Раз позвали, пришлось прийти))
Я про могилы. Способ захоронения определяется национальными традициями, в которых религиозеная составляющая играет ключевую роль (и исторически, и в настоящем, по факту). Православная (и вообще христианская) традиция - именно хоронить в земле: "Яко земля еси, и в землю отыдеши" , (ты - земля, и в землю уйдешь) - поется в заупокойных песнопениях. Как напоминание того, что человек был создан Богом из "персти", т.е. из земли.
В Ветхозаветной традиции хоронили похоже, но иначе: в пещерах, предварительно набальзамировав. Различие объясняется климатом, прежде всего: в каменистых почвах труднее могилы копать, и в жарком климате была важна скорость. По ветхозаветным правилам похоронить надо было до истечения суток. У мусульман также - они тоже в жаре живут. В европейском климате это трансформировалось в три дня.
Вопрос захоронения - не догмат, не канон, не постулат веры, но очень устойчивая традиция. Как и всем традициям, связанным со смертью - ей придают особенно большое значение. Смерти людям свойственно бояться, поэтому она всегда окружена стремлением дополнительно отгородиться множеством символов, условностей, обычаев. Закрытие зеркал - сюда же. Церковь не требует их соблюдения, но одобряет. То есть, любой верующий человек однозначно предпочтет, чтобы его (и его близких) похоронили по-человечески, традиционно, в гробу и в земле, поставили сверху Крест - символ спасения, воскресения и вечной жизни, а не сожгли в печке, что в нашей национальной культуре ассоциируется либо с язычеством, либо с, простите, уничтожением мусора.
Духовно это еще связано с тем, что все христиане верят, что когда-нибудь, в момент Второго Пришествия, абсолютно все когда-либо жившие на земле люди воскреснут в своих (обновленных, т.е. избавленных от всех недостатков и болезней, но своих) телах. Ведь человек - это не только душа или ум, но и тело, оно - не менее важный элемент личности, и православие, вопреки расхожему мнению, этого никогда не отрицало. Вот поэтому и не хочется сжигать - понятно, что Господь сможет и такое воскресить, но все равно как-то неприятно
.
Впрочем, кремированного все равно отпоют и молиться будут, это не препятствие, решать родственникам.
А насчет кладбищ - как-то дико читать об их ненужности. Кладбища - это же хранилища памяти, ценнейшие памятники культуры. Неужели кому-то не понятно, насколько важным духовным и культурным впечатлением становится возможность побывать на могиле великого человека - писателя, полководца, художника, ученого? По всем историческим кладбищам Петербурга водят экскурсии, и это - потрясающе интересно! Моя знакомая - специалист по Смоленскому кладбищу. У нее экскурсия по нему рассчитана на 8-9 часов, проводится в два дня по 4 часа. Естественно, есть и краткие тематические варианты. Это просто открытие за открытием!
А уж экскурсия по Сент-Женевьев де Буа ("русское" кладбище под Парижем), которую нам проводила дочь эмигрантов первой волны, стала чуть ли не главным впечатлением от 10-дневного насыщенного экскурсионного тура по Франции. Мы были и в Лувре и в Версале, гуляли на Елисейских полях, проехали несколько городов, поднимались на Сен-Мишель, посетили один из замков в долине Луары... Но первым делом из той поездки я вспоминаю 4 часа, проведенные на Сен-Женевьев де Буа.
Насчет того, что "и так будут помнить" - конечно, обычного человека будут помнить только близкие родственники. Но и для них возможность прийти на могилу - большое утешение. Если любишь, конечно. Моей бабушке 91 год. Она ездит на могилу своего мужа не реже раза в месяц (раньше, пока сил было побольше, ездила чаще). Если мы забудем вовремя предложить ей свозить на машине - тихонько соберется и поедет на маршрутке: благо, недалеко, как раз в самом центре города. Собственно из-за этого там и хоронили деда - знали, что она будет ездить часто и до последнего. И слава Богу, что это было возможно.