Re: Саблезубые белки или как с этим бороться...
Пока стоит наша ужасающая Питерская жара аж в +30 градусов, заниматься совершенно нереально, без риска стать запеканкой в панировке из слепней. Поэтому мы с Белкой начали выходить в поля верхом. Первый раз было страшно... Откуда мне было знать, как он себя там поведет верхом? Первый раз ходили только шагом, был очень зажат, все время пытался танцевать на месте и таращился во все стороны. Второй раз уже сделали рысь по периметру нашего большого поля, а в третий раз я решилась на галоп. Поскольку я тут пишу, галоп прошел удачно
Я решила выкладывать по чуть-чуть здесь свои заметки о том, как я ездила к Фрэнку Грело прошлой осенью. Франциско Грело - мастер классической выездки, португалец, ученик Нуно Оливейры. Сейчас он живет и работает недалеко от Торонто. Он удивительно харизматичный и интересный человек и хороший учитель. Вдруг кому-то будет интересно, как учат классики таких чайников от верховой езды, как я. Столько лет работы в руках не могли пройти бесследно. Конечно какие-то навыки никуда не делись, но в целом моя больная спина и мои незаезженные кони было чудовищным сочетанием... Собственно отсюда и возникло желание поездить сначала на чужих конях, но в том ключе, в котором мне это нужно.
День - 1
Сегодня был первый день и Фрэнк с первых минут усиленно вдалбливал мне в голову (к счастью просто путем словесных повторов), что есть только ТРИ значимых слова в деле воспитания любой лошади. Эти три слова придумал французский генерал Алексис Л'Отт и звучат они как "Calm", "Forward", "Straight", то есть "Спокойствие", "Движение вперед", "Прямолинейность". Именно в этом порядке.
Без спокойствия нет расслабления, дальнейшее обучение невозможно.
Движение вперед невозможно без спокойствия, получится только одна суета. А без движения вперед невозможно опять же никакое обучение. Если лошадь стоит на месте, ее невозможно учить.
И только при выполнении первых двух условий возможно третье - прямолинейность. В этом слове фактически заключается весь основной смысл выездки лошади.
Прямолинейность это не когда лошадь скачет галопом через поля. Это когда она движется прямая как стрела на любом аллюре и в любом темпе - это показатель уровня мастерства и физического развития. Как пианист, который обязан владеть обеими руками совершенно одинаково, однако достигается это далеко не за один день.
Затем на манеж вышла очень милая женщина по имени Джоана на своем 4-хлетнем мерине лузитано (она не смогла с ним справиться, когда он был жеребцом и кастрировала его, поскольку он становился реально опасен и кидался "ДАЖЕ НА ФРЭНКА"). Фрэнк взял ее на корду и начал показывать мне как правильно держать корду, бич, как останавливать лошадь, как объяснить ей, что она должна согнуться внутрь и тд. Параллельно он давал указания Джоане по поводу посадки и просил ее выполнять разные движения на лошади верхом. Например он попросил ее слегка отклониться назад и сказать, что с ее посадкой не так, какие ее мышцы теперь перенапрягаются и почему нельзя так сидеть. Тоже самое по поводу наклона вперед. Вообще основная проблема почти у всех - человек на лошади слишком много думает головой, в то время как "думать надо задницей", по словам самого Фрэнка. То есть сидеть надо так, как это наиболее естественно. Когда человек начинает об этом думать, он сразу зажимается и зажимает лошадь.
Затем Фрэнк объяснил, как он учит молодых лошадей подниматься в галоп. Совсем не так, как это положено по протоколу "внешняя нога за подпругой, внутренняя у подпруги и тд". Он просто просит лошадь ускорить рысь настолько, чтобы лошадь начала терять свой баланс, тогда, чтобы восстановить его, лошадь сама перейдет в галоп, причем именно с правильной ноги, поскольку она не будет думать о том, что сейчас от нее хочет человек, а о том, как восстановить свое равновесие.
Внезапно Фрэнк отдал мне в руки корду и бич и сказал, что Джоана теперь в моих руках и делай с ней что хочешь.
Мы с Джоаной одновременно испугались и лошадь сразу же это почувствовала. Как только Фрэнк удалился от нас, он повез плечом прямо на стенку, едва ли не размазав Джоану по ней, затем при попытке поднять его рысью, он поплелся нога за ногу, периодически делая попытки подвалить ко мне на предмет разобраться. Фрэнк, увидев это, подошел в центр круга, чтобы показать мне, как правильно показать лошади, что от нее требуется активное движение, но Бриосо уже бежал нормальной рысью, сразу как только увидел, что Фрэнк подошел слишком близко. Вообще все лошади уважают этого человека до священного трепета и примерно хотели чихать на всех остальных, кто в себе не так уверен, это очень заметно.
В конце концов нам удалось вместе с Джоаной поднять коня в нормальную рысь и галоп и даже более-менее согнуться на вольту.
Тут Фрэнк отпустил бедную девушку с конем в свободный полет и отправил меня поседлать Бриллианте. Это жеребец лузитано, которому уже около 16 лет и который "может гнуться как никакая другая лошадь на этой конюшне".
Женщина конюх по имени Клэр посоветовала мне привязать его для чистки, поскольку он как в целом любой жеребец не дурак кусаться. Сначала я так и сделала, но через минуту отвязала, так как жеребец выглядел очень расстроенным и недовольным тем, что его привязали и не показывал никаких признаков хоть какой агрессии в отношении меня. В итоге через некоторое время я уже совершенно спокойно пыталась оттереть от грязи его задние ноги и другие части тела, и он вполне благосклонно все это позволял. Нет, он конечно сделал пару попыток меня "цапнуть", когда я чистила его шею. Но если уж говорить откровенно, то он по-моему даже не собирался кусаться, а лишь делал движение в мою сторону с целью проверки моих нервов. Видимо я проверку прошла, так как кусаться он так и не начал.
Седла конечно у них страшные. В смысле они все хоть и Кифферы или Штубены, но старые и рваные, равно как вальтрапы и подпруги.
При этом надо отдать должное, седло на спину легло идеально, как родное.
Фрэнк пришел, чтобы помочь мне одеть оголовье. Я бы точно не смогла и не факт что вообще смогу. Прийдется ему каждый раз это делать.. Уж очень оно у конкретно этого коня заковыристое.
Мы вышли в манеж и Фрэнк начал с того, что показал мне некоторую часть работы в руках - плечо на вольту, ранверс на вольту, принимание в обе стороны, плечо и ранверс по стенке. Бри в его руках был просто волшебным конем, как он гнулся во все стороны, у меня аж слюни текли. Попутно Фрэнк делая что-то, периодически спрашивал меня "А что мы сейчас делаем?". И мне надо было сказать, что это мол "ранверс-пируэт" или еще что-нибудь такое.
Затем он традиционно внезапно отдал мне жеребца и сказал, делай что хочешь. И тут началось... Гнуться? Хихи.. Оно поперло через меня каким-то специальным бульдозерным шагом и начало пялиться во все стороны на всех остальных жеребцов в манеже (а их там было еще три). В некий момент мне даже начало казаться, что близок некий дизастер и мы с конем сейчас устроим в манеже шухер. Вовремя подошел Фрэнк, объяснил мне, что я не так стою, что я слишком сзади от лошади и он чувствует свободу двигаться куда ему хочется. Стоять надо немного перед лошадью, чтобы видеть ее всю и занимать позицию лидера. После серии плечей и ранверсов по стенке дело пошло немного лучше, но все равно периодически Бри проверял меня, просто тупо устремляясь вперед по своим делам, и ему было совершенно пофиг на оголовье и все остальное. Но в те моменты, когда я возможно делала что-то правильно, он тоже начинал делать все правильно и это конечно очень необычное ощущение, когда держишь в руках лошадь, которая умеет вообще все.
В тот момент, когда мне начало казаться, что Бри уже реально от меня устал и вот-вот пошлет куда подальше, Фрэнк велел мне сесть верхом.
Длину стремян нужно определять исходя из того, что нога, свободно висящая вниз, должна поймать стремя, если просто слегка поднять носок. То есть именно оставаясь в своем естественном, вытянутом положении. Если для того, чтобы взять стремя, требуется согнуть колено, длина слишком короткая.
Вообще, если нога зажата, то любая длина будет плохой, стремя всегда будет соскальзывать в неправильное положение, поскольку когда ноги не расслабленны, колено неизбежно ползет вверх и стремя слетает. Фрэнк повторил слово в слово то, что о посадке писал еще Плювинель. Сидеть на лошади надо так, как будто стоишь на земле. Нельзя стоять на земле не в балансе, иначе просто упадешь. Сидеть надо точно также.
И нас опять отправили в свободный полет по манежу, шагом. Проблемы начались прямо с остановки. Видимо я делала что-то совершенно непонятное для коня, поскольку останавливаться он даже не собирался. И только когда мне удалось выполнить команду Фрэнка расслабиться, устремив собственный центр тяжести вниз и вперед, одновременно обхватив лошадь ногами с обеих сторон (а это вообще не тривиально, обхватить что-либо ногами и при этом расслабленно откинуться назад), Бри вдруг внезапно встал как вкопанный. Скорее всего случайно или ему надоело. Фрэнк неоднократно повторил, что человек привыкает все делать руками, на то они и руки и эту привычку переносит на лошадь. Однако с лошадь нужно учиться все делать ногами, а руки так, для перфекционизма, когда лошадь уже все делает и нужно лишь отполировать какое-то супер точное движение.
Затем Фрэнк подозвал нас и велел делать вокруг него плечо на вольту, так чтобы он был центром круга. Однако мы ходили сперва исключительно по огурцу. Бри офигенно реагирует на ногу. Любое неверное лишнее движение, и вот он уже идет траверсом невесть куда. Либо наоборот пытается протаранить Фрэнка, который и в ус не дует в это время, объясняя что-то второму всаднику на манеже. Затем мы делали переход из плеча по вольту в траверс по вольту. Как же это все-таки клево, когда лошадь может мгновенно перестроиться. Только что шел со сгибанием внутрь и раз, уже идем со сгибанием наружу. Мне сложно представить насколько Бри офигел от меня и от того, сколько лишних движений я делала в попытке сделать какие-то элементарные для него вещи. Короче мы оба устали друг от друга, работая лишь на шагу.
Тут Фрэнк взял Бри в охапку, отвел его на стенку, и давай делать пиаффе. Ну то есть Бри делал, а Фрэнк рядом стоял, постоянно комментируя мою посадку (ну то есть не посадку, а то что должно было бы ею быть). Внезапно (ага, опять все внезапно), Фрэнк отпустил Бри, продолжая просить у него пиаффе, и сказав мне, чтобы я сидела так, чтобы он оставался на месте (under the seat). Ха-ха!
Как только Бри слегка высунул нос за плечо Фрэнка, он тут же выскочил вперед весь и поскакал галопом в противоположный угол манежа с видом "Хоть я тебя хозяин и уважаю, но вот ту что сверху я все-таки покатаю".
Возвращаться обратно к Фрэнку он категорически не хотел, осознав, что свалил-то он все-таки от него, а не от меня. Однако Фрэнк потребовал, чтобы мы с конем прошли 5 шагов вперед до стенки, где он сам стоял, и остановились ровно вон возле той буквы, а не где попало. Это удалось наверное с пятого раза. Бри упорно делал пируэт на галопе и пытался ускакать нафиг. Все вокруг сразу сказали, что вообще-то Бри умница и хомячок, просто иногда он имеет свое мнение.
Затем мы снова делали пиаффе. Вернее его делали Бри и Фрэнк, а моей задачей было каким-то образом дать понять Бри, что ему ни в коем случае нельзя никуда выскакивать вперед Фрэнка, а то будет беда. Но на второй раз Бри уже не стал ставить эксперименты, поэтому мы довольно успешно проползли на пиаффе кусок стены и тут Фрэнк решил, что с нас хватит.
Пока я раздевала Бри, ко мне подошла Клэр и спросила, не знаю ли я (хихи, ну угадайте кого?) одного такого господина по имени Alexander N.... "Ну конечно я его знаю, мы с ним живем в одном городе". "Да ты что, не может быть, ну и как он? Клевый да? Расскажи!". Ну я, конечно, рассказала. Бедная Клэр, это было для нее большим разочарованием. И надо было видеть ее лицо, когда я сказала, что этот человек не использует в своей работе вообще никаких латеральных движений. "А как же тогда он делает сбор??" спросила она. И это конюх на конюшне Фрэнка Грело. Который понимает по сути куда больше, чем тот самый господин...
Потом я вернулась в манеж, посмотреть как там одна девушка по имени Стейджа(Stasia), работала с офигенным жеребцом лузитано по имени Оргулозо (Орги). У них на тот момент что-то однозначно не клеилось. Они должны были сделать вольт на галопе вокруг Фрэнка. У девушки было выражение полного отчаяния на лице, жеребец носился галопом по всему манежу с выражением "Ничего не понимаю", а Фрэнк стоял в центре с выражением "Сейчас я кого-нибудь покусаю сам" и кричал девушке "Брось поводья нафиг все, работай внешней ногой, смотри на меня". Девушка совершенно очевидно боялась это сделать, в том числе и смотреть на Фрэнка, и по этому поводу еще сильнее зажалась на лошади, отчего лошадь еще более интенсивно скакал галопом по всему манежу, периодически пытаясь виртуозно вписаться прямо в пиляры. Наконец Фрэнку это надоело, он каким-то образом остановил эту карусель, сел на коня сам, сделал пируэт на галопе и собранным галопом проехал вдоль стенки, слез, сформулировав знаменитую теорему "Все проблемы всегда в человеке, а не в лошади".
(продолжение будет...)