Задача тренера: сделать из своего ученика берейтора. Миссия выполнима?

на каком-то уровне, по моим ощущениям как раз подходя к МП, если до этого был опыт работы с разными лошадьми разного уровня (но ниже МП) подготовки, и не просто езды на готовом - а продвижения на следующую ступеньку, всадник как раз и начинает въезжать в базовые принципы работы,
Совершенно верно. Начинается понимание системного подхода.

Хотя повторю для понимания именно моей ситуации то, что писала уже ранее.

И моими руками-ногами выезжали лошадей с уровня "несётся рысью с задранной головой-свечит-не знает что такое подъёмы с разных ног" до "сбор-все боковые-одиночные менки". Ну, может не на идеальный уровень, конечно, я всему этому учила, но и под другими всадниками потом лошади всё это показать могли. Часто у этих лошадей были ещё ездоки кроме меня, но я обычно была самым продвинутым всадником на них. Лошадей было не 1-2 и изначальный их уровень был разный, но в целом примерные рамки до и после я обозначила. На большинство этих лошадей тренера подсаживались эпизодически (буквально 1-3 раза в год). Но старательно учили меня с лошадью снизу, помогали внешней кордой и т.п.
Т.е. получается, что подрабатывала лошадей я давно. Хотя время от времени меня подсаживали на неплохих лошадях от юношей до МП включительно на 1-2-5-10 тренировок. Да, вот так вот разнообразно.

Наверняка, более талантливый всадник уже вполне себе стал бы берейтором по своим навыкам после такой школы. И думаю, что где-то тренер ошибся, много работая лошадь через меня, но не всегда объясняя подробно, почему мы учим лошадь этому именно сейчас вот так вот и в такой вот последовательности. Плюс часто лошадь была со мной 2-3-6 месяцев, а потом я не могла продолжать с ней работать по независящим от меня причинам. Се ля ви. У меня, конечно, определённо есть запас каких-то знаний, навыков, приёмов. Но я считаю, что многое растеряла всё таки и не закрепила из того, что мне преподавали.

Как можно более эффективно запоминать на физическом уровне то, что ощутилось/получилось в работе с лошадью? Как улучшить запоминание приёмов и способов работы? Записывать в Ворд и просматривать время от времени? Типа, дневника вести. Делать видео?

но это все равно не берейтор, это просто достаточно сильный всадник. под сильным всадником я имею в виду человека который не занимается подготовкой и обучением лошади, но умеет работать, а не просто сидеть пассажиром, и может где-то что-то подправить

Никита, вот честно, мне без разницы, как будет называться этот всадник. То, что в русской системе КС нет чёткого определения мы уже вроде выяснили. Берейтор-любитель, на мой взгляд, звучит скверно. Я прикидываю не то, какая запись будет в дипломе, а каких навыков мне не хватает и как этого достичь в имеющихся условиях максимально эффективно.

Снегурочка, не обижайтесь на выездюков. Я занимаюсь выездкой, вот мы её и обсуждаем.
Но то, что системным подходом к обучению себя и лошади, интересуются обычно выездюки среди моих знакомых - факт. И что они больше рыщут по сети в поисках полезных видео, ездят на семинары тоже.
Я ни в коем случае не хочу обидеть конкуристов. Я сама очень люблю прыгать. Но что в среднем чаще выездюки больше тянуться к знаниям, чем конкуристы, я давно замечала.
Это безусловно спорная и субъективная мысль. В мире море думающих грамотных всадников-конкуристов. Но почему выездюки в среднем больше хотят учиться, чем конкуристы для меня самой вопрос. Интересно, вы со мной согласитесь и объясните такую тенденцию или будете в корне несогласны?
 
Снегурочка, не обижайтесь на выездюков. Я занимаюсь выездкой, вот мы её и обсуждаем.
Но то, что системным подходом к обучению себя и лошади, интересуются обычно выездюки среди моих знакомых - факт. И что они больше рыщут по сети в поисках полезных видео, ездят на семинары тоже.
Я ни в коем случае не хочу обидеть конкуристов. Я сама очень люблю прыгать. Но что в среднем чаще выездюки больше тянуться к знаниям, чем конкуристы, я давно замечала.
Это безусловно спорная и субъективная мысль. В мире море думающих грамотных всадников-конкуристов. Но почему выездюки в среднем больше хотят учиться, чем конкуристы для меня самой вопрос. Интересно, вы со мной согласитесь и объясните такую тенденцию или будете в корне несогласны?
Я во-первых, не обижаюсь, а во-вторых если и обижаюсь, то не на Вас.:) Просто я на этом форуме с 2006 года и тут всегда так, а не только в этой теме.:) Всадник - это то, кто едет БП, ну в крайнем случае МП.;) Все остальные бабочек коллекционируют.:D
Что касается тенденции, про которую Вы написали, то я всегда, не только в интернете, но и в реальном мире поражалась как выездюки порой видят конкур и конкуристов. Возникает ощущение параллельной реальности.:) Я могла бы долго об этом говорить, но не хочу засорять тему.
Что касается классификации берейторов, которой в России нет. Я согласна, что спортсмен-любитель звучит нормально, потому что этому понятию соответствует четкое определение, а "берейтор-любитель" звучит не очень. Но почему бы просто не договориться, что у берейтора может быть определенная специализация и ниша, которую он занимает как специалист. Можно готовить лошадей в спорт (тогда высокая спортивная квалификация и турнирный опыт обязательны), можно работать с молодняком, для этого нужна заводская практика. А можно работать частных лошадей-хоббиков. Требования к последней категории наиболее расплывчаты, я понимаю. Но на мой взгляд берейтор этой категории должен обладать очень широким спектром знаний и навыков. Конкур и выездка хотя бы на уровне спортсмена любителя, ветеринария, зоо и человеческая психология. Быть в состоянии быстро освоить хотя бы в основах еще какую-нибудь специализацию, если ЧВ захотел заниматься вестерном или ездить без уздечки.

Тот, кто хочет быть берейтором, на мой взгляд должен, во-первых, определиться со своей специализацией, а во-вторых понять есть ли у него реальная возможность качественно этому научиться. Работа лошадей в спорт - самый престижный, но и самый дорогостоящий вариант.
 
Насчёт конкура только оговорюсь, что для меня конкур не так чтоб уж далёк. Всё таки у моего тренера есть КМС по конкуру в том числе. И у неё всегда была пара-тройка конкурных учеников. И я в конкуре ажно 3 раза прыгала. Даже одно второе место есть. На маршруте 80 см.:oops: Так что почти специалист по конкуру, да.:cool:

И повторю вопросы для всех. Чтобы не потерялись.
Как можно более эффективно запоминать на физическом уровне то, что ощутилось/получилось в работе с лошадью? Как улучшить запоминание приёмов и способов работы? Записывать в Ворд и просматривать время от времени? Типа, дневника вести. Делать видео?
 
А я даже рискну влезть, хотя сразу напоминаю тем, кто не в курсе, что как раз знаний и опыта в ВЕ у меня мизер.
Про термин. Создать новый термин - очень непростая задача. Я бы предложила для того, что тут описывали Олена и Эйша, такой вариант: "всадник с берейторскими навыками". Потому как верно заметили: берейтор - это профессия со всеми вытекающими. Но ТС ставит вопрос не о профессиональном обучении как таковом, а именно о фактическом овладении соответствующим набором знаний, умений и навыков. А "любитель" - имеет сниженный оттенок, как бы "недоделанный профессионал", который тут лишний.
Как можно более эффективно запоминать на физическом уровне то, что ощутилось/получилось в работе с лошадью? Как улучшить запоминание приёмов и способов работы? Записывать в Ворд и просматривать время от времени? Типа, дневника вести. Делать видео?
ИМХО неконного методиста: нужен анализ и систематизация, чтобы отдельные практические навыки стали системой. Способов несколько, в том числе и те, что Вы упомянули. Я бы для начала попыталась систематизировать имеющееся. Подробно расписать для себя, что должен уметь наш "всадник с навыками берейтора". Не просто "поправить настройки", а поименно все настройки - варианты их нарушения - методы поправок. Последние разделить на те, которыми уже владеешь, и те, о существовании которых знаешь из теории. Наверняка тут всплывут такие "сбои", которые пока даже теоретически не представляешь, как поправлять. Также надо расписать те "новые умения", которые такой всадник должен в лошадь уметь вложить, и потом отметить, какие Вы лично уже чувствуете себя способной вложить в любую лошадь, какие - вроде пробовали и наверное должно получиться, а какие - нужна лошадь, чтоб в Вас вложила:D.
После этого можно будет наметить цели и задачи: чему надо научиться сейчас, чему - после этого, а чему - может быть когда нибудь. Дальше можно составлять план и сроки и контролировать через определенные промежутки времени. И вот тут очень поможет дневник и видео.
 
Как можно более эффективно запоминать на физическом уровне то, что ощутилось/получилось в работе с лошадью? Как улучшить запоминание приёмов и способов работы? Записывать в Ворд и просматривать время от времени? Типа, дневника вести. Делать видео?
Я лучше всего запоминаю в обсуждении с тренером. Это может быть как обсуждение отдельных моментов тренировки с уточнениями каких-то своих действий, которые тренер сочла правильными или не очень правильными. Так и просто какие-то мысли и идеи на будущее. В процессе обычно не до того бывает.))))
Так же можно обсуждать видео. Оценивать свои косяки и со стороны смотреть как на них реагирует лошадь. Это лучше делать по свежим следам. Ну и потом полезно посмотреть старые видео.
записывать я пробовала, но мне это вообще не помогло. Разве что через пару лет имея за плечами сильно потяжелевший багаж знаний поумиляться на свою былую наивность.)))
Но я даже не столько не сторонник систематизации, сколько не всегда могу полноценно расписать для себя конкретику своего продвижения. Так что мне проще иметь на горизонте четкую цель и двигаться к ней, выбирая пути из тех, что уже появились в зоне видимости.
 
Катерина75, спасибо за советы! Буду обсуждать их с тренером. Хочу, чтобы мы вместе нашли стратегию, которая привела бы меня к систематизации и закреплению знаний и умений. Поддержка тренера будет очень важна.

Я лучше всего запоминаю в обсуждении с тренером. Это может быть как обсуждение отдельных моментов тренировки с уточнениями каких-то своих действий, которые тренер сочла правильными или не очень правильными.
Согласна. И тренер это только приветствует! Но по итогу, ненарочно, само собой выходит так, что времени катастрофически нет. Много работы на конюшне. Поэтому раз в неделю - это подарок, если что-то обсудим.:( Я имею в виду, конечно, не текущие тренировочные моменты, а цели на будущее, какие-то системные знания и т.п.
 
Ну Вы же не меняете цели на будущее каждую неделю? Есть цель. А движение к ней и есть "текущие моменты". Раз Вы их обсуждаете, то всё отлично.
 
Ржавая Дикая, не сыпьте соль на рану!:(
Есть цели, куда без них. И кратковременные, и долгосрочные. У моего тренера, кстати, есть феишные сертификаты собственно по тренерской деятельности. Так что она очень любит и умеет постановкой задач заниматься.;)
Но лошади имеют свойство болеть совершенно не обращая внимание на человеческие планы! Плюс огроменный минус, что у меня нет своей лошади. Не, ну есть один в частичном совладении. Но там не спортивный конь. И в ближайшую пару-тройку лет коневладение серьёзной спортивной лошади не для меня.
 
Попробую ответить по сабжу.
Считаете ли вы такую ситуацию порочной или каждый должен заниматься свои делом, а любителю без тренера всё равно делать нечего?
Лично я не считаю чем то порочным и желание учиться самому, и желание ничего не делать самому. У каждого свои идеалы, и как говориться каждому свое.
Чем отличаются занятия тренера, который способен научить ученика учить лошадь?
Он объясняет что и зачем делать, способен ответить на возникшие вопросы, не дает поблажек ученику.
Что может сделать сам всадник, если хочет не только ехать на подготовленной, но и готовить неумеющую и/или молодую лошадь?
Уметь слушать, уметь видеть, уметь чувствовать, быть терпеливым и настойчивым, и все это применять на практике занимаясь с лошадью.
С какого уровня всадника предпочтителен какой процент самостоятельных занятий от общего количества тренировочных дней в неделю?
Уровень уверенный пользователь, а занятий, это наверное кому как, и у кого какие возможности.
Какие черты характера вы считаете необходимыми? Мне на ум приходят аналитические способности, самоорганизованность, смелость
Добавлю. Терпение, самообладание, стресоустойчивость, уметь смотреть на себя критически, уметь признавать свои ошибки.
Каков должен быть процент таких тренировок? Как построить такую работу?
Когда ученик почувствует уверенность в себе, уверенность в своих силах, тогда эти два вопроса отпадут сами собой.
 
С большим интересом прочитала обсуждение. Хочу немного поворошить тему, чтоб не создавать новую, хотя надеюсь, что ее автор за почти два года со времени ее создания все для себя прояснил. Мне бы хотелось понять некоторые похожие моменты.

Правда сразу скажу, что отойду от того своеобразного контекста, который развился именно в этой теме. Мои вопросы касаются берейторства в принципе. Откуда оно берется? И как выучивается берейтор?

Для начала откуда вообще в нашем отечестве берутся берейторы? Насколько я знаю, нет такой специальности, которую можно получить в результате целенаправленного обучения в каком-нибудь учебном заведении. Или есть?
Те берейторы, которые мне встречались, выходили в основном из бывших спортсменов, или просто крепких всадников (со школой, но не спортсмены), или тренеров, некоторые совмещают эти сферы деятельности.

Мне кажется, для того, чтобы быть хорошим берейтором, одного опыта, даже очень большого, недостаточно. Опыт нужен и важен для решения тактических задач (научить сейчас вот этому). А вот для того, чтобы продумать стратегию развития лошади (когда предложить какие упражнения, в какой последовательности, с какой нагрузкой, как мотивировать лошадь и т.п.), нужны знания, я бы сказала, академического уровня. Хотя на практике они берутся отчасти из осмысленного опыта своего и чужого, отчасти из литературы, отчасти из традиций школы и т.д.
Или стратегия развития – это задача не берейтора, а тренера?

Еще мне интересно, где она начинается, берейторская деятельность, и в чем проявляется, если не брать за основу критерий зарабатывания этим денег? Если, скажем, ЧВ пытается и небезуспешно обучить свою лошадь каким-то умениям, это берейторская деятельность или нет? Или если всадник со скромным опытом пытается не просто ехать пассажиром, а как-то повлиять на то, как лошадь его возит (преодолеть сопротивление, понять его причину)? Или, например, подсаживание опытных крепких любителей на неопытных прокатных лошадей именно с целью подъездить лошадь? Мне так видится, это все аспекты того мастерства, которое называется берейторским, только в разных проявлениях его уровня и качества. Однако же великие мастера тоже с чего-то начинают.
 
Сверху