того, существует возможность такого случая, когда костные изменения, выявленные на снимке хромой ноги, не имеют ничего общего с болью, вызывающей хромоту.





М.Е.Савицкая, П.А.Климов

Журнал «Золотой мустанг»
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Вот сижу и думаю как бы саночки раскрасить. Чтоб покрасивее и чтобы рыжей лошади подходили.
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Статья интересная! Содержательная!
Спасибо, что поделилась)
На счет саночек подсказать не смогу-не художник я ни разу)))) Но думаю, что к рыжей лошади подойдут след. цвета: красный/черный/золотой или зеленый/желтый/коричневый.
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Крась их зеленым.Окантовку золотым.Узоры белым с благородно-коричневым.
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Я вот тоже не художник ни разу. Поэтому мине надо увидеть. Ларис, про зеленый думала, но вот какие узоры - не представляю.

Вот что нарыла на просторах инета











 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Спасибо за статью, интересная.
Зелёный с золотом к Роське пойдёт. А ещё на зелёном с золотом фоне можно нарисовать бегущих по бокам биглей. Симпатичненько получиться. Но в классическом стиле тоже красиво. Гжель, Хохлома, Жостовская роспись на санках смотрится отлично. Можно просто в Русском стиле травяные или цветочные орнаменты взять.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text ... &noreask=1
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Марин, спасибо! А я так и не догадалась в Яндексе поискать! Сколько орнаментов! Я вот на Гжель посматриваю. Правда это тянет за собой белую сбрую... :D Да и удастся ли мне с моими корявыми ручками красиво все изобразить? Пока программа минимум - покрасить до дождей основной фон .
 
Re: Все это когда-то уже было. Как бы саночки разукрасить?

Аэрограф в леруа стоит 500 рублей, есть с компрессором. Краска к нему там же. Берёшь из тырнета понравившийся шаблон, делаешь по нему трафарет. Если задействовано несколько цветов, несколько трафаретов, Напыляешь по трафарету краску, затем после высыхания можно кисточкой или аэрографом с тонким соплом, контур подправить. Будет замечательно. Ты у нас девушка рукодельная, у тебя получиться. Белую сбрую наверное дешевле в Финке купить, там и качество лучше чем у Орловской. В санки расписанные под гжель, лучше серого орловца запрягать. Рося в золоте будет приятней выглядеть. :lol:
 
Сверху