Достаточно интересная тема про дипломы их значения в жизни тренера по КС.
Начать надо с осознания простой мысли, что в России нет образования тренера по КС высшего очного. И даже средне специального (программа от 2,5 до 4 лет) нет.
Есть заочный институт в Малаховке, давно и прочно называемый кадровой кузнецей будущих учителей физкультуры начальной школы. Где крайне лояльно относятся к уровню знаний или не знаний учащихся.
Есть пару попыток достаточно корявого среднего образования- как не парадоксально так же по Казанскому направлению Ж/Д в Раменском есть аграрное ПТУ где учат на берейтора ,уровень выпускников к сожалению очень низок равно как и уровень преподавания, есть Курсы при ВНИИКе, там 4 месяца обучения, и есть Хреновое там 2-2,5 года но специальность больше рысистое дело, к ВЕ особого отношения не имеющая.
Посему не секрет, что многие известные тренера либо вообще не имели высшего образования- Анастасьев к примеру, либо имели не профильное образование зоотехника, ветеринара, инженера, юриста, программиста и даже экзотическое мастера наладчика холодильных установок.
Что не мешало быть этим людям прекрасными тренерами с выдающимися успехами у учеников.
Образование само по себе не о чем не говорит, но вот полное его отсутствие и нежелание учится в процессе работы, а просто объявление себя тренером от бога по велению голосов с неба на мой взгляд есть прямой показатель не профессионализма и некомпетентности.
Теперь тут был вопрос, о личном или как становятся "тренерами"
Вкратце приведу собственный пример, не как основу или не дай бог правильный путь развития не подумайте плохого.
Тренировался в одной из Московских СДЮШОР, выступал на стартах по выездке до МП включительно в основном конечно юношеские езды, выполнил КМС, до 17 лет, потом был перерыв связанный с иной не конной деятельностью и поступлением в непрофильный (не конный) ВУЗ. На втором курсе решил вернутся к лошадям, уж больно тяга была сильная.
Работал вначале не совсем по спортивному направлению, но т.к. определенный опыт был начал помогать по мере возможности в работе со спортсменами паралимпийцами Т.Л. Куликовской, позднее Л.Н. Благушиной, именно как работа на подхвате, размять всадника потренировать в отсутствие тренера по заранее им составленной программе, помочь с составлением КЮРа и подбором музыки, т.к. был опыт в данном вопросе, а к первому ЧР 2000 года было сформировано три сборной команды г. Москвы, по четыре спортсмена и большей части требовалась и схема и музыка, да и тренеров на всех не хватало. Через год примерно, дали самостоятельно работать с молодыми только что пришедшими спортсменами, ни образования ни особого понимания что делать я не имел, косяков было вагон и маленькая тележка. Но, были всегда рядом опытные тренера на тот момент к нам пришла работать Г.Н. Ланюгина, тренер очень опытный но строгий, много от нее огребал за дело, но и учится в приглядку было страсть как занятно.
Через пару лет ученики стали понемногу выступать, появились первые заметные результаты, но это все еще была работа неумехи по большому счету, каждый прорыв стоил нервов сил и ошибок, иногда жестких и травматичных в том числе и для спортсменов.
На последнем курсе ВУЗа, у меня было как раз 4 месяца для написания диплома и сдачи госов, решил совместить приятное с полезным, методом шантажа добился направления на курсы тренеров во ВНИК и жил в электричек Москва-Рязань, было здорово. Наверное первое понимание, что на тренера надо учится всю жизнь появилось у меня именно во время учебы на курсах, я приехал весь такой с гонорм и на плацах, шутка ли тренер ЧР, а оказалось что во многих вещах, я мягко сказать совсем не копенгаген, и школу как теоретическую так и практическую дали на мой взгляд не плохую. Особенно благодарен Л.А. Борисовой основному перподователью по теории езды и практике по конному делу, вот действительно тренер от бога, у нас на курсах учился дяденька 38 лет, первый раз на лошадь он сел в первый день занятий, через три с половиной месяца он сдал на 2 разряд по конкуру, причем особо с ним Борисова не занималась кроме первых пару недель, так что рассказы о том что возрастные любители прямо годами должны учится и тренироваться преодолевать 60 см с тех пор для меня смешны.
После курсов и получения диплома в непрофильном ВУЗе, была дилемма куда идти работать, по специальности либо по желанию. Решил для себя что если за три летних месяца не найду работы с лошадьми за приемлемые деньги и на должности тренера, то пойду по специальности. Нашел по интернету, за сутки, перед отъездом в последний раз с командой на летние сборы в лагерь, поехал познакомится с потенциальным работодателем, который первый и последний раз в моей трудовой биографии спросил о наличии диплома об образовании тренера по КС, я гордо продемонстрировал еще пахнувшей типографской краской ВНИКОВский документ и был принят на испытательный срок.
От красивых и возвышенных тренировок спортсменов пришлось заняться обычным прозаическим прокатом.
Но, зато это была отличная школа работы с клиентами, разными по запросам и потребностям.
Проработав пол года в режиме теперь уже электрички Москва-Домодедово, нашел вторую и потом основную работу тренера уже в Москве не бросая и первую и имея подработку (практически аз спасибо) со спортсменами паралимпийцами ,куда же от них уйдешь...
Еще чрез 1,5 года, уже прочно обзаведясь собственными лошадьми, и немного клиентами ушел в свободное плавание, практически в никуда, было очень страшно но и очень желанно.
Опыта к тому моменту чуть прибавилось ,гонору стало немного меньше, но появилась уверенность что в целом все может получится если работать в одном направлении. Появились первые успехи учеников в конкуре до 110 см, первые разряды 3 и 2, но хотелось вернутся в выездку, все же конкур это здорово, но на большей высоте сильно рискованно а класс лошадей был очень низкий на тот момент.
Покупались собственные лошади, через пол года пришел к финансовой и осознанной необходимости пригласить тренера для себя, сменил несколько человек, кто- то не подошел по финансовым причинам, кто-то по месторасположению, некоторым вполне возможно не устроил класс лошадей либо всадника. В итоге нашел тренера с которой проработал 6 лет и часто консультируюсь и в настоящее время. С ней удалось подготовить несколько лошадей по программе малых езд и одну по программе больших езд, параллельно занимался с учениками дабы обеспечить все свои хотелки в виде лошадей, стартов, тренера и.т.д.
Но ,уровень учеников был примерно одинаковым, максимум юношеские езды и конкур до 120 см, правда их стало на порядок больше. Благо к тому времени появилась арендная конюшня.
Касательно практического опыта все было вроде нормально, а вот теории отчаянно не хватало. Узнал о тестовой в тот момент программе ФЕИ - Курсов для тренеров, удалось прорваться вначале на курс в Москве в качестве слушателя, потом уже в Питер в качестве участника сдал последовательно 1 потом и 2 уровень, на мой взгляд лучшая на сегодняшний день курсовая обучающая программа тренеров, жаль что не массовая. Мировоззрение немного менялось ,медленно и не сразу, но пришло понимание, что количество вовсе не всегда можно преобразовать в качество.
Сейчас занимаюсь тренерской деятельностью параллельно другим работам и не только в конной сфере, далеко не в полном объеме чему в принципе рад, зато услугу могу оказывать более качественно. Считаю ,что тренер обязан учится с каждым новым учеником, и с каждой новой лошадью.
Но, при этом стоит понимать, что ты все же занимаешся конным спортом а не фитнесом на лошади, и требовать с учеников по максимуму и еше немножечко сверху, иначе прогресса не будет и результата.
По сути я нахожусь на нижних ступеньках лестницы трнерских знаний, передо мною есть опыт гораздо боле талантливых и успешных коллег и учителей, но слепо копировать их работу на мой взгляд не совсем верный путь, хотя стараться
брать самое лучшее от каждого хорошая мысль.