Задача тренера: сделать из своего ученика берейтора. Миссия выполнима?

У любого тренера есть свои ограничения и свои интересы. Конечно научить ездить на одной лошади тремя аллюрами и выучить до уровня берейтера - это разные квалификации. Тренеров, которые могут учить людей,очень мало в России. Если ученик воспринимается тренером как протез, которым тренер пытается рулить лошадью, как он сам привык (я таких вариантов видела не мало), то конечно никакого берейтера там не вырастет. Но исключения есть, и тут уже от мотивации ученика многое будет зависеть.
 
Если ученик воспринимается тренером как протез
Считаете что реально заинтересованный ученик не сможет и из этой ситуации выколупать нужную себе информацию? Думаю немало толковых людей вышло именно из такой ситуации.
 
Э-э-э, спасибо за видео, но я уже писала, что много семинаров смотрю. А ссылки на семинары Сале в каждом третьем здешнем дневнике.
Но всё равно хорошо, что тут будут эти видео. Кому-нибудь обязательно пригодятся.

Мыслит не застывшими картинками, а причинно-следственными связями. При работе со своей лошадью часто проявляет инициативу.
Очень ценное замечание! Обязательно буду внедрять его в жизнь!

Наступает момент, когда переходишь некую черту и больше не можешь "просто кататься" ни на ком.
Честно говоря, у меня в принципе желания "кататься" не было. Только учиться, только идти вперёд. Хотя о спорте первые года 2-3 не думала вообще. Т.е. учиться хотелось, просто чтобы лучше понимать лошадей.
Всегда что-то ставила целью, придумывала какие-то способы достижения. Всегда стремилась заниматься с тренером, причём не ближайшим, а лучшим из тех, кого смогу найти.
Даже немного завидую тем, кто может просто кататься. Умение довольствоваться имеющимся - это тоже свой вид счастья.
Более того, поездив на незнакомой лошади рысью минут 15 можешь сказать есть ли у нее проблемы со здоровьем и какие.
Таким чувством не могу похвастаться. Хотя конечно впечатление, что вот эта лошадь зажимает спину, та аритмит на ЛП, а здесь у лошади психологическая боязнь повода, составить могу. Но это со временем думаю, что ко всем приходит. Думаю в цитате описан более продвинутый уровень.

Насчёт всадников-протезов согласна с Mirage_lav, что много хороших всадников вышло от тренеров, которые не были хорошими тренерами, но были отличными берейторами. Такие тренера плохо владеют педагогическими приёмами донесения информации, но если всё таки добивается от ученика результата, которого хотят, то потом такой всадник как раз таки очень здорово умеет интуитивно чувствовать лошадь и работать её осознанно. И не на уровне теории, а на уровне "сам пятой точкой почувствовал". Правда таких результативных учеников у описываемого рода тренеров бывает один-два. Немногие могут от такого неталантливого тренера и одарённого берейтора в одном лице взять лучшее.
 
Считаете что реально заинтересованный ученик не сможет и из этой ситуации выколупать нужную себе информацию? Думаю немало толковых людей вышло именно из такой ситуации.
Уверена, что реально заинтересованный ученик может продвигаться в очень разных ситуациях. Только тренер то нужен для того, чтобы ускорять этот процесс, а не усложнять его.
 
Я согласна абсолютно, что берейторские навыки тренера критичны и первостепенны. Но вот именно русские тренера именно среднего уровня на этом останавливаются. Тренер, который может похвастаться не одним успешным учеником, всегда имеет хорошие навыки обучения людей. Это не значит, что он всеми методиками владеет, но самый важный навык есть. Ну а если успешный ученик был один, то дело конечно было не в тренере.
 
Честно говоря, у меня в принципе желания "кататься" не было. Только учиться, только идти вперёд.
Когда работаешь берейтором, "кататься" порой приходится. Если лошадь возрастная или нездоровая. Чувствуешь, что она двигается неправильно, все рефлексы буквально требуют исправить это немедленно, но далеко не всегда это можно делать.

Только тренер то нужен для того, чтобы ускорять этот процесс, а не усложнять его.
Я уже в этом не уверена. Я далека от того чтобы жаловаться на "нынешнее поколение" учеников. Нет, они способные, целеустремленные и любознательные. Но довольно часто встречается пассивное восприятие информации. Всадник ждет когда же тренер начнет делать из него берейтора. А тренер говорит что делать в определенной ситуации чтобы добиться определенного результата. Неужели этого мало? Ситуация - указания тренера - действия всадника - реакция лошади. По моему этого достаточно чтобы сделать выводы. Желательно, конечно, чтобы лошадь была не одна, а помимо работы со своим тренером стоит смотреть по сторонам, посещать мастер-классы и творчески перерабатывать полученную информацию. При этом простимулировать творческий подход может как раз некоторый дефицит информации в сочетании с огромным желанием ее добыть.

Тренер, который может похвастаться не одним успешным учеником, всегда имеет хорошие навыки обучения людей. Это не значит, что он всеми методиками владеет, но самый важный навык есть. Ну а если успешный ученик был один, то дело конечно было не в тренере.
Опять же что подразумевать под "успешным учеником"? Успешно выступающий? Вот как раз это может "робот" и "обезьянка". Я очень уважаю спортивные достижения, но знаю несколько случав, когда они есть у людей, к самостоятельной работе совершенно точно не способных.
 
Когда работаешь берейтором, "кататься" порой приходится.
С этой точки зрения, да, кататься приходилось. Но я обычно таких лошадей быстро скидывала со своей нагрузки, даже если можно было, скажем так, бесплатно для опыта и налёта конечасов поприседать или даже за некоторую оплату мне. Нет в такой езде особой пользы и развития, кмк.
Может я и неправа.
Я очень уважаю спортивные достижения, но знаю несколько случав, когда они есть у людей, к самостоятельной работе совершенно точно не способных.
Тут лишь бы был ученик доволен. Если его всё устраивает, то на здоровье.
 
даже если можно было, скажем так, бесплатно для опыта и налёта конечасов поприседать или даже за некоторую оплату мне. Нет в такой езде особой пользы и развития, кмк.
Может я и неправа.
Может и не правы, в том плане, что один из немаловажных факторов определяющих хорошего берейтора, это умение учитывать интересы лошади, даже когда они идут вразрез с собственными интересами берейтора (в разумных пределах конечно;)).
 
В процессе езды я, конечно, особенности таких лошадей учитывала. И по лошади смотрела нагрузку для старичка, и слушала ритм дыхания у дыхлика (обычно из проблемных по здоровью лошадей мне эмфиземники и ХОБЛики попадались). Никогда ко мне никаких претензий от владельцев не поступало, тьфу-тьфу-тьфу.


И я рада, что создала эту тему. Невредно ещё раз послушать, что если человек хочет и работает, то у него всё получится. И тренер тут может помочь или не помочь, но совсем не определяющий фактор. Просто надо больше работать и думать. Самой. Я понимаю, что это идея, поражающая своей оригинальностью, но иногда надо освежить свои настройки. Спасибо всем за встряску!
 
Но довольно часто встречается пассивное восприятие информации.

Чтобы не было пассивного восприятия информации, надо работать с запросом и распределять ответственность. Посмотрите семинар Сале того же, что он делает в начале? Интересуется лошадью и целями всадника и далее все, что он говорит, приводит к цели ВСАДНИКА, но никак ни своему пониманию, что надо этой паре. Мотивация ученика - это один из базовых навыков работы в обучении. Очень многие российские тренера считают, что это вообще не их задача. Я понимаю, что большая часть современного тренерского состава выросла в советских школах, где мотивацией занималось государство и тренер был скорее властью, чем исполнителем услуги. Можно было орать матом и вообще делать,что хочешь - не нравится - проваливай, там очередь (все же бесплатно). Но сейчас ситуация поменялась принципиально. Тренер отвечает за наличие цели, способов ее достижения и удержания границ - это вам скажет любой европейский специалист. Сама жалоба на вялость восприятия информации учениками - это критерий того, что а) с целью тренер не работает и б) навыки передачи информации есть куда тренировать. Вы скажите так, чтобы он вас услышал и понял.
 
Опять же что подразумевать под "успешным учеником"?
я под успешным учеником подразумеваю ученика, принципиально продвигающегося вперед, при чем так, что это заметно всем окружающим. В мой картине мира хороший тренер - это тренер, при работе с которым ты неизбежно двигаешься. Больше ни для чего тренер не нужен (имхо опять же).
 
Вы скажите так, чтобы он вас услышал и понял.

Вам показалось, что я на что-то тут жалуюсь и спрашиваю совета? Вам показалось. В этой теме Эйша выступает с позиции ученика, а не тренера, поэтому считаю излишним говорить что в данном случае должен делать тренер. Тренер-то тут ничего не спрашивает. Нет смысла, желая чего-то добиться, пытаться изменить кого-то другого. Гораздо конструктивнее начать с себя и своего отношения к делу.
Кстати, Эйша меня совершенно явно слышит и понимает.:)

И тренер тут может помочь или не помочь, но совсем не определяющий фактор. Просто надо больше работать и думать. Самой.
Мне кажется, все-таки не совсем так. Чтобы со временем стать берейтором, тренера для себя надо выбирать особенно внимательно. Без хорошего тренера можно стать только "колхозным берейтором", а оно нам надо? Но если всадник не будет творчески обрабатывать поступающую информацию, даже самый лучший тренер не поможет.
Кстати, очень многих ограничивает в творческом поиске похвальное желание не навредить лошади. Когда я даю своим ЧВ задание что делать без меня, то часто слышу: "Нет, вот это я без тебя делать не буду, вдруг что-то не так сделаю?" Но если хочешь быть берейтором - надо время от времени идти на риск "сделать что-то не так". Разумеется, риск продуманный и рассчитанный. Если без тренера всадник решается только ездить тремя аллюрами, сложив ручки, то миссия невыполнима.
 
Когда я даю своим ЧВ задание что делать без меня, то часто слышу: "Нет, вот это я без тебя делать не буду, вдруг что-то не так сделаю?" Но если хочешь быть берейтором - надо время от времени идти на риск "сделать что-то не так". Разумеется, риск продуманный и рассчитанный. Если без тренера всадник решается только ездить тремя аллюрами, сложив ручки, то миссия невыполнима.
Я думаю, что, во-первых, не все хотят быть берейторами. :)
Во-вторых, отказ ученика ведь может быть как раз той самой продуманностью и рассчитанностью продиктован. :)
Я вот точно не буду без тренера пытаться делать то, где я в правильности своих действий пока не уверена. даже не из риска поставить лошадь - то, что может создать подобный риск я делать не буду даже по приговору народного суда(с) :) - а просто из опасения закрепить ошибку и у себя, и у коня. Переучивать всегда сложнее, чем учить.
 
Я думаю, что, во-первых, не все хотят быть берейторами. :)
Разумеется. Разве я говорю, что все?
Во-вторых, отказ ученика ведь может быть как раз той самой продуманностью и рассчитанностью продиктован. :)
Угу. А я как тренер, ничего не продумываю и не рассчитываю, так, ляпаю первое, что в голову взбредет.;)
Если я сказала, что вот это можно делать без меня, значит уверена, что с технической точки зрения всадник к этому готов. Другое дело, что ему это может быть психологически некомфортно, тогда я не настаиваю, так как среди моих никто в берейтора не метит. Но прогресс от этого замедляется. Всаднику время от времени просто необходимо побыть наедине с лошадью и поработать над чем-то, что для обоих уже не слишком сложно. Например, если с тренером всадник прыгает до 130, то во время самостоятельной работы ему вполне можно поработать на кавалети под рысь и галоп, попрыгать крестики и невысокие клавиши. Разумеется, если эти упражнения до этого не раз не два отработаны с тренером. И если всадник в состоянии выставить себе для этой работы правильные расстояния. (Пример из конкура, потому что конкур мне ближе)
Если сочетать работу под руководством тренера с самостоятельной работой, то на выходе получится берейтор. А если спортсмену без тренера даже смотреть на крашеные палки не разрешается, независимо от того как давно и как высоко он прыгает - получится робот и обезьянка.
 
Угу. А я как тренер, ничего не продумываю и не рассчитываю, так, ляпаю первое, что в голову взбредет.;)
Если я сказала, что вот это можно делать без меня, значит уверена, что с технической точки зрения всадник к этому готов. Другое дело, что ему это может быть психологически некомфортно
Вот, Вы ж сами понимаете про "человеческий фактор". :) Тренер может считать, что всадник готов - а у всадника может быть куча страхов, рациональных или нет, не суть важно.
 
Разумеется. Люди разные, одних надо изо всех сил сдерживать от излишней инициативы, а кого-то не менее изо всех сил на нее уговаривать.:) На мой взгляд у первых гораздо более высокие шансы стать берейтором при прочих равных условиях.
 
Поглядывая в эту тему - я вот честно говоря так и не понял, из всех рассуждений, постановку вопроса. На мой взгляд, тренер не может сделать из ученика берейтора. Тренер делает из ученика грамотного более или менее сильного всадника, а уж потом этот всадник, если у него есть желание и не менее 3-5 голов под попой, может, возможно под руководством того же самого тренера, заняться становлением себя как берейтора. Сначала - всадник, потом - возможно, если человек хочет сделать это смыслом своей жизни и обладает нужными ресурсами - возможно, берейтор. И никак иначе.
Я могу понять каким образом можно сделать берейтора из человека, не обладающего опытом подготовки нескольких (не одной и не двух!) голов на протяжении нескольких уровней подготовки, пардон за тавтологию.
Человек, ехавший на 1 готовой голове, пусть даже он ехал на ней Большой Приз, не может считаться берейтором до тех пор пока не подготовит не менее пары голов собственными руками.
Или я чего-то не понимаю?
 
Nick, я могу понять ваше непонимание, пардон за тавтологию.

Мне казалось, что я уже достаточно пояснила своё пожелание, но попробую ещё раз.

У меня нет задачи стать профессиональным берейтором. На лошадей я трачу, а зарабатываю в другой сфере.

Просто моё теперешнее положение таково, что уровень притязаний уже достаточно высок. Не столько в смысле «в этом сезоне наехать 64% по МП», сколько в понятиях качества работы лошади. Ну, чтобы лошадь двигалась расслаблено, чтобы менки были без вихляний и отставаний, чтобы переходы между и внутри аллюров были отличными и т.п. А соревнования – это побочный продукт.

На данный момент у меня нет готовой лошади-учителя. Есть такая на дополнительные занятия один раз в неделю. В остальное время у меня есть моя основная лошадь. У неё хорошая база, но она сложная. Не дурноезжая, а просто непростая в настройке. Может не совсем понятно, что я имею в виду. Я выше уже в двух словах описывала, сейчас нет времени подробно писать.

Поэтому ехать просто как всадник-ученик я не могу себе позволить. Я должна ехать как всадник-берейтор. Не потому что так круче звучит, а потому что эта лошадь не самовоз.

Наверное, я неудачно тему назвала. Если будут более подходящие предложения, то готова, дабы не вводить в заблуждение, тему переименовать.
 
если вы только-только поднимаетесь на заявляемый уровень (для примера, скажем, готовитесь к МП, еще никогда его не ехав ранее и не имея опыта подготовки лошади с уровня юношей до этого самого МП) - то вы не можете быть берейтором этой лошади. просто потому что у вас нет ни знаний, ни опыта которые нужны чтобы называть себя берейтором - вы еще сами не знаете, как же правильно а как нет, соответственно если вы не понимаете каких-то моментов работы - вы не в состоянии научить им лошадь, а будете только сбивать ее с толку, вызывая ненужное сопротивление и закрепляя ошибки, которые потом придется долго и нудно исправлять, и вам на самом деле нужен человек который не просто будет вас тренировать, а сможет подсесть на вашу лошадь и поправить там где вы напортачили. и получите вы их, причем только в зачаточной стадии, только тогда когда поработаете по этому самому Малому на лошади которая его УЖЕ знает - она будет вас учить, вместе с тренером.

я вот сейчас, находясь в можно сказать несколько похожей ситуации, ищу возможность позаниматься на хорошей (!), правильно подготовленной и двигающейся МП-СП лошади, чтобы прояснить для себя кое-какие моменты работы.

без обид, но я по прежнему не понимаю.
 
Никит, не понимаешь, потому что мы пространно и немного не о том, чем ты, видимо.
Тема поднялась из одного дневника, где я говорила в контексте - что меня лично вставляет, когда человек уже, допустим, МП едет, а при этом не чувствует самых элементарных и при этом базовых вещей. Как можно ехать МП, "запарывая" вольты? Не на езде, а на тренировках, где есть возможность править, вмешиваться, подработать.
Прочитай мой первый пост в этой теме.

Меня лично удивляет, что люди могут ехать юношей, МП и не первый год, но тренер не может оставить их и на неделю - лошадь рассыпается, настройки рассыпаются, лошадь надо править и править. Причем - начиная с вольтов. А как они до МП допрыгали, если всадник лошадь на вольту теряет - упускает плечи, дает вываливаться, дает ложиться на руку, теряет сгибание?
Я слабо верю в то, что человек может ехать МП и при этом ничего не чувствовать, где он лошадь упускает. Ну не верю я, поскольку лично мне это кажется невероятным! Это все равно что выпускнику музыкальной школы не различать "взвейтесь, кострами, синие ночи" и "Голубой Дунай" Штрауса. Так что природу этого явления я пока не понимаю. Вроде явление есть, но как его объяснить - большая и жирная затыка.

А берейтором быть, как я уже упоминала, совершенно не обязательно. Под "берейтором" лично я имела в виду человека, который почувствует неправильное движение и исправит его самостоятельно и по крайней мере сохранит правильные настройки выезженной лошади. То есть, под берейтором я подразумевала не профессионала, который денно и нощно штампует лошадей к МП, а любого человека, который способен не просто прокатиться от сих до сих, а вмешаться в процесс и наладить какие-то настройки или НЕ ИСПОРТИТЬ существующие.
Если можно такому всаднику найти другое название - давайте придумаем. ))
 
Последнее редактирование:
Сверху